Прав отдельных категорий населения

§ 1. Защита прав ребенка

Декларация Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 ГА ООН, особо выделяет "защиту уязвимых". К уязвимой группе населения Декларация относит женщин, детей, инвалидов, беженцев и другие категории населения.

Как известно, важной правовой гарантией защиты прав человека является ответственность за их нарушение. Что касается международно-правовых гарантий прав человека, то они закреплены в ряде универсальных и региональных международно-правовых документах, о которых и будет сказано в соответствующих параграфах.

Существуют отношения между людьми, которые напоминают расстановку сил между индивидом и государством в том смысле, что одна сторона занимает более высокое положение и может добиться своего посредством принуждения, а другая не может прекратить эти отношения, и это, как правило, более слабая сторона.

В качестве примеров можно привести положение ребенка в школе, дома; положение женщины, зависящей материально и физически от мужа; положение больного в больнице, особенно в психиатрической. Во всех этих случаях именно государство должно обеспечить защиту слабой стороны (женщин, детей, инвалидов и т.п.), так как именно они относятся к отдельной категории населения, которая часто оказывается беспомощна и не может защитить свое достоинство.

Международное право предусматривает меры специальной защиты уязвимых групп общества. Уязвимая группа общества - это все те, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права и свободы, и, конечно, в первую очередь к данной категории можно отнести детей.

Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека. Необходимость выделения вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвана следующими объективными причинами: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

Немного коснемся исторического аспекта становления института международной защиты прав ребенка.

Положение детей можно назвать бесправным, рабским в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку было свойственно практически всем странам.

В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10 - 12-летнего возраста. Уголовно-судебное положение Карла V (1532) предусматривало смертную казнь подросткам, совершившим значительные кражи при отягчающих обстоятельствах.

Около 150 лет назад законодательство Швеции предоставляло мужу право подвергать физическому наказанию свою жену, работников и детей. Дети подвергались всем видам наказания, включая смертную казнь и каторжные работы.

Некоторые документы подтверждают, что были оговорки, не позволяющие подвергать смертной казни подростков до 14 лет, но эти оговорки легко обходили. До середины XIX в. ничего не было сделано, чтобы, учитывая возраст несовершеннолетних, отсутствие у них жизненного опыта, защитить их правовыми средствами от карающего меча правосудия. В США действовали законы, устанавливающие равную для несовершеннолетних и взрослых уголовную ответственность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Старовойтов О.М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. N 3.

На сегодняшний день обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Последствия Первой мировой войны вызвали необходимость для Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который решал, какие меры необходимо принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации. Одной из таких организаций был Международный союз спасения детей. В рамках этой организации в 1923 г. была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей.

В 1924 г. на пятой сессии Лиги Наций в Женеве была принята предложенная Международным союзом спасения детей Декларация прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация 1924 г. сформулировала принципы международно-правовой защиты детей:

- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;

- голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;

- ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

- ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

- ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Впервые в Декларации 1924 г. подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны - все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Тем не менее Декларация не накладывала обязательства непосредственно на государства, а лишь обязывала "мужчин и женщин всех стран мира" заботиться о благополучии детей.

В период с начала XX в. и до 1945 г. международное сотрудничество государств в области защиты прав детей осуществлялось по трем направлениям: борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков. В указанный период были приняты следующие международные документы:

- Конвенция о рабстве 1926 г.;

- Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.;

- Конвенция МОТ N 103 об охране материнства;

- Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве;

- Конвенция МОТ N 7 о минимальном возрасте найма детей на работу на море;

- Конвенция МОТ N 112 о минимальном возрасте найма детей на работу в качестве рыбаков;

- Конвенция МОТ N 5 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленности.

Однако перечисленные документы затрагивали лишь отдельные стороны правового положения детей. В данный период государствами не ставился вопрос о разработке какого-либо универсального международного документа, который содержал хотя бы минимальный каталог прав ребенка и нормы по обеспечению этих прав. Определяющим в международном сотрудничестве по правам ребенка, как и по правам человека в целом, являлось внутригосударственное право.

Таким образом, фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяют сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в указанный период не существовало.

Современная система международной защиты прав ребенка сформировалась после Второй мировой войны в рамках ООН, и одним из ее основополагающих принципов стало провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Старовойтов О.М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. N 3.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В отдельных областях защитой прав детей занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка. Существенное развитие получают положения, закрепляющие обеспечение специальной защиты и предоставления возможностей и условий, при которых ребенок мог бы физически, нравственно, духовно и умственно развиваться.

Наиболее важные принципы, которые отмечены в Декларации 1959 г., следующие:

- ребенок должен обладать всеми правами, изложенными в данной Декларации;

- ребенок с момента своего рождения должен иметь право на имя и гражданство;

- ребенок должен иметь право на здоровый рост и развитие;

- ребенок должен иметь право на необходимое питание, жилище, отдых и медицинское обслуживание;

- ребенок имеет право на образование.

В качестве одного из принципов Декларация 1959 г. провозгласила обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении.

Декларация прав ребенка 1959 г. оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире. Однако этот документ имел рекомендательный характер.

Время и продолжавшееся ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не только декларировались бы права детей, но на основе юридических норм закреплялись меры защиты этих прав.

В Международный год ребенка, который отмечался в 1979 г., Комиссия ООН по правам ребенка приступила к разработке проекта конвенции. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция является первым международным документом, касающимся детей, который содержит широкий каталог прав, с учетом прав и личных свобод ребенка. Это первый документ, который вводит механизм контроля над соблюдением его положений государствами-участниками.

Конвенция 1989 г. устанавливает статус ребенка, основанный на следующих предпосылках:

- ребенок является самостоятельным субъектом и ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой заботе и правовой защите;

- ребенок как человеческое существо требует уважения его индивидуальности, достоинства и неприкосновенности личной жизни;

- семья является лучшей средой воспитания ребенка;

- государство должно поддерживать семью, а не подменять ее в выполнении функций.

В Женеве с 1991 г. работает созданный в соответствии со ст. 43 Конвенции 1989 г. Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Огромную роль в области международно-правовой защиты прав ребенка играет Международный билль о правах человека, который включает в себя Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и пактах 1966 г. был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, нормы о защите детей от эксплуатации, право детей на образование, принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, принцип особой защиты и охраны детей, принцип свободного выражения ребенком своих взглядов.

Отдельные положения по защите прав ребенка можно найти и в следующих международных документах:

- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.;

- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.;

- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.;

- Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.;

- Международная конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.;

- Американская конвенция о правах человека 1969 г.;

- Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.;

- Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.;

- Конвенция о рабстве 1926 г.;

- Конвенция МОТ N 103 об охране материнства;

- Конвенция МОТ N 89 о ночном труде женщин;

- Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области найма и работы;

- Хартия основных прав Европейского союза 2000 г. и др.

Выделим основные принципы защиты прав ребенка, содержащиеся в рассмотренных в данной главе международных актах:

1) принцип недопустимости дискриминации;

2) принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка;

3) принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов;

4) принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие;

5) принцип особой защиты и охраны детей.

Таким образом, институт международной правовой защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. была ратифицирована Российской Федерацией, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу.

В соответствии со ст. ст. 7 и 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Как отмечается в ст. 4 указанного Закона, целями государственной политики в интересах детей являются:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества в соответствии с Конституцией России, ее законодательством и традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с основными направлениями обеспечения прав ребенка, закрепляет организационные основы гарантий прав ребенка <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Семейный кодекс РФ, принятый 29 декабря 1995 г., усилил гарантии детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка. В Кодексе закреплено право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетних в суд по достижении ими возраста 14 лет. Семейный кодекс РФ предусмотрел обязательное наличие согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, при усыновлении или отмене усыновления, при восстановлении родительских прав и др.

В России в целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей разработана Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 гг., основными направлениями которой являются:

- улучшение качества жизни и здоровья детей;

- решение проблем неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;

- государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов;

- формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Указанная Федеральная целевая программа включает в себя подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 14. Ст. 1688.

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

О необходимости создания таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, говорится в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей" (п. 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 - 10 мая 2002 г.).

Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в 1981 г., хотя дискуссии по вопросу создания данного института начались еще в 60-е годы XX в.

Выделяется четыре основных способа образования института Уполномоченного по правам ребенка:

1) в рамках существующих государственных органов и институтов (Германия, Дания, Россия) <1>;

--------------------------------

<1> Впервые в Российской Федерации данный институт был создан в 1998 г. на региональном уровне.

2) на основании специального закона, принимаемого парламентом (Норвегия, Швеция);

3) в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия);

4) учреждение неправительственными организациями и работа под их эгидой (Финляндия, Израиль).

В сентябре 2009 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка. Назначает на эту должность и освобождает от нее Президент РФ <1>. Уполномоченный по правам ребенка может запрашивать и получать сведения, документы и материалы от органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать данные органы и организации, проверять их деятельность, получать разъяснения. Он вправе направлять в органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение с рекомендациями по восстановлению прав и интересов; привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов для экспертных и научно-аналитических работ.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Российская газета. 2009. 4 сентября. N 4990.

Как показывает практика функционирования института Уполномоченного по правам ребенка в различных странах, наличие данных институтов "является важным механизмом защиты прав и интересов детей, поскольку омбудсмены по правам ребенка являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов" <1>.

--------------------------------

<1> Кондратьева Е. Уполномоченный по правам ребенка (опыт Республики Польша) // Международно-правовые чтения / Отв. ред. П.Н. Бирюков. Воронеж, 2003. Вып. 1. С. 5.

Работа Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка свидетельствует, что проблема нарушения прав детей различными органами (учреждениями), призванными обеспечивать права детей, а также ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей по защите прав детей является очень острой. В этой связи учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка рассматривается как целесообразный шаг по созданию качественно новой формы правовой защиты детей.

§ 2. Международная и внутригосударственная

защита прав молодежи

Необходимо остановиться на определении понятия "молодежь", которое позволит очертить рамки защиты прав молодежи. Газета "Guidelines", освещая Международный год молодежи, отметила, что "молодежь" - это "хронологическое определение того, кто ею является, по сравнению с теми, кто есть дети или кто есть взрослые, и зависящее от культуры каждой нации. Однако ООН определяет данную группу как группу людей в возрасте от 15 до 24 лет" <1>. При этом отмечено, что каждое государство вправе самостоятельно определять верхнюю возрастную границу указанной группы исходя из своих национальных и культурных особенностей <2>.

--------------------------------

<1> Guidelines (United Nations, New York). 1985. § 19.

<2> Так, в отношении законодательства Германии необходимо отметить, что выделяемые возрастные границы включают в себя 14 лет и 21 год. В законодательстве Испании молодежь - это возрастная группа от 14 до 30 лет, но делается оговорка: "В новых условиях современного мира молодежь меняет свое отношение к общественным ценностям и к ответственности за их соблюдение, что значительно затрудняет выделить верхний предел возрастной группы. Сегодня быть молодым - это не только иметь возраст от 14 до 30 лет, в некоторых случаях молодежь - это и люди в возрасте от 30 до 34 лет. Такое дополнение необходимо внести в связи с тем, что молодые люди не могут окончить университеты к 30 годам".

Важная роль в разработке международно-правовых актов в области прав молодежи принадлежит Организации Объединенных Наций. Первые документы в данной области были приняты в 1965 - 1970 гг. и были направлены на провозглашение прав и основных свобод молодежи, как-то: право на труд, право на образование, право на жизнь и др.

Генеральная Ассамблея ООН одобрила достаточное количество резолюций и рекомендаций, касающихся прав и свобод молодежи <1> (см. табл. 4).

--------------------------------

<1> Resolution 27/85 "Policies and Programmes to Promote the Rights and Responsibilities of Youth" // Angel W. (ed). The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. Dordrecht, 2000. S. 245 - 256.

Также Генеральная Ассамблея ООН (далее - ГА ООН) в своих резолюциях 43/94 <1> (1988 г.) и 44/59 <2> (1989 г.) обратила внимание на важность статуса молодежи, особенно молодежных неправительственных организаций, исходя из содержания права на свободу ассоциаций, что сделало возможным прямое участие молодежи на всех стадиях и уровнях имплементации международно-правовых стандартов молодежной политики и проектов государства по защите прав молодежи.

--------------------------------

<1> Resolution 43/94 // Angel W. (ed). The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. Dordrecht. S. 253 - 255.

<2> Resolution 44/59 // Ibid. S. 251 - 253.

Особую роль в обеспечении прав молодежи играет Резолюция ГА ООН 2037 (XX) "Провозглашение среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и понимания разных народов" <1>. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965) призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.

--------------------------------

<1> Resolution 2037 "Promotion Among Youth of the Ideas of Peace, Mutual Respect and Understanding Between Peoples" // Ibid. S. 157 - 163.

В частности, первый принцип гласит, что молодежь должна воспитываться в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания. Это способствует установлению равноправия для всех людей и всех народов, экономическому и социальному прогрессу, а также разоружению и поддержанию международного мира и безопасности.

Во втором и третьем принципах провозглашается распространение идеалов мира, гуманизма, международной солидарности и уважения к основным правам человека и к праву народов на самоопределение.

В четвертом, пятом и шестом принципах провозглашается, что в целях сближения молодежи в соответствии с Декларацией в области образования, культуры и спорта (1978) следует поощрять и расширять взаимные обмены, поездки, туризм, встречи, изучение иностранных языков, породнение городов и университетов, а также национальные и международные объединения молодежи.

В указанной Резолюции подчеркивается, что важная роль принадлежит семье, так как "молодежь хочет быть уверена в своем будущем, и что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни". Кроме того, молодежь должна осознать свою ответственность в мире, которым она будет призвана вершить, и ее должна вдохновлять вера в светлое будущее человечества.

Одним из важных документов, регламентирующих права молодежи, является резолюция 31/130 "Право молодежи на участие в социальном и экономическом развитии и использование права на жизнь, труд и образование" <1>. Данная резолюция провозглашает роль молодежи в защите права на жизнь, на труд и образование. Резолюция рекомендовала государствам-участникам обозначить важность роли молодежи и необходимость ее участия в формировании будущего человечества. Государствам-участникам предлагалось не умалять роль неправительственных организаций в обеспечении защиты прав и обязанностей молодежи.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 163 - 176.

Наряду с ГА ООН активное участие в решении проблем международной защиты прав молодежи принимает Экономический и Социальный Совет (далее - ЭКОСОС). В резолюции 1983/17 (03.12.1982) провозглашается право на участие молодежи в социальном и экономическом развитии и реализации права на жизнь, труд и образование. Данная резолюция особо обратила внимание на участие государств в интеграции молодежи, направленной на усиление защиты экономических, социальных, политических и гражданских прав и свобод. Рекомендуется государствам-участникам особо соблюдать права незанятой молодежи.

В период с 1965 по 1975 гг. ГА ООН и ЭКОСОС выделили три основные темы в области молодежи: участие, развитие и мир. Была также подчеркнута необходимость проведения международной политики в интересах молодежи. В 1979 г. Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 34/151 провозгласила 1985 год Международным годом молодежи. Генеральная Ассамблея ООН была уверена, что этот год будет полезным для мобилизации усилий на местном, национальном, региональном и международном уровнях, во-первых, с целью создания наилучших условий для молодежи в области образования, получения профессии и условий жизни для обеспечения ее активного участия во всестороннем развитии общества; во-вторых, с целью поощрения подготовки новой национальной и местной политики и программ в соответствии с опытом каждой страны. Темы этой резолюции отражены в Руководящих принципах и Всемирной программе действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период.

Совместно с Генеральной Ассамблеей ООН в рамках ЭКОСОС была разработана Программа долгосрочного действия по развитию молодежного права на национальном уровне <1>. В данной Программе ЭКОСОС обозначил роль участия молодежи в социальном, экономическом и духовном развитии человечества. При этом не отрицается, что молодежь должна активно участвовать во всех сферах общественной жизни государства только после соответствующего закрепления ее прав в национальном законодательстве.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 179 - 181.

Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, состоит из трех этапов. Первый этап был посвящен анализу и разработке Программы долгосрочного действия и ее принятию Генеральной Ассамблеей. Второй этап предусматривал глобальное осуществление Программы долгосрочного действия до 2000 г. Третий, охватывающий период 2001 - 2010 гг., посвящен дальнейшему осуществлению долгосрочных целей и конкретных мер по улучшению положения молодых людей в том обществе, в котором они живут.

К 10 приоритетным направлениям деятельности Всемирной программы, определенным международным сообществом, относятся: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девочки и молодые женщины, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений. При этом можно выделить три основные группы вопросов, которые затрагивают молодых людей в период их развития и становления в качестве членов своих обществ:

- молодежь в мировой экономике: нищета, образование и занятость;

- молодежь в гражданском обществе: окружающая среда, досуг и участие;

- молодежь в опасности: проблемы со здоровьем, наркотики, преступность и дискриминация в отношении девушек и молодых женщин.

В 1985 г. в Резолюции 40/14 Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что эти Руководящие принципы имеют значение, так как в них учитываются интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы: инвалиды, сельская и городская молодежь, молодые женщины.

Несомненным достижением ЭКОСОС в предупреждении дискриминации среди молодежи является Резолюция 1984/15 <1>, которая закрепила статус молодых женщин <2>. Резолюция "О равных возможностях молодых мужчин и женщин в современном мире" <3>, которая состоит из нескольких частей: Резолюции 40/16; Резолюции 42/53 и Резолюции 1984/15.

--------------------------------

<1> Предоставить молодым женщинам возможность участия во всех государственных и общественных мероприятиях, проводимых на территории государств-участников.

<2> Подтверждать тот факт, что молодые женщины в период взросления могут иметь доступ к работе, гражданству и родительскому статусу, но с учетом традиций и обычаев государства.

<3> Молодые женщины должны быть обеспечены всеми условиями для реализации права на отдых.

В частности, ООН рекомендует государствам-участникам должным образом принимать во внимание все требования по распространению информации о трудоустройстве, особенно среди молодежи. Нельзя не отметить тот факт, что Резолюция 40/16 призывает государства обеспечивать молодежь не только трудоместами, но и возможностью доступа к высшему профессиональному образованию.

Особого внимания при определении понятий молодежной политики заслуживает положение о предоставлении молодежи права использования internship <1> при повышении квалификации в международных органах. Данное положение является базовым и включает в себя такие понятия, как "стажировка в конкретном международном органе" и "получение соответствующих знаний в выбранной области". Данный институт является одной из форм реализации права молодежи на образование.

--------------------------------

<1> Должен учитываться такой факт, что молодые женщины, ставшие рано матерями (исходя из определения возраста каждого конкретного государства), считаются не только лишенными своего детства или отрочества, но и не готовыми для полной ответственности родителей и должны быть отнесены к группе повышенного риска.

Важным достижением ЭКОСОС является и разработка основных положений политики и программ по провозглашению прав молодежи. Данные положения содержатся в Резолюции 47/85, Резолюции 44/59, Резолюции 45/103, Резолюции 43/94 <1>.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 245 - 247, 248 - 256.

Резолюция 47/85 указывает, что при имплементации соответствующих актов ООН приоритет должен отдаваться признанию прав молодежи как составной части блока прав человека. Должны учитываться проблемы современной молодежи, не затронутые в резолюциях ГА ООН и ЭКОСОС, такие как голод, наркотическая зависимость, заболевания, включая СПИД, и загрязнение окружающей среды. Особо отмечается, что права лиц, не достигших совершеннолетия, но достигших 15-летнего возраста, частично регулируются Конвенцией по правам ребенка 1989 г.

Государства совместно с органами ООН, особенно с ЭКОСОС, призываются сконцентрироваться на создании специальных межправительственных и неправительственных организаций по имплементации прав молодежи.

Резолюция 44/59 направлена на обеспечение реализации права молодежи на участие в политической и социально-экономической жизни каждого конкретного государства. Отмечается особая важность того, что ООН создает условия, в которых молодежь и молодежные неправительственные организации более эффективно обеспечиваются правом на получение достоверной информации о формах участия в системе ООН <1>.

--------------------------------

<1> Резолюция 44/59 регламентирует и свободу ассоциаций, отмечая, что согласно Всеобщей декларации прав человека и Международному пакту о гражданских и политических правах, а равно в соответствии с иными международными документами по правам человека государства обязаны обеспечить активное и прямое участие молодежи на всех стадиях имплементации, проектов и программ по реализации свободы ассоциаций молодежью. При этом следует отметить, что представителям молодежи необходимо иметь доступ к источникам разъяснения и толкования содержания свободы ассоциаций.

В Резолюции 43/94 отмечается важность взаимодействия ООН и молодежных неправительственных организаций в форме активного участия представителей молодежи в работе органов ООН и в ее специализированных учреждениях. Такое взаимодействие должно быть основано на получении адекватной информации о проблемах молодежи и на информировании органов ООН для нахождения оптимальных решений этих проблем. Резолюция особо подчеркивает, что использование прав молодежи (в частности, права на образование или права на труд) должно осуществляться с учетом положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

По случаю 10-й годовщины принятия Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период Генеральный секретарь ООН представил Всемирный доклад по вопросам молодежи (2005 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Декларация тысячелетия ООН. Утверждена Резолюцией 55/2 ГА ООН от 8 сентября 2000 г.; Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 г. и на последующий период. Резолюция 50/81 от 13 марта 1996 г. // Генеральная Ассамблея ООН. Пятидесятая сессия. Пункт 105 повестки дня.

В докладе дается обзор положения молодежи в мире, отмечается, что молодое поколение, которое стало свидетелем принятия Всемирной программы действий в 1995 г., к 2005 г. полностью заменило новое поколение молодых мужчин и женщин. Каждый из 10 вопросов, которые были включены во Всемирную программу действий, сохраняет свою актуальность для нынешнего и будущего поколений молодых людей во всем мире. Вместе с тем доклад признает, что после 1995 г. в мире произошли многочисленные экономические и социальные изменения. Появилось по крайней мере еще пять проблемных областей, представляющих интерес для молодежи:

- глобализация;

- рост масштабов использования информационно-коммуникационных технологий, которые оказывают огромное воздействие на жизнь молодых людей;

- распространение ВИЧ/СПИДа;

- более активное участие молодых людей в вооруженных конфликтах в качестве как жертв, так и комбатантов;

- растущая значимость отношений между поколениями в стареющем глобальном обществе <1>.

--------------------------------

<1> Необходимо также отметить, что цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, могут рассматриваться в качестве нового комплекса согласованных на международном уровне целевых показателей, затрагивающих молодежь. Большинство целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, непосредственно касаются либо детей (молодых людей следующего поколения), либо вопросов, представляющих большое значение для молодежи. Вместе с тем подчеркивается необходимость разработки и осуществления программ, направленных на содействие конструктивному участию молодежи в процессах принятия решений на местном и национальном уровнях.

Одним из главных документов, разработанных в рамках Комиссии по правам человека ООН, является Резолюция "Образование молодежи с целью развития собственной личности и уважения человека и его основных свобод" <1>, которая посвящена вопросу образования и обучения молодежи в свете защиты прав человека.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2447 (XXIII) (19 декабря 1968 г.) // Angel W. (ed). The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 257.

Разница между правовой грамотностью и правовым образованием <1> в области прав человека состоит в том, что правовую грамотность нельзя понимать как реализацию самих прав. Отметим, что для более эффективного правового образования необходимо использовать современные технологии и методы обучения. В частности, ЮНЕСКО призвана осуществлять помощь заинтересованным государствам в их усилиях подготовить специалистов - преподавателей стандартов прав человека.

--------------------------------

<1> Важным аспектом правового образования является участие студентов во всех сферах управления образовательного учреждения. Это может осуществляться как через выборы исполнительных лиц образовательного учреждения, так и через участие в проектах по финансированию некоторых видов деятельности. Это обеспечит молодежи возможность участвовать в политической жизни государства, т.е. реализовывать свои права и свободы в условиях свободы, равенства и уважения человеческого достоинства.

Можно выделить основные сферы правового образования:

1) исторический обзор развития международного права прав человека;

2) стандарты международно-правовых актов, принятых в пределах компетенции органов ООН и ее специализированных учреждений;

3) практика и реализация прав человека в образовательных учреждениях и современной жизни;

4) нарушения прав и основных свобод человека и гражданина;

5) механизмы защиты прав и основных свобод человека.

ЮНЕСКО играет существенную роль в защите прав и свобод молодежи. В 1947 - 1948 гг. ЮНЕСКО приняла Резолюцию "Образовательная хартия молодежи" <1>. Генеральный директор ЮНЕСКО целью данной Резолюции назвал "провозглашение создания системы международного образования, преодолевающего барьер к доступу всех к образованию, и шагом к созданию международной Хартии молодежи".

--------------------------------

<1> Charter on Education of Youth (1948) / Angel W. (ed). The International law of youth rights: source documents and commentary. S. 123.

В рамках Международной организации труда основными проблемами в сфере прав молодежи признаются безработица, невозможность обеспечения равного доступа к труду и предоставление возможности профессионального обучения. МОТ были приняты следующие документы:

- Конвенция N 123 "Минимальный возраст допуска молодежи к подземным работам в шахте";

- Рекомендация N 146 "Минимальный возраст трудоустройства";

- Конвенция N 138 "Минимальный возраст трудоустройства" (вступила в силу 19 июня 1976 г.);

- Конвенция N 112 "Минимальный возраст допуска к трудоустройству на рыболовных суднах" (вступила в силу 7 ноября 1961 г.) <1> и др.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 402 - 404, 406 - 423.

Резолюция ООН от 1965 г. "Дальнейшее планирование развития прав молодежи" <1> предусматривает различные пути развития системы прав молодежи на региональном уровне, отметив, что региональный уровень очень важен, так как максимально приближен к национальному, что обеспечивает полную реализацию прав молодежи на местах.

--------------------------------

<1> Resolution on youth rights and responsibilities adopted by General Assembly 1965 "Further Planning and Suitable Follow -up in the field of Youth" / Ed. by Martinus Nijholf. Netherlands, 1995. S. 149 - 150.

Наиболее важным документом, регламентирующим права молодежи, в рамках Лиги арабских государств (далее - ЛАГ) является Декларация об установлении направлений политики арабских государств в области защиты прав молодежи <1>.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 691 - 696.

Согласно Декларации создание молодежной политики вызвано прежде всего необходимостью для каждого арабского государства, а также ЛАГ в целом осознания значения и важности развития и поднятия уровня правосознания каждого представителя молодого поколения. Такой подход обусловлен общеправовыми положениями, содержащимися в Арабской хартии прав человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Абашидзе А.Х., Ибрагим Ахмед Абдалла. Арабская хартия прав человека // Правоведение. 2000. N 1. С. 196 - 200.

Отметим, что концепция молодежной политики в рамках ЛАГ несколько отличается от общей международной концепции. ЛАГ понимает молодежную политику как совокупность программ, методов и целей, направленных на повышение уровня общего образования и физического здоровья молодежи в своих странах.

В рамках Европейского союза был принят ряд документов, направленных на обеспечение реализации прав и свобод молодежи. Одним из главных документов является Заключительное соглашение III Конференции представителей исполнительных органов власти европейских государств (сентябрь 1990 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Final Text adopted by the Conference of European Ministers Responsible for Youth (1990) / Youth Rights / Ed. by Martinus Nijholf. 1995. S. 701 - 709 (далее - Соглашение).

Одним из главных достижений Соглашения можно назвать принятие рекомендаций, направленных на содействие реализации права молодежи на участие в социальных процессах и имплементации международно-правовых стандартов молодежной политики, которая нацелена на развитие интернационального молодежного сотрудничества в рамках ЕС. Также особое внимание уделяется статусу молодых женщин в обществе и государстве, при этом предлагались пути по совершенствованию их социальной и трудовой интеграции.

В рамках Совета Европы была принята Программа развития молодежной политики (2000 г.) <1> на ближайшие 10 лет, которая направлена на способствование участию молодежи в общественной жизни путем:

--------------------------------

<1> Program for fostering enterprise and participation among young people to 2000 and beyond / Angel W. (ed). The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 721.

1) активной поддержки обмена опытом и идеями между европейскими государствами посредством молодежных неправительственных организаций;

2) мониторинга инициатив и схем молодежного участия в местной и национальной политической жизни <1>;

--------------------------------

<1> Особое внимание при этом уделяется программе "Llangollen Charter" - "Участие молодежи в муниципальной и региональной жизни".

3) создания и принятия рекомендации Европейского комитета по молодежи (CDEJ) "Молодежное участие и будущее гражданского общества";

4) создания условий, благоприятных для активного посещения молодежью образовательных учреждений.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, одобряя 21 мая 2003 г. пересмотренную Европейскую хартию об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне, выразил убежденность, что Хартия должна стать ориентиром для местных и региональных властей в том, что касается проведения стратегий, влияющих на молодежь. Самое главное - обеспечить инструменты для участия самих представителей молодежи в общественных процессах. Кроме того, Конгресс подчеркнул, что участие молодежи в общественной жизни должно быть реальным и эффективным и не сводиться к включению молодежи в консультативные органы, где они не имеют какой-либо реальной возможности участвовать в практическом принятии решений.

В отличие от Европейской хартии о местном самоуправлении, которая подлежит ратификации и несет определенные обязательства для подписавших государств, пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне одобрена только в качестве рекомендации для своих государств-членов и не несет никаких обязательств.

В рамках Юго-Восточного региона было принято несколько документов.

1. Азиатская декларация "Стратегии развития политики в отношении азиатской молодежи в преддверии XXI века" (8 августа 1992 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 737 - 741.

Азиатская декларация придерживается идей укрепления мира, свободы, справедливости и экономического благополучия среди представителей молодого поколения. Основные задачи Азиатской декларации:

1) повышение качества образования среди азиатской молодежи;

2) расширение возможностей трудоустройства молодежи;

3) содействие позитивному и конструктивному отношению молодежи к глобальным изменениям, ведущим к всеобщей модернизации;

4) подготовка молодежи к будущей роли Юго-Восточного региона.

2. План действий по развитию молодежной политики в рамках Юго-Восточного региона в XXI в. <1>.

--------------------------------

<1> См.: The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 742 - 743. План действий развития молодежной политики в рамках Юго-Восточного региона в XXI в. касается развития молодежной политики на национальном уровне. План действий включает в себя программу "Будущие молодые лидеры Азии".

В Российской Федерации выделяются основные направления молодежной политики, которые содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.

Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и молодежных инициатив. Государственная молодежная политика ориентирована на развитие специальных стратегий государственной политики, направленной на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития будущего поколения России и на соблюдение прав человека.

Основными субъектами государственной молодежной политики в Российской Федерации являются следующие лица:

- граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

- иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

- молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

- молодежные неправительственные объединения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.

Целями государственной молодежной политики в РФ являются:

1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

2) недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста и пола;

3) создание условий для более полного вовлечения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

4) расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, в достижении личного успеха;

5) реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Для реализации целей молодежной государственной политики в Российской Федерации предполагается проводить поэтапные действия в следующих основных направлениях:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи <1>;

--------------------------------

<1> В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, и прежде всего в сфере производства товаров и услуг. Resolution V concerning Young People adopted by the General Conference of the International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 468.

- государственная поддержка молодой семьи <1>;

--------------------------------

<1> Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов государств, а также физическое и духовное здоровье новых поколений.

- гарантированное предоставление социальных услуг <1>;

--------------------------------

<1> Деятельность в этой области в ближайшей перспективе должна быть сосредоточена на установлении системы социальных норм и стандартов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, физическому развитию, охране здоровья.

В этих целях необходимо:

- разработать и осуществить образовательные и культурно-просветительские программы;

- сформировать оздоровительные комплексы;

- разработать градостроительные решения, формирующие жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи. В частности, одной из форм таких решений является решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей. Решение таких проблем возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. Федеральная программа устанавливает комплексные меры по укреплению молодой семьи, используя международно-правовые стандарты ВОЗ (Resolution "Improving the Health of Women, Reducing Maternal Morality and Morbidity through Appropriate Health Care, Adequate Food and Health Programs for Girls and Young Women" (adopted by the World Health Assembly) (1992); Resolution / Angel W. (ed). The International Law of Youth Rights: Source Documents and Commentary. S. 523 - 525);

- создать учреждения социальной службы, специально предназначенные для работы с молодежью (социальная служба для молодежи).

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи <1>;

--------------------------------

<1> Одним из направлений программ духовного и физического развития молодежи является профилактика наркомании, асоциальных явлений в молодежной среде и обеспечение психического здоровья молодежи.

- поддержка деятельности молодежных и детских объединений <1>;

--------------------------------

<1> Одним из главных этапов имплементации прав молодежи на ассоциации является принятие Федерального закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (25.06.1995) (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503).

- содействие международным молодежным обменам <1>.

--------------------------------

<1> Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и реализации международных и межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научно-технических молодежных программ.

Международное молодежное сотрудничество включает в себя такие мероприятия, как:

- развитие международных молодежных обменов, основанных на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии;

- развитие всестороннего сотрудничества со странами СНГ и иными иностранными государствами в сфере молодежной политики;

- организация международных молодежных обменов с целью взаимного обмена информацией о проблемах молодежи, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий, экологии.

В целях реализации молодежной политики в Российской Федерации проводятся мероприятия, касающиеся реализации таких аспектов, как:

- реализация политических факторов системы защиты прав молодежи (например, (1) воспитание гражданственности, подготовка молодых людей к военной службе <1>; (2) подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности; (3) создание системы ювенальной юстиции в целях обеспечения правовой защиты подростков и молодежи) <2>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" // СПС "Гарант".

<2> См.: Борисова Н.Е. Соотношение ювенального права с иными отраслями российского законодательства // Юрист. 1999. N 8. С. 8 - 12.

- обеспечение социально-экономических прав и свобод молодежи (включаются мероприятия по обеспечению занятости молодежи; снижению уровня безработицы (например, путем предоставления сезонных и временных работ и создания рабочих мест для молодежи); росту деловой активности молодежи; пропаганде здорового образа жизни, укреплению института молодой семьи);

- обеспечение реализации культурных прав молодежи (создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; работа со студенческой молодежью; развитие массовых видов детского и молодежного спорта, международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания).

Известно, что Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности официально провозгласила заботу о молодежи одной из своих задач. С 1946 по 1964 гг. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) начала осуществление своей политики и нескольких программ, касающихся молодежи. Однако лишь с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами в 1965 г. проблемы молодежи привлекли внимание всего мира.

Таким образом, такие проявления воли международного сообщества и рост озабоченности проблемами молодежи на национальном уровне привели к принятию важных международных документов, а также Европейской хартии о местном самоуправлении, к установлению связей с молодежью и международными организациями, к провозглашению 1985 года Международным годом молодежи.

В 1985 г. в Резолюции 40/14 Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи.

Суммируя положения этого документа, Конвенции о правах ребенка, Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период, Всемирного доклада по вопросам молодежи, 2005 г., пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне и других международных документов в области молодежи, необходимо отметить, что многие государства успешно разрабатывают планы и программы в отношении молодежи на национальном уровне.

На наш взгляд, нет сомнения в том, что реализация международных документов и европейских хартий в контексте обеспечения интересов детей и молодежи будет способствовать улучшению социально-экономического положения подрастающего поколения в противоречивых условиях современного мира.

Таблица 4

Избранные примеры международных прав

и обязанностей молодежи в существующих универсальных

международно-правовых актах

Виды прав и обязанностей молодежи Наименование международно-правового акта (дата принятия и номер регистрации)
Право на мирное сосуществование между нациями Декларация ООН о провозглашении среди молодежи идеи мирного сосуществования наций, Генеральная Ассамблея 2037 (XX), 1965
Специфические группы молодежи (молодые женщины, молодые иммигранты, инвалиды и др.) Руководство ООН по дальнейшему планированию в области прав молодежи, Генеральная Ассамблея 40/14, 1985
Политические и гражданские права молодежи Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 10, Генеральная Ассамблея 2200А (XXI), 1976
Экономические, социальные и культурные права молодежи Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, статья 10, Генеральная Ассамблея 2200А (XXI), 1976
Право на участие в общественной и экономической жизни государства Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 42/53, 41/98, 40/15, 39/23, 38/23, 37/49, 36/29, 1981 - 1987
Право на образование в соответствии с принципами уважения прав и свобод личности Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2633 (XXV), 2497 (XXIV), 2447 (XXII), 1968 - 1970
Права несовершеннолетних заключенных Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 (Пекинские правила), 45/112 (Эр-Риядские руководящие принципы), 45/171, 44/157, 31/126, 1985 - 1990
Роль молодежи в провозглашении и защите собственных прав Резолюции Комиссии ООН по правам человека (то же), 1972 - 1993
Право на умеренное ограничение воинской обязанности Резолюции Комиссии ООН по правам человека (то же), 1971 - 1993, Резолюции ООН 1261 (1999), 1314 (2000), 1379 (2001), Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (1999)
Минимальный возраст для начала работы Конвенции и Рекомендации МОТ, 1913 - 1973
Право на медицинское обследование Конвенции и Рекомендации МОТ, 1921 - 1971
Право на труд и подготовку кадров Конвенции и Рекомендации МОТ, 1934 - 1984
Ночная работа молодежи Конвенции и Рекомендации МОТ, 1919 - 1946
Иные условия труда молодежи Конвенции и Рекомендации МОТ, 1919 - 1976
Правовое образование молодежи Международный план акций, 1993 (ЮНЕСКО)
Право на физическое развитие Международная хартия ООН о физическом образовании и спорте, 1978
Право на здоровье Резолюции Всемирной организации здравоохранения (среди молодежи) 1974 - 1989
Право на свободное передвижение Резолюции Международной организации туризма (WTO), 1992
Свобода совести и вероисповедания Всеобщая декларация прав человека, статья 18, 1948
Право на семейную и частную жизнь Конвенция ООН о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, 1962

Таблица 5

Резолюции в сфере прав молодежи,

принятые Генеральной Ассамблеей ООН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


  Предмет Дата принятия Номер документа

double arrow