Рассматриваемые теоретические вопросы легли в основу опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4.
Опытно-практическая работа была проведена во время государственной практики.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4, обучающегося по учебнику «Русский язык» авторов Иванова С.В., Евдокимова М.И. и др., входящего в учебно-методический комплекс «Начальная школа ХХI века» для четырёхлетней начальной школы.
Обследование учащихся было проведено 5 февраля. В 3 «А» классе обучается 24 человека (приложение 1).
На первом этапе контролировались следующие умения:
- умение ставить ударение в словах;
- умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую;
- умение различать звонкие и глухие согласные звуки;
- умение различать твердые и мягкие согласные звуки;
- умение переводить звуковую запись слова в буквенную;
|
|
- умение определять значение буквы в зависимости от позиции;
- умение производить фонетический анализ слова (полный).
В результате констатирующего этапа установлено количество учащихся, допускающих ошибки при выполнении того или иного задания (таблица 3).
Таблица 3.
Результаты констатирующего этапа.
Проверяемые знания | Контроль | |
Умение ставить ударение в словах | 6 чел. | 25 % |
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую | 5 чел. | 21 % |
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки | 5 чел. | 21 % |
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки | 4 чел. | 16 % |
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную | 14 чел. | 58 % |
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции | 10 чел. | 42 % |
Умение производить фонетический анализ слова (полный) | 7 чел. | 39 % |
Мы видим, что наибольшее количество ошибок допущено при переводе звуковой записи слов в буквенную, при анализе значения гласных букв в зависимости от позиции, при проведении фонетического анализа слов.
Причины допущенных ошибок могут быть различными:
1) смешение понятий «буква» и «звук»;
2) неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризировать их при звуковом анализе;
3) неправильное определение ударного слога;
4) неверное деление на слоги.
Согласно полученным результатам были разработаны задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:
· Найди букву и назови звуки.
|
|
· Найди общий звук в словах.
· Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).
· Запиши слово по данной транскрипции.
· Сопоставь количество букв и звуков в слове.
· Произведи фонетический разбор.
· Слуховые диктанты.
· Артикуляционные зарядки.
· Фонетические игры.
Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.
По окончании опытно-практической работы было проведено повторное обследование учащихся. Дата проведения – 5 марта (приложение 3).Были получены следующие результаты (см. таблица 4).
Таблица 4.