| Стоимость антикризисных мер по странам, по состоянию на декабрь 2008 г. | ||||
| Вливания капитала | Гарантии | Общий объем заявленных мер | В процентах от ВВП | |
| США | 250 млрд. долл. |
| 700 млрд. долл. | 5,1 |
| Германия | 70 млрд. евро | 400 млрд. евро | 480 млрд. евро | 19,8 |
| Франция | 40 млрд. евро | 320 млрд. евро | 360 млрд. евро | 19 |
| Италия |
|
| 40 млрд. евро | 2,6 |
| Великобритания | 50 млрд. фунтов | 250 млрд. фунтов | 400 млрд. фунтов | 28,6 |
| Канада |
|
| 75 млрд. канадских долларов | 4,8 |
| Австрия | 15 млрд. евро | 85 млрд. евро | 100 млрд. евро | 36,9 |
| Дания |
|
| 35 млрд. крон | 2,1 |
| Греция | 5 млрд. евро | 15 млрд. евро | 28 млрд. евро | 11 |
| Ирландия |
| 450 млрд. евро | 450 млрд. евро | 235,7 |
| Корея |
| 100 млрд. долл. | 100 млрд. долл. |
|
| Нидерланды |
| 200 млрд. евро | 200 млрд. евро |
|
| Португалия |
| 20 млрд. евро | 20 млрд. евро | 6,1 |
| Швейцария |
|
| 60 млрд. швейцарских франков |
|
| Испания | 50 млрд. евро | 100 млрд. евро | 150 млрд. евро | 14,3 |
Источник: Davide Furceri and Annabelle Mourougane, Financial Crises: Past Lessons and Policy Implications. ECO Working paper (2009) 9.
Данная таблица отражает только первый этап борьбы с кризисом. В рамках второго этапа США в середине февраля согласовали новый план по восстановлению финансово-экономической ситуации в стране на 787 млрд. долл., включающий налоговые послабления, увеличение бюджетных расходов, развитие инфраструктуры, поддержку населения и прямые инвестиции.
Проводя сравнительный анализ антикризисных мер, нельзя не отметить, что в этот раз действия российских властей были достаточно оперативными, а финансовая помощь – сравнима по масштабам и характеру с другими развитыми странами. Недооцененными в России по сравнению с США остаются меры по снижению ставок по ипотечному кредитованию и реструктуризации ипотечных кредитов населения, прямая помощь населению, сокращение ставок НДС и ЕСН; упрощение процедур слияний и поглощений для банков, контроль за эффективным распределением государственной помощи.
Подводя итоги, следует отметить, что несмотря на обилие и масштабность разнообразных антикризисных мер, они все сводятся к неокейнсианским рецептам увеличения совокупного спроса путем увеличения государственных расходов и снижения налогов, и обеспечению финансового рынка дополнительной ликвидностью. Но нельзя забывать и то, что дополнительная монетизация экономики также влечет за собой новые риски, такие как инфляционные давление. Необходимо стимулировать банки выдавать кредиты на предоставленные государством средства и обеспечить поступление ресурсов в приоритетные сферы, а не запасаться валютной ликвидностью. Подчеркнем, что важно не просто ликвидировать отдельные проявления кризиса, как это делается сейчас, а приступить к разрешению системных противоречий мирового финансового рынка. Для повышения эффективности государственных мер необходим контроль за использованием средств, направляемых на борьбу с кризисом и объективный подход к экономическим субъектам.






