Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся

   Рассматриваемые теоретические вопросы легли в основу опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4.

Опытно-практическая работа была проведена во время государственной практики.

Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4, обучающегося по учебнику «Русский язык» авторов Иванова С.В., Евдокимова М.И. и др., входящего в учебно-методический комплекс «Начальная школа ХХI века» для четырёхлетней начальной школы.

Обследование учащихся было проведено 5 февраля. В 3 «А» классе обучается 24 человека (приложение 1).

На первом этапе контролировались следующие умения:

- умение ставить ударение в словах;

- умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую;

- умение различать звонкие и глухие согласные звуки;

- умение различать твердые и мягкие согласные звуки;

- умение переводить звуковую запись слова в буквенную;

- умение определять значение буквы в зависимости от позиции;

- умение производить фонетический анализ слова (полный).

В результате констатирующего этапа установлено количество учащихся, допускающих ошибки при выполнении того или иного задания (таблица 3).

 

 

Таблица 3.

Результаты констатирующего этапа.

Проверяемые знания

Контроль

Умение ставить ударение в словах 6 чел. 25 %
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую 5 чел. 21 %
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки 5 чел. 21 %
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки 4 чел. 16 %
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную 14 чел. 58 %
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции 10 чел. 42 %
Умение производить фонетический анализ слова (полный) 7 чел. 39 %

 

Мы видим, что наибольшее количество ошибок допущено при переводе звуковой записи слов в буквенную, при анализе значения гласных букв в зависимости от позиции, при проведении фонетического анализа слов.

Причины допущенных ошибок могут быть различными:

1) смешение понятий «буква» и «звук»;

2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризировать их при звуковом анализе;

3) неправильное определение ударного слога;

4) неверное деление на слоги.                   

Согласно полученным результатам были разработаны задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:

· Найди букву и назови звуки.

· Найди общий звук в словах.

· Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).

· Запиши слово по данной транскрипции.

· Сопоставь количество букв и звуков в слове.

· Произведи фонетический разбор.

· Слуховые диктанты.

· Артикуляционные зарядки.

· Фонетические игры.

Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.

По окончании опытно-практической работы было проведено повторное обследование учащихся. Дата проведения – 5 марта (приложение 3).Были получены следующие результаты (см. таблица 4).

 

 

Таблица 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: