Проверяемые знания | Контроль | |
Умение ставить ударение в словах | 3 чел. | 16 % |
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую | 3 чел. | 16 % |
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки | 4 чел. | 20 % |
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки | 4 чел. | 20 % |
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную | 7чел. | 30 % |
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции | 4чел. | 20 % |
Умение производить фонетический анализ слова (полный) | 5 чел. | 24 % |
Мы видим, что количество ошибок в данном классе значительно снизилось.
Результаты проверок показали, что проводимая нами работа с использованием как традиционных видов упражнений, так и специально разработанных комплектов упражнений позволила не только повторить, но и закрепить фонетические знания и умения учащихся.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию фонетических умений, использование разнообразных методических и дидактических средств, проблемных ситуаций, проблемно-познавательных задач, дидактических игр, вовлечение всех учащихся в процесс обучения с учетом их индивидуальных способностей позволяет достичь хороших результатов. Индивидуализация и дифференциация обучения дает возможность решить те нелегкие проблемы, которые возникают в процессе формирования фонетических представлений.
Работа с фонетическими явлениями позволяет учащимся лучше понять и осознать не только родную речь, но и орфографические правила: «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании»[21, C.231].
Работу по формированию фонетических умений и навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Без работы над фонетическим уровнем языка невозможно дальнейшее обучение в школе.
Так же на основе звукобуквенного и слогового анализа слова можно привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.
Заключение
Изучив и систематизировав теоретический материал, мы можем делать следующие выводы:
- Фонетическая система русского языка явление сложное и многоплановое. Ее основу составляет классификация звуков речи:
Таблица 1
Классификация согласных звуков.
Способ образования | По действующему органу | ||||||||||
Губные | Язычные | ||||||||||
Двугубные | Губно-зубные | Передне-язычные | Средне-язычные | Задне-язычные | |||||||
Твердые | Мягкие | Твердые | Мягкие | Твердые | Мягкие | Мягкие | Твердые | Мягкие | |||
Смычные | Звонкие | б | б' | д | д’ | г | г‘ | ||||
Глухие | п | п’ | т | т‘ | к | к‘ | |||||
Щелевые | Звонкие | в | в’ | з, ж | з‘, ж‘ | j | |||||
Глухие | ф | ф‘ | с, ш | с‘, ш‘ | х | х‘ | |||||
Слитные | Глухие | ц | ч‘ | ||||||||
Смычно-проход-ные | Боковые | Сонорные | л | л‘ | |||||||
Носовые | м | м‘ | н | н‘ | |||||||
Дрожащие | р | р‘ |
Таблица 2
Классификация гласных звуков.
Подъем | Ряд | ||||
Передний | Передне-средний | Средний | Средне-задний | Задний | |
Верхний | [и] | [у] | [ы] | [у] | |
Верхне-средний | [иэ] | [ö] | [ыъ] | ||
Средний | [ë] | [ъ] | [о] | ||
Средне-нижний | [э] | [эъ] | [аъ] | [۸] | |
Нижний | [ä] | [а] |
Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики и графики учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.
В первом классе учащиеся изучают звуки речигласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит. Во втором классе дети закрепляют названия букв, алфавитный порядок, способы переноса, устанавливают несоответствие между звуками речи и обозначением их на письме. В третьем классе знакомятся с планом фонетического разбора, изучают написание и перенос слов с удвоенными согласными. В четвертом классе закрепляются и обобщаются все полученные знания по данной теме.
Работа над фонетическими представлениями помогает при изучении таких орфографических правил, как «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».
На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно), нормативная постановка ударения в словах с колеблющимся ударением. Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук ибукву, правильно определять место ударения.
В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:
- опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;
- постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;
- установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;
- проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;
- тренировка слуха, тренировка пишущей руки;
- образцы хорошего произношения и каллиграфического письма.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что её теоретическую часть можно использовать при подготовке к семинарским занятиям в колледже, а практическую часть можно использовать при проведении дополнительных занятий в начальной школе, тестовые задания могут быть использованы на факультативных занятиях.
Литература
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 – 816 с.;
2. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977 – 175с.;
3. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. Том 45.– Государственной научное издательство «Большая советская энциклопедия» 1956 – 672 с.;
4. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Дрофа, 2005 – 384 с.;
5. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – 190 с.;
6. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка, Л, 1948. – 60 с.;
7. Журова Л.Е., Рудницкая В.К. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001- 210с.;
8. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001 - 210с.;
9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973 –304 с.;
10. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 1. – Москва: Academia, 1998. – 305 с.;
11. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 1 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
12. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
13. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
14. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
15. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.
16. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку. – Москва: «Высшая школа», 1991 –384 с.;
17. Лапатухин М.С., Скорлкповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 2001 – 463 с.;
18. Лекант П.А. Современный русский литературный язык - Москва: «Высшая школа», 2001 –464 с.;
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. –214 с.;
20. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. – 271 с.;
21. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М.: Просвящение, 1979 – 431 с.;
22. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.;
23. Милославский И.Г. Как разобрать слово. – М.: Просвещение, 1993 –192 с.;
24. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 - с.206;
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1998 – с. 816;
26. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991 – с. 288;
27. Потиха З.А., Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001 – с. 319;
28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 2002 – с. 414;
29. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управления в русском языке. – М.: Просвещение, 2002 – с. 399;
30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1993. – с. 383;
31. Сальников Т.П. Методика обучения грамоте. – М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 192;
32. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995.
33. Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н, Денисова, В.В. Морковина. – М., 1983.
34. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 – 110с.;
35. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику-тетради - для 1 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 -;
36. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 2 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
37. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам №1, №2, №3 для 2 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
38. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 3 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2002 – 160 с.;
39. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003 – 727 с.;
40. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.- 41-е изд.- М.: Просвещение, 2002 – 223 с.;
41. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.;
42. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1982 – 143 с.;
43. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004 – 400 с.;
44. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - СПб.: Питер, 2005 – 528 с.;
45. Болычева Е. М. Основы фонетики: Звук и буква. - http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=8B96368C525746B8BD98D0DC8A106569 (Acessed 10.04.2009)
Приложение 1
1) Спишите, расставьте ударение в словах:
Алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.
2) Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.
Были-на, доб-рота, тра-вуш-ка, деревь-я, стре-лы, горо-да, о-зе-ро, сто-я.
Выпиши эти слова, разделяя их правильно для переноса.
3) Назови три пары согласных звуки по звонкости/глухости.
4) С помощью чего обозначается мягкость согласного?
5) Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.
Полью, он, январь, играя, мглою, стихотворение.
6) Запиши слова:
[штобы], [канешно], [антэн:а], [атэл'э], [интэрнат], [кафэ], [купэ], [модэл'], [музэj], [тэмп], [шоссэ].
7) Произведи фонетический анализ слов: щука, якорь
Приложение 2
1) Найди букву и назови звуки.
- В каком слове произносится звук [з]?
Сдача;
Позже;
Мороз;
Узкий.
- В каком слове есть гласный [а]?
Частушка;
Пряник;
Тянуть;
Площадь.
- В каком слове произносится согласный [д]?
Дело;
Отбросил;
Подкова;
Семнадцать.
- В каком слове нет звука [с]?
Освоить;
Перелез;
Безвкусица;
Сердится.
- В каком слове произносится звук [ж]?
Мужчина;
Бедняжка;
Обжиг;
Фляжка.
- В каком слове произносится звук [ч']?
Счет;
Грузчик;
Чемпионат;
Песчаный.
- Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.
Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги?
2) Найди общий звук в словах.
- В каком слове все согласные мягкие?
Щавель;
Веришь;
Живете;
Репетиция.
- В каком слове все согласные твердые?
Часто;
Ружье;
Шарик;
Пушинка.
- В каком слове произносится твердый шипящий согласный звук?
Чистый;
Целиком;
Вираж;
Жалость.
- В каком слове (сочетании) все согласные глухие?
Из всех;
От десяти;
Под откос;
Свисток.
3) Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).
- Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав).
а) Конечно, нарочно, игрушечный.
б) Что, чтобы, нечто.
в) Чувствовать, баловство, да здравствует.
г) Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
- Найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков.
отбой, шорох, сдобный
- Найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков
тишина, песня, у речки
- Найдите лишнее по отношению количества звуков к буквам.
честный, шёпот, местный
4) Запиши слово по данной транскрипции
- Запишите слова по правилам русской орфографии: [грус,т,]; [л,эст,];
- Выберите правильный вариант произношения слова:
Конечно [чн];
Скучно [чн];
Девичник [чн];
Ничто [шт].
- Выберите правильный вариант произношения слова:
Шинель [н'];
бизнес [н'];
энергия [н'];
бутерброд [т'].
5) Сопоставьте количество букв и звуков в слове.
- В каком слове звуков больше, чем букв?
Семья;
Ёж;
Мёд;
Лень
- В каком слове четыре звука?
Шьёшь;
Лён;
Поют;
Ядро.
- В каком слове букв больше, чем звуков?
Умывается;
Съестное;
Подъём;
Бухгалтер.
6) Произведи фонетический разбор.
- Разделите слова на три группы:
а) те, в которых только глухие согласные,
б) те, в которых только звонкие согласные,
в) те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
- Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.
- Что должно стоять на месте вопросительного знака?
Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э
- Укажите ошибку в характеристике звука, входящую в слово «сдаешь».
первый звук - согласный, звонкий, твердый;
второй звук - согласный, звонкий, твердый;
третий звук - гласный [а], безударный;
четвертый звук - согласный, звонкий, мягкий;
пятый звук - согласный, звонкий, мягкий;
шестой звук - согласный, глухой, мягкий.
7) Слуховые диктанты
Загадка.
Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?
Свет осени.
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.
Жаворонок.
В поле между комьями холодной земли проснулся жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.
Полетел и запел. Радостно и звонко лилась его песня.
Все казалось ему замечательным, красивым и милым. Ведь это была его Родина. Он долго, очень долго её не видел!
Первые дни он отдыхал. Сегодня принялся за свою работу. А работа его была – петь.
Пусть птица выводит птенцов.
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились зелеными сережками. Молодые березки весело шумят. Скоро они распустят свои зеленые шелковые косы.
В библиотеке.
Костя сидел над тетрадью. В руке он держал карандаш. В школе шумела большая перемена. Ребята бегали по коридору, боролись, пели, смеялись. Костя сидел в библиотеке, он готовил доклад для кружка юннатов. Костя морщил брови, ерошил свои короткие волосы, начинал писать и зачеркивал. Он в раздумье подошел к окну. Морозные узоры застилали стекла. Высокая вершина горы, седая от снега, глядела в окно.
Кто как зиму встретил.
Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки домов. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь отъелся за лето и осень и спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, починила гнездо. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала себе. Только бездомный волк бродит злой и голодный.
8) Артикуляционная зарядка
Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон.
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон.
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка.
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели.
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами;
2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка.
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка.
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
9) Фонетические игры
- Учитель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: я, л, р, па, д, су, за и т. д. Услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку; услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.
- В названии какой птицы 40 гласных? В каких словах 100 согласных?
- Найдите загаданный звук, запишите его характеристики:
Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет
- Учитель называет попарно или вперемешку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают соответствующую фишку: на твердый согласным звук – черную, на мягкий согласный звук – синюю. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Приложение 3
1) Спишите, расставьте ударение в словах:
Агентство, обеспечение, метафора, баловать, свекла, столяр, хозяева, щавель, ржаветь, торты, красивее, положил.
2) Выпиши слова, разделяя их для переноса:
Чайник, песня, походка, скорее, обезьяна, цветочек, крокодил, колбаса.
3) Выпиши звонкие согласных звуки.
4) Выпиши слоги с мягкими согласными:
Ма, ми, си, ве, дё, го, ко, цу, ча, жи, на.
5) Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.
Февраль, яма, чашка, землетрясение, аист, которую, музей.
6) Запиши слова:
[п'атка], [м'эл], [з'орна], [ноты], [л'устра], [крушка], [й`аблако], [флак], [п’эн’], [м‘идв’эт’], [мас:а].
7) Произведи фонетический анализ слов: змея, арбуз