Влияние мирового финансового кризиса на страны евросоюза

Последствия мирового финансового кризиса ощущаются в мировой экономике всё заметнее и заметнее.

Сократились объёмы торговли между странами, торговый оборот внутри стран также заметно сократился.

Уменьшились прогнозируемые объёмы ВВП за 2009 год. Так, в России рост ВВП с планируемых 9% в год сократили сначала до 3,9%, а затем и до 0,3%.

Это говорит об уменьшении темпов экономического роста. Не исключена также рецессия, т.е. снижение ВВП по сравнению с предыдущим годом.

В политической жизни планеты пока последствия мирового финансового кризиса не столь ощутимы. Хотя, например, американский президент Барак Обама занял свой пост во многом благодаря предвыборным обещаниям по борьбе с мировым финансовым кризисом и его последствиями для Америки.

Очень заметны последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на крупных интернациональных корпорациях. Автомобильные концерны, производители бытовой техники и электроники, мобильных телефонов, компьютеров – все они несут колоссальные убытки, снижается спрос на их продукцию. Компании вынуждены снижать объёмы производства и даже приостанавливать работу своих предприятий. Работников компаний увольняют или отправляют в неоплачиваемые отпуска.

По прогнозам экспертов, последствия мирового финансового кризиса будут ощущаться ещё не менее 10 лет, а выйти на докризисный уровень состояния экономики, ведущие экономические державы смогут не раньше чем через 11 лет.[14]

В целом, последствия кризиса можно разделить на две большие группы:

Первая группа – это текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей.[15]

Вторая группа последствий – это те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. На данной стадии оценка таких последствий мирового финансового кризиса относится скорее к области прогнозов. Но именно от того, в какой мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание будет зависеть все ее будущее.

Глобальный характер кризиса не означает, однако, что его последствия будут одинаковы для всех стран и всех секторов экономики. Как и в случае с причинами возникновения кризиса, его последствия сильно различаются в зависимости от уровня промышленного развития государств и антикризисных мер, которые предпринимаются властями. Это хорошо видно на примерах текущих последствий – темпы падения ВВП в разных странах за сравнимые периоды отличаются весьма существенно, естественно предположить, что долгосрочные последствия у них также вряд ли будут одинаковыми.

Мировой финансовый кризис так обострил проблемы ЕС, что поставил под угрозу сам факт существования зоны евро и союза, отмечают некоторые аналитики. Но паниковать преждевременно: ЕС не распадется, однако будет неопределенно долго бороться с кризисными явлениями, поскольку они напрямую связаны с национальным менталитетом в отдельных странах.

Не только мировой кризис, но даже погода, кажется, противостоит решению европейских финансовых проблем. В четверг Брюссель, где проходил экстренный саммит Евросоюза, завалило снегом. Начало заседания, посвященного согласованию действий по стабилизации ситуации в зоне евро, пришлось отложить на несколько часов. Центральным вопросом, рассматриваемым на срочной встрече, стало оказание помощи Греции. В итоге ЕС пообещал при необходимости помочь этой стране, однако только при соблюдении ею определенных условий.

Между тем, накануне на заседании Еврогруппы, объединяющей министров финансов шестнадцати государств, входящих в зону евро, согласовать пакет финансовой помощи Греции не удалось. Более того, в ходе дискуссии греческий кризис отошел на второй план. В центре внимания министров оказался вопрос о стабильности зоны евро в целом. Не только Греция, но и Испания, Португалия, Ирландия, а также ряд других европейских государств пытаются справиться с резким ростом бюджетного дефицита.

По данным Еврокомиссии, сегодня больше половины из 16 стран зоны евро и 20 из 27 государств ЕС превышают предельно допустимый уровень бюджетного дефицита в 3% от ВВП, установленный Маастрихтским соглашением. А это является нарушением Пакта стабильности и роста стран ЕС, который все государства зоны евро должны неукоснительно соблюдать. Именно так и обстояла ситуация всего несколько лет назад. Однако кризис изменил расстановку сил, и в последнее время условия этого соглашения не выполняются. В частности, экономисты UniCredit указали в одной из своих аналитических записок, что пакт «стал очевидным провалом», призвав европейских законодателей заменить его новым законом, «который будет иметь большую силу» и сможет предотвратить подобного рода кризисы в будущем.

Как отмечает заведующий отделом стран и регионов Института Европы РАН Владислав Белов, евро – стабильная валюта, которая основывается на жесткой политике Европейского центрального банка, являющегося наднациональным образованием и проводящим последние десять лет довольно жесткую политику. Другое дело, что государства еврозоны, оберегая собственную социальную стабильность, наполнили общую экономику ЕС монетарными вливаниями, вопреки политике Евроцентробанка искусственно накачивая национальные экономики финансами.

Сейчас внимание Европы приковано к Греции, бюджетный дефицит которой, по состоянию на 2009 год, составляет 12,7% от ВВП. Однако мало кто замечает Ирландию, занимающую печальное второе место со своими 12,5%. Третья позиция у Испании – 11,5%, далее следует Франция – 8,3% и только потом Португалия – 8%.

Таким образом, несмотря на небольшую по объему экономику, Ирландия – это следующая бомба, заложенная под евроблагополучие. По оценке Еврокомиссии, бюджетный дефицит Греции в этом году может составить 12,2%, а Ирландии — 14,7%. Не стоит забывать и страны Прибалтику, тяжким грузом повисшие на «ногах» Евросоюза.

На этом фоне относительно благополучно выглядит Германия – страна с мощной экономикой, на первый взгляд, заинтересованная в сохранении стабильности финансовых рынков. Но немцы держат кукиш в кармане. Для них слабый евро может обернуться большим «плюсом». И здесь уж Маастрихтские критерии забываются. Чем слабее евро, тем лучше для германских кампаний. А это уже явный вызов основам европейской финансовой системы, ибо Евросоюз позиционирует себя как единое наднациональное образование, способное справиться с проблемами своими силами, не обращаясь к Международному валютному фонду.

Поэтому сейчас и идет речь о том, каким образом Евросоюз может предотвратить неплатежеспособность Греции и успокоить не только общеевропейские рынки, но и мировой. Однако, например, Великобритания, не входящая в зону евро и прогнозирующая дефицит собственного бюджета свыше 9% по итогам 2009-2010 финансового года, не спешит участвовать в программе спасения греческой экономики, считая, что этим должны заниматься страны зоны евро, объявил в четверг британский министр финансов Алистер Дарлинг.

В целом же Евросоюз окажет необходимую финансовую помощь Греции, заявил председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей. И он, и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, и главные потенциальные доноры – президент Франции Николя Саркози и германский канцлер Ангела Меркель — подтвердили, что помощь будет, но подробности соглашения раскрывать отказались. Позднее французская газета Le Monde уточнила, что в ЕС согласились оказать помощь Греции в обмен на обещание Афин улучшить систему государственных финансов. В Брюсселе требуют, чтобы Греция в дальнейшем следовала рекомендациям ЕС по выходу из бюджетного кризиса. «Уже 16 февраля министры финансов ЕС по инициативе Еврокомиссии должны одобрить проект рекомендаций для Греции. Речь идет о проекте, составленном 3 февраля, но усиленном новыми обязательствами, которые берет на себя Греция», — пишет издание.[16]

Еврокомиссия 3 февраля одобрила пакет рекомендаций правительству Греции по снижению планки дефицита бюджета ниже 3% ВВП к 2012 году, а также по реформированию национальной экономики. Заявленная греческими властями программа антикризисной стабилизации, получившая одобрение исполнительной власти ЕС, предполагает резкое сокращение расходов и повышение доходов за счет налоговой реформы. Кроме того, как заявил экс-еврокомиссар по экономике, который в Еврокомиссии нового состава курирует вопросы конкуренции, Хоаким Альмуния, Еврокомиссия «будет очень внимательно отслеживать исполнение бюджета и ход реформ», приветствуя готовность правительства Греции принять в дальнейшем при необходимости дополнительные меры.

 

«Отслеживать» и «принимать дополнительные меры», конечно, можно. Вопрос в том, что делать с национальным менталитетом – греческим, испанским, португальским, итальянским», — отмечает Владислав Белов. На примере Греции, поясняет он, это выглядит следующим образом: «Теневая экономика страны составляет, по некоторым оценкам, 25%. Финансовые потоки малого и среднего бизнеса проходят мимо налогов. Сами греки это прекрасно понимают. Но доход среднестатистического греческого гражданина — в пределах трех тысяч евро. При этом с 40 тысяч евро в год начинается налогообложение по повышенной ставке. Таким образом, повышение налогов для Греции — не выход. Известно, что чем выше налоги, тем изощреннее методы ухода от них. Сокращение же бюджетных расходов – это средство, но оно грозит политической нестабильностью. Под вопрос ставится инвестиционная привлекательность Греции, где превышение планки дефицита является скорее нормой, чем исключением».

Несомненно, в связи с мировым экономическим кризисом практически каждая страна зоны евро нарушает определенные Маастрихтским пактом пределы дефицита. Однако крупные и развитые экономики зоны евро делают все возможное, чтобы не допустить роста бюджетного дефицита, и уж тем более не скрывают информацию о превышении установленной планки в 3%.

Финансовый кризис обострил проблемы ЕС. Впервые за всю историю Европейского экономического союза, начиная с 1957 года, возникла реальная угроза стабильности для этого образования. И этот критический момент связан не с монетарной политикой, а с финансовой дисциплиной отдельных государств.

Проблема прочности Евросоюза связана с соблюдением наднациональных принципов всеми его участниками, чего не наблюдается сейчас. Поэтому, конечно, Евросоюз сохранится, но насколько долго он будет бороться с кризисными явлениями на уровне национальных экономик и менталитета, – вопрос остается открытым. Эта борьба может длиться десятилетиями.

 



Заключение.

 Таким образом – проанализировав теоретические аспекты мировых финансовых кризисов, можно сказать следующее …

Изучив современный финансовый кризис, необходимо отметить, что…

Проанализировав меры борьбы с современным мировым финансовым кризисом в мире и россии 

Как-то так.



Список литературы.

1. Джордж Сорос: Первая волна мирового финансового кризиса: промежуточные итоги 2010г

2. Ч. Киндлбергер, Р. Алибер: «Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи» 2010г

3. Джордж Купер «Природа финансовых кризисов. Центральные банки, кредитные пузыри и заблуждения эффективного рынка»2010г

4. Редактор Е. Т. Гайдар «Финансовый кризис в России и в мире»2010г

5. Андрей Аникин «История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта» 2009г

6. Г. П. Юркевич «Экономический и финансовый кризис. Причины. Пути устранения»2009г

7. Саймон Вайн «Глобальный финансовый кризис. Механизмы развития и стратегии выживания» 2009г

8. М. А. Зомбанакис «Причины и последствия мирового финансового кризиса»

9. М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

10. Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008

11. Максим Блант «Финансовый кризис»

12. М.Екатерина, «Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги» // «Рынок ценных бумаг», № 22 (373) 2008

13. Экономическая теория: Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевич, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006

 

 

Интернет источники:

14. http://en.wikipedia.org/wiki/File:GDP_Real_Growth.svg

15. http://about-crisis.ru/result/

16. http://krizisworld.ru/2009/05/crisis/posledstviya-mirovogo-finansovogo-krizisa/

17. http://www.forbesrussia.ru/ekonomika/49274-grecheskii-krizis

18. http://crisis-huisis.ru/

19. http://www.onlinehomebusiness.ru/articles_1679.html

20. http://www.abird.ru/articles/financial_crisis

21. http://www.vesti.ru/doc.html?id=357375

22. http://www.rosbalt.ru/2010/02/11/712182.html

23. http://www.rg.ru/2010/02/17/greece-rus.html

24. http://b2blogger.com/pressroom/release/18682.html

25. http://www.forexcenter.ru/print/?p=crisis1

 



Приложения.

Приложение №1

 

Приложение №2

Стоимость антикризисных мер для налогоплательщиков

Стоимость финансовой помощи (в процентах от ВВП) Чистая стоимость (за вычетом прибыли от оздоровления) в % от ВВП Сокращение выпуска продукции (в % от ВВП)

Аргентина, 1980

55,1

55,1

10,8

Чили, 1981

42,9

16,8

92,4

Индонезия, 1997

56,8

52,3

67,9

Япония, 1997

24

13,9

17,6

Корея, 1997

31,2

23,2

50,1

Швеция, 1991

3,6

3,4

30,6

Россия, 1998

6

6

0

США, 1988

3,7

Н/д

4,1

Средняя по 42 кризисам

13,3

Н/д

20

 

 

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: