Население в международном праве

Под населением в международном праве понимается совокупность людей, проживающих на территории определенного государства и находящихся под его юрисдикцией. Население любого государства состоит из: а) граждан данного государства (основной состав населения); б) иностранных граждан; в) лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) и г) лиц, не имеющих гражданства (апатриды).

Правовое положение населения любого государства регулируется его внутренним законодательством — конституциями, законами о гражданстве и другими законодательными актами. Однако имеется группа вопросов, касающихся населения, которые могут регулироваться в процессе сотрудничества между государствами на основе международных договоров: вопросы о правах и свободах человека и защиты национальных меньшинств, вопросы правового положения лиц, не имеющих гражданства, или лиц, имеющих двойное гражданство, статуса иностранцев и права убежища и др. Поскольку указанные вопросы в конечном счете регламентируются внутренним законодательством, государства в процессе сотрудничества вырабатывают конвенции, соглашения, положения которых должны получить отражение в национальном законе.

При заключении межгосударственных договоров и соглашений о международной защите прав человека, государства, подписавшие их, принимают на себя обязательства пересмотреть национальное законодательство по соответствующим вопросам, принять новые законы или внести изменения в существующее законодательство в соответствии с подписанными и ратифицированными международными договорами, то есть провести трансформацию международных норм в норму национального законодательства. Трансформация — один из способов реализации, практического осуществления норм международного права, регулирующих права человека и различных групп населения. Для международного права безразлично, каким образом будет проведена трансформация: будет ли принят особый национальный закон, внесены ли изменения в существующее законодательство, сделана отсылка к международной норме и т. д. Государство свободно в выборе подобных форм и методов (если в самом договоре не указаны обратное) — важно, чтобы они были действенными, реально способствовали выполнению государством взятых на себя международных обязательств.

С принятием устава ООН в международном праве сформировалась новая отрасль международного права – право прав человека. Международное право все более ориентируется на человека на регулирование его прав и свобод и создание действенных механизмов их защиты на национальном и международном уровнях. Права человека с точки зрения международного права – это общие и одинаково понимаемые возможности, которые предоставляются каждым государству индивиду. Центральное положение в системе международного права и прав человека занимает один из основных принципов международного права – принцип уважения прав человека. Первоисточником указанной отрасли является Всеобщая Декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. С 1950 г. 10 декабря ежегодно отмечается как День прав человека. Во Всеобщей Декларации прав человека получил закрепление основной перечень прав и свобод человека, определено, что они должны определять содержание национального законодательства и международно-правовых документов в данной области. Другими главными источниками отрасли прав человека являются два пакта по правам человека 1966 г.: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. На основании этих пактов происходит деление прав и свобод человека: на гражданские и политические права; экономические, социальные и культурные права; коллективные права (права народов, права меньшинств национальных, этнических, религиозных и языковых, права коренных и ведущих племенной образ жизни народов). Для государств Европы большое значение имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г., которая предусматривает такой эффективный механизм защиты прав как Европейский суд по правам человека, который рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав человека, предусмотренные указанной конвенцией..

Главная роль в защите прав и свобод человека отводится системе ООН и Верховному комиссару ООН по правам человека. Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреждения (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по правам ребенка и женщин и другие), Международный Суд ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН сроком на 4 года (с возможностью продления еще на 4 года) из числа лиц, характеризующихся высокими моральными устоями, честностью и обладающих опытом, в тои числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур. На Верховного комиссара по правам человека возлагаются обязанности по содействию и защите всех прав человека, содействию международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека, стимулированию и координации действий в области прав человека в рамках системы ООН, оказанию помощи в разработке новых стандартов в области прав человека. Верховный комиссар также должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Защитой прав человека занимаются иные международные органы. Комитет по правам человека, образованный в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. осуществляет контроль за надлежащим соблюдением положений данной конвенции. Комитет состоит из 18 человек, избираемых на 4 года тайным голосованием из списка лиц, который ведет Генеральный секретарь ООН. Все государства-участники пакта обязаны представлять в комитет по правам человека периодические доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. В комитет также могут подаваться жалобы частных лиц. По жалобам таких лиц проводится проверка. После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с предложением устранить соответствующее нарушение права. Комитет не является судебным органом и его решения именуются «соображениями». Вместе с тем, к таким соображениям Комитета государства серьёзно относятся и как правило устраняют допущенные нарушения прав человека. Действуют также: Комитет против пыток, образованный в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г.; Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г..

На региональном уровне особе место занимает Европейский суд по правам человека - международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы (европейская региональная международная организация), ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, 1950 г. Суд располагается во дворце прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы (в т.ч. от граждан России) на нарушение государствами прав и свобод, закрепленных указанной конвенцией. Решения суда носят обязательный характер для государств Совета Европы.

Международный билль о правах человека[1] — совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,[2] Международный пакт о гражданских и политических правах, Первый и Второй факультативный протокол к нему в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека.

41. Право убежища как институт международного публичного права.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежносги или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно в совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган Федеральной миграционной службы России. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства Внутренних Дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территотии России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

42. Органы внешних сношений государств.

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это:

Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К компетенции Правительства относятся утверждение, принятие до­говоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на.сессиях международных организаций, на международных кон­ференциях, специальные миссии).

!!!!

К внутригосударственным органам внешних сношений относятся глава государства, парламент, правительство, министерство ино­странных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией России и федеральным законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ, в частности: осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей в другие государства и международные организации; присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о вступлении РФ в межгосударственные союзы и организации и др. Совет Федерации решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, рассматривает законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики нашего государства, принимает решения о проведении переговоров и заключении межправительственных и межведомственных договоров.

Министерство иностранных дел РФ в соответствии с Положением о МИД РФ 1995 г.: разрабатывает общую страт егию внешней политики РФ и представляет предложения Президенту РФ; обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами, международными организациями, представительство и защиту за рубежом интересов РФ, прав и интересов российских физических и юридических лиц, ведение переговоров от имени РФ, разработку проектов международных договоров РФ, наблюдение за выполнением договоров РФ и др.

Помимо вышеназванных, к органам внешних сношений РФ относятся: Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба и др.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях, делегации на международных совещаниях и конференциях, специальные миссии.

43. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.

Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитет – это изъятие представительства и его сотрудников из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания наиболее благоприятных условий для осуществления своих функций дипломатическим представительством.

Различают иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и непосредственно самих сотрудников дипломатических представительств.

Дипломатические представительства обладают следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства, т. е. никто не может проникнуть на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства;

2) помещение представительства, а также находящееся там имущество, включая средства передвижения, пользуются комплексом иммунитетов (от обыска, ареста, исполнительных действий и т. д.);

3) представительство освобождается от всех налогов, существующих на территории государства, на котором оно расположено;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это правило распространяется также на официальную корреспонденцию и дипломатическую почту, которая не подлежит вскрытию и задержанию; 5)сотрудники представительства имеют право свободно передвигаться в стране пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и льготами:

1) личность дипломатического сотрудника неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частные помещения дипломатического сотрудника пользуется той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства;

3) дипломатический сотрудник пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания;

4) дипломатический сотрудник также пользуется иммунитетом от административной и гражданской ответственности страны пребывания. Кроме вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический сотрудник выступил в качестве исполнителя завещания, наследника, попечителя или отказополучателя, а также исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического сотрудника за пределами его профессиональных функций.

Кроме всего вышесказанного, необходимо отметить, что член семьи дипломатического представителя, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

!!!!!

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания;

4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета;

5) сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

1) личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;

2) частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

3) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания;

4) дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

44. Привилегии и иммунитеты дипломатических представителей.

См вопрос 43

45. Привилегии и иммунитеты консульских представительств. Особенности правовой регламентации.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.

5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим

46. Привилегии и иммунитеты консульских представителей. Особенности правовой регламентации.

См. вопрос 45

47. Функции дипломатических и консульских представительств.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем: а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в) ведение переговоров с правительством государства пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).

Конвенция презюмирует выполнение дипломатическим представительством консульских функций, что особо оговаривается в ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях; соответственно на этот вид деятельности дипломатического представительства распространяются положения названной Конвенции. Согласно Положению о Посольстве Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., к основным задачам и функциям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания; осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений РФ с государством пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.

Заключаемые государством договоры и национальное законодательство могут содержать нормы, относящиеся к функциям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Так, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего государства такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в государстве пребывания. Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской федерации" дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства, направляют такие ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

По постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. при посольствах РФ в государствах СНГ, в странах Балтии и в КНР учреждаются представительства Федеральной миграционной службы России.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, естественно, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также — применительно к консульским учреждениям Российской Федерации — в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения которого сохраняют силу и значение. Здесь, в частности, названы такие функции, как учет постоянно проживающих и временно находящихся в консульском округе граждан РФ, включая их воинский учет; подготовка материалов по вопросам гражданства; действия — в рамках законов государства пребывания и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом, задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих" наказание (см. § 6 гл. 15).

48. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств.

Для назн-ния главы диплом.предст-ва необходимо послед-но выполнить след.формальности: 1)Запрос агремана – согласия гос-ва пребывания на назн-ние данного лица главой диплом.предст-тва. 2)Издание, после получения агремана, акта, оформл-го назн-ние главы предст-тва. 3) Вручение верительных грамот, т.е.док-та, удост-щего офици.статус главы диплом.предст-ва. Мид гос-ва пребывания или др.минис-тво, в отн-нии к-рого и. д-ренность, уведомляется о назн-нии сотр-ков предст-ва, их прибытии и об их оконч-ном отбытии или о прекр-нии их ф-ций в предст-ве.Ф-ции дипломэагента прекр-тся:а) по уведомлении аккредитующим гос-вом гос-ва пребывания о том, что ф-ции диплом.агента прекращены;b) по уведомлении гос-вом пребывания аккредитующего гос-ва, что, оно отказывается признавать диплом. агента сотр-ком предст-ва.Гос-во пребывания м.в любое время уведомить аккр-щее гос-во, что глава предст-ва или к.-л.из членов дипл.перс-ла предст-ва явл.persona non grata или что любой др.член перс-ла предст-ва явл.неприемлемым. В таком случае аккр-щее гос-во д.соотв-но отозвать данное лицо или прекратить его ф-ции в предст-ве. Главы конс. учр-ний назн-ся предст-мым гос-вом и допус-ся к вып-нию своих ф-ций гос-вом пребывания.Формал-ти в отн-нии назн-ия и допущ-я главы конс.учр-ия опр., соотв-но, з-нами, правилами и обычаями предст-го гос-ва и гос-ва пребывания.Предст-мое гос-во снабжает главу конс.учр-ния док-том, и.форму патента или подобного ему акта, составляемым при каждом назн-и, удост-щим его долж-ть и указ-щим его И.Ф., категорию или класс,, консульский округ и мест-дение конс.учр-ния. Глава конс.учр-ния допус-ся к вып-нию своих ф-ций разр-ем со стороны гос-ва пребывания, называемым экзекватурой,кроме временного допущения к вып-нию своих ф-ций и временного вып-ния ф-ций. МИД государства пребывания или указанный этим министерством орган уведомляет:см.тоже что и дипломат.предс-ль.

Ф-ции р-ков конс.учреж-я прек-тсяа) по увед-нии гос-ва пребывания предст-мым гос-вом о том, что его ф-ции прекр-тся;b) по аннул-нии экзекватуры;с) по увед-нии гос-вом пребывания предст-го гос-ва о том, что гос-во пребывания перестало считать его р-ком конс.перс-ла.

!!!!!

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции, делятся на три класса:а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Среди дипломатических представителей по старшинству послы стоят на первом месте. Других различий между дипломатическими представителями разных классов не проводится.

Таким образом, можно сделать вывод: вопрос о классах глав дипломатических представительств — прерогатива международного права.

В дипломатическом праве существует понятие дипломатический корпус в узком и широком смысле слова. Дипломатический корпус в узком смысле — совокупность глав всех дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле — совокупность всех дипломатических работников зарубежных государств и членов их семей, находящихся в данном государстве. Главойдипломатического корпуса является дуайен, старшина — старший по классу и по времени пребывания в данной стране глава одного из аккредитованных в ней дипломатических представительств.

Назначение и отзыв глав дипломатических представительств осуществляется на основе международного и национального права.

Перед назначением аккредитующее государство запрашивает у принимающего государства согласие — агреман — на принятие конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства.

На листе бумаги с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и послужного списка кандидата на пост главы дипломатического представительства не ставится никаких подписей или печатей. Если в течение максимум трех недель со дня передачи бумаги на представляемую кандидатуру ответа нет, значит, принимающее государство не желает иметь данное лицо в качестве главы дипломатического представительства. Причины могут быть разные. Самая банальная из них — лицо допускало недружественные высказывания в отношении принимающего государства.

Отсутствие мотивировки со стороны принимающего государства считается нормой в дипломатической практике. В этом случае аккредитующему государству необходимо позаботиться о подготовке справочных данных на новую кандидатуру главы дипломатического представительства.

После получения агремана на представленную кандидатуру, т. е. признания его persona grata (желательным лицом), глава аккредитующего государства подписывает указ (или другой документ) о назначении данного лица главой дипломатического представительства в государстве пребывания, который публикуется в печати.

После этого глава аккредитующего государства подписывает верительные грамоты, завизированные главой внешнеполитического ведомства, которые адресованы главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» всему тому, что будет излагать от имени аккредитующего государства глава дипломатического представительства.

В соответствии с международным правом глава дипломатического представительства в государстве пребывания считается приступившим к своим обязанностям либо 1) с момента вручения им верительных грамот главе государства, либо 2) с момента его прибытия в государство пребывания и вручения копий верительных грамот главе его внешнеполитического ведомства. Какой из названных двух вариантов будет применяться, зависит от практики государства пребывания.

В дипломатической практике часто бывают случаи, когда одно и то же лицо совмещает функции главы дипломатического пред­ставительства в двух или более государствах (кумуляция). Это происходит тогда, когда рядом с крупным государством находится не­большое государство, в которое по соображениям экономии финансовых средств нецелесообразно направлять еще одного главу дипломатического представительства. Например, посол Российской Федерации в Австралии одновременно является послом по совместительству в Фиджи, Науру и Вануату, также пример: ЮАР - КоролевствоЛесото.

49. Порядок назначения и отзыва глав консульских представительств.

В соответствии со ст. 10 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Формальности в назначении и допущении консулов определяются законом, правилами и обычаями представляемого государства и страны пребывания.

В том государстве, которое представляет консул, он должен получить документ, который носит название консульский патент. Этот документ подписывается либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства в зависимости от того порядка, который принят в данном государстве. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам властям государства, куда собирается прибыть консул для получения экзекватуры - согласия на исполнение консулом его обязанностей.

Получив консульский патент, власти государства будущего пребывания консула решают вопрос о возможности допущения его к исполнению служебных обязанностей в определенном консульском округе. Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Обычно экзекватуру выдают внешнеполитические ведомства, однако это определяется внутренним законодательством каждого государства.

Консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента выдачи экзекватуры. Как раз в этом и состоит правовое значение данного документа.

!!!!!

Экзекватура. Назначение консула на должность является внутригосударственным актом: оно составляет служебное отношение между должностным лицом и государством.

Государство, в которое назначен консул, уведомляется по дипломатическим каналам — направляется нота, которая содержит просьбу о выдаче экзекватуры. Выдача экзекватуры — это юридический акт, который означает допуск консула к месту его службы и разрешение на исполнение им своих функций и пользование положенными ему должностными привилегиями и иммунитетом. В преамбуле Конвенции о консульских сношениях 1963 г. специально подчеркивается, что «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

50. Понятие и виды международных преступлений. Специфика привлечения физических лиц к ответственности за совершение международных преступлений.

Международные преступления - наиболее опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, являются персонифицированным воплощением преступной политики государства.

К международным преступлениям Уставами международных Нюрнбергского и Токийского трибуналов отнесены:

• преступления против мира;

• военные преступления;

• преступления против человечности.

Преступления против мира включают в себя: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров

Военные преступления - Нарушение правил и обычаев ведения войны

Преступления против человечности - Убийства, истребления, пытки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, Преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам.

Указанные преступления посягают на отношения против мира и безопасности человечества. Общественными отношениями по обеспечению мира, мирного сосуществования, безопасности мирового сообщества являются общественные отношения добрососедства народов, государств, мирного урегулирования споров, уважения и соблюдения принципов суверенитета государства, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства, соблюдения прав и свобод человека, выполнения общепризнанных правил, методов ведения военных действий, сохранения окружающей среды для нормального безопасного существования народов.

Работу по кодификации преступлений против мира и безопасности человечества ведет Комиссия международного права. После второго чтения в 1996 г. данная Комиссия утвердила проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, который включает пять международных преступлений:

• агрессию;

• геноцид;

• преступления против человечности;

• военные преступления;

• преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала.

Уставом Нюрнбергского трибунала к преступлениям против мира отнесены: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий (ст. б).

Планирование означает расчет людских и технических ресурсов, планы расположения вооруженных сил, направления их продвижения, осуществления режима на оккупированной территории, хозяйственно-технического обеспечения вооруженных сил и др.

Подготовка агрессивной войны включает в себя наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и зашиты мира

Развязывание агрессивной войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии.

Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны

Преступления против человечества

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. определяет геноцид как следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую (ст. II)

Конвенция признает преступными и наказуемыми геноцид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида, соучастие в геноциде.

К преступлениям против человечности Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала были отнесены: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости,

совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6).

Уставом международного Трибунала по Югославии 1993 г. указанные преступления против человечности были дополнены преступлениями, которые совершаются в ходе вооруженного конфликта как международного, так и внутреннего характера, и направлены против любого гражданского населения:

• заключение в тюрьму;

• пытки;

• изнасилования;

• преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам;

• другие бесчеловечные акты (ст. 5).

К преступлениям против человечности относится разработка, производство, накопление, приобретение, хранение, применение, сбыт оружия массового поражения.

Понятие и перечень военных преступлений были даны в Уставе Нюрнбергского трибунала. К ним отнесены нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления (ст. 6).

В дальнейшем четырьмя Женевскими Конвенциями о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Об обращении с военнопленными; О защите гражданского населения во время войны — этот перечень преступлений был расширен.

!!!!

Международное преступление - это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.

Виды:

· преступления против мира

· военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны

· преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, терро­ризм). Совершены с целью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями;

· преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т. д.).

Международные преступления:

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

3) влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях - национальной юрисдикции.

Физические лица (граждане государств и липа без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида; б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии (подробнее см. главу XXV).

51. Понятие и виды преступлений международного характера. Специфика привлечения физических лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений международного характера.

Преступления международного характера предусмотрены международными договорами и относятся к деяниям с универсальной юрисдикцией. Каждое государство-участник соответствующего международного документа согласно принципу международного уголовного права о том, что определение преступления, признанного таковым международным уголовным правом, и применимых юридических возражений, входит в сферу внутреннего законодательства государства, устанавливает уголовную ответственность за такое преступление с учетом особенностей своей правовой системы.

По мнению В.Н. Кудрявцева, преступления международного характера — это деяния, предусмотренные международными договорами, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами.

Все преступления международного характера имеют следующие характерные для них признаки:

 предусмотрены международным договором

 посягают нормальные стабильные отношения между государствами

 обладают иностранным элементом

 регулируются национальным законодательством

Кодификация преступлений международного характера на настоящий момент еще не осуществлена. Систему этих преступлений на основании норм международного уголовного права и с учетом национального права государств можно представить в следующем виде:

I) преступления против прав и свобод личности:

• рабство и работорговля;

• похищение и иное насильственное исчезновение людей,

• торговля и незаконная вербовка людей;

• нелегальная эмиграция и иммиграция;

• эксплуатация проституции;

• пытки и другие жестокие унижающие человеческое достоинство виды обращений и наказаний;

II) экономические преступления:

1) легализация доходов от преступной деятельности (отмывание);

2) фальшивомонетничество (подделка денежных знаков);

3) незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара;

III) коррупционные преступления:

1) получение взяток;

2) дача взяток;

3) коммерческий подкуп;

IV) преступления против общественной безопасности

A. Преступления против общественной безопасности:

1) участие в организованной преступной группе;

2) пиратство;

3) незаконный оборот огнестрельного оружия;

4) хулиганство (в частности, хулиганское поведение во время спортивных мероприятий)

5) международный терроризм

Б. Транспортные и связанные с транспортом преступления (некоторыми специалистами в области МУП данная группа преступлений именуется преступлениями, совершаемыми в открытом море + при этом они в эту группу включают пиратство):

1) столкновение морских судов;

2) неоказание помощи на море;

3) разрыв и повреждение телеграфного кабеля и трубопроводов;

B. Экологические преступления и преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе:

1) экологические преступления;

2)преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне;

3)преступления, совершаемые на континентальном шельфе.

Г. Преступления против здоровья и общественной нравственности:

1) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

2) распространение порнографии.

Д. Посягательства на культурное наследие народов:

1)уничтожение или повреждение культурных ценностей народов;

2)невозвращение культурных ценностей.

Но существует также множество иных классификаций рассматриваемых преступлений, в зависимости от критерия, положенного в основу такой классификации.

Физические лица, совершившие международные преступления, преступления международного характера и иные международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности. Основанием для их привлечения являются действующие международные договоры, которые предусматривают наказания за совершенные правонарушения, а также национальное законодательство государств, гражданами которых они являются или на территориях которых они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений, например, за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Так, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

В отношении физических лиц действуют положения Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений, конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главное заключается в том, чтобы в отношении преступников действовал принцип неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение особенно за международные преступления.

В середине 90-х гг. ХХ в. были созданы два международных уголовных трибунала. Один – для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. Другой – для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы осуществляют судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июня 1998 г. в Риме принялаУстав Международного уголовного суда.Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Согласно ст. 5 Устава Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: 1) геноцида; 2) против человечности; 3) военных преступлений.

52. Агрессия как международное преступление.

Агрессия – одно из наиболее опасных преступлений международного характера.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, не совместимым с уставом ООН.

Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии.

Актом агрессии является:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такой агрессии, или любая иная агрессия с применением силы на территории другого государства или части ее;

2) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

3) действие государства, которое позволяет, чтобы его территория использовалась другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

4) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение оружия против другого государства;

5) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские и воздушные флоты другого государства;

6) засылка одним государством вооруженных бандформирований, вооруженных групп, регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

!!!!!

Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Агрессия не может быть оправдана никакими соображениями любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и является преступлением против международного мира[1].

Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооружённой силы первым).

Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

Прямая агрессия

Вторжение или нападение вооружённых сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: