Меры борьбы с современным мировым финансовым кризисом и их эффективность

 

Мировой финансовый рынок вступил в полосу системной неустойчивости. Ряду ключевых звеньев был причинен серьезный, в некоторых случаях – невосполнимый, ущерб. Причин у современного кризиса множество. К ним относятся: цикличность воспроизводственного процесса, исходные макроэкономические диспропорции, слишком мягкая монетарная политика со стороны некоторых стран, и, как следствие, избыток дешевой ликвидности на мировом финансовом рынке, неадекватность существующей системы регулирования финансовых рынков их объемам и финансовым инновациям. Необеспеченный спекулятивный рост мирового финансового рынка за счет притока дешевого долгового капитала привел к недооценке реальных рисков участниками финансового рынка и сбою функционирования всей системы. Кроме того, изменение мировой финансовой конъюнктуры привело к резкому удорожанию внешних заимствований для развивающихся стран, что вкупе с сильным левериджом и отсутствием внутренних источников финансирования, породило кризис ликвидности.

Однако поражает глубина и охват современного кризиса. Начавшись с рынка недвижимости США, кризис достиг реального сектора развитых и развивающихся стран, выразился в снижении роста мировой экономики и рецессии в развитых странах, резко увеличил риск возникновения системного банковского дефолта (Приложение №1).

В условиях неопределенности развития мирового финансового рынка важно выработать сбалансированную последовательную политику по смягчению финансовых, экономических и социальных последствий кризиса, и скорейшему выходу из состояния финансовой «турбулентности» и экономической рецессии с наименьшими потерями. А ведь уже на данном этапе некоторыми странами в процентном соотношении к ВВП потрачено больше, чем в предыдущие кризисы (Приложение №2, №3). В связи с этим особую актуальность приобретает обобщение и анализ антикризисных мер, предпринимаемых всеми странами, а также их краткосрочных и долгосрочных целей.

Первоочередные цели антикризисных мер, направленные на сглаживание остроты социально-экономических последствий:

· нейтрализация негативных экономических и социальных последствий кризиса;

· восстановление нормального функционирования мирового финансового рынка, его основных сегментов (валютного, фондового, денежного рынка, рынка капиталов, страхового рынка и рынка золота) и устойчивости их институциональных участников;

·  восстановление инвестиционного процесса и потребления;

· поддержка институциональных участников рыночной экономики, в т.ч. финансового рынка.

Кроме того, кризис проявил уязвимость мирового финансового рынка и его инфраструктуры, недостатки регулирования финансовых рынков и отсутствие стабилизирующих опор. Поэтому сейчас перед всеми странами встала необходимость принятия не только оперативных мер, направленных на временную стабилизацию, но и системных мер, целями которых являются:

· Совершенствование системы регулирования мирового финансового рынка – создание постоянной системы отслеживания и предотвращения системных рисков, постоянный мониторинг трансграничных рисков;

· Устранение дисбалансов между объемами финансовых инструментов и их доходностью – и ценами на базовые активы;

· Повышение устойчивости к будущим шокам и кризисам – разработка глобальной системы предупреждения кризисов.

· Предотвращение возникновения диспропорций в деятельности отдельных секторов финансового рынка, основанных на спекуляциях, неверной оценке стоимости финансовых активов, «ассиметричности информации» и пр.

· Нейтрализация рисков, связанных с резким оттоком спекулятивного капитала;

· Повышение прозрачности деятельности участников МФР.

Совершенствование международного регулирования должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, в условиях глобализации и свободы перемещения капитала, регулятивные решения одной страны оказывают прямое и косвенное воздействие на финансовые рынки других стран, поэтому необходимо увеличить взаимную координацию и согласованность действий регулирующих органов всех стран, в особенности регуляторов мировых финансовых центров. Многие специалисты высказывают мнение о необходимости создания наднационального органа регулирования мирового финансового рынка.

Во-вторых, как показывает практика, риск концентрируется не только в институциональных участниках мирового финансового рынка, но и в самой системе взаимосвязей между ними. Поэтому необходим комплексный подход к регулированию и надзору за участниками финансового рынка во всех его сегментах. Представляется обоснованным предложение г-на Котлярова осуществлять надзор и регулирование финансового рынка не по ведомственному принципу, а по содержательному (по экономическому содержанию проводимых операций)[11].

В-третьих, кризис выявил неэффективность классических методов регулирования финансовых рынков. Рост объемов финансового рынка, вовлечение огромного числа транснациональных участников, развитие технологий и разработка сложных инновационных финансовых инструментов требуют создания адекватной системы регулирования и надзора. Традиционные концепции регулирования не могут обеспечить устойчивость роста МФР, требуется качественно новый подход.

Для России важными антикризисными мерами также являются: создание эффективных механизмов формирования внутренних финансовых ресурсов, снижение зависимости от краткосрочных пассивов и от мировой конъюнктуры (для чего требуется диверсификация внешней торговли), снижение инфляционного давления.

Разнообразие мер по борьбе с современным кризисом огромно. Их можно классифицировать следующим образом:

ü Меры, направленные на обеспечение ликвидности институциональных участников финансового рынка:

o Рекапитализация банков, предотвращение банкротств путем временного огосударствления и внесения денег в уставные капиталы банков, выкуп неперспективных долгов, рефинансирование ипотечных кредитов;

o Активизация межбанковского рынка путем:

§ Расширения инструментов рефинансирования;

§ Снижения требований для получения кредита ЦБ, выдачи необеспеченных кредитов, увеличения кредитных лимитов и тд;

§ Снижения требований к достаточности капитала, норм обязательного резервирования;

o Повышение ставок по депозитам в центральных банках.

o Размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках;

o Увеличение гарантий вкладов населения.

ü Финансовая поддержка реального сектора:

o Прямая поддержка частного сектора через дотации, субсидии и государственные заказы;

o Субсидирование процентных ставок предприятий некоторых отраслей и предоставление государственных гарантий;

o Помощь в реструктуризации задолженности;

o Покупка акций на фондовом рынке.

ü Поддержка экономики, занятости и потребительского спроса

o Протекционистские меры – повышение импортных пошлин, квотирование, субсидирование, лицензирование и пр.

o Государственные инвестиции в инфраструктурные проекты и строительство дорог – повышение занятости и совокупного спроса.

o Увеличение пособий по безработице, политика активной занятости, отсрочки по погашению ипотечных кредитов, увеличение налоговых вычетов и пр.

o Налоговые льготы, налоговые кредиты, сокращение налогов – поддержка частного предпринимателя.

В частности, О. Бланшард предлагает сделать основной акцент на бюджетную политику и увеличить государственные расходы или сократить налоги на 2% во всем мире, тогда, полагая мультипликатор равным единице, мировая экономика вырастет на 2%, что позволит избежать рецессии.[12]

Фактические меры по преодолению последствий кризиса, предпринятые Российской Федерацией:

Россия

Мероприятие

Сумма

Предоставление субординированных кредитов (в т.ч. Сбербанку - 500 млрд. руб., ВТБ - 200 млрд. руб., РСХБ - 25 млрд. руб., иным банкам - 225 млрд. рублей при условии привлечения эквивалентного софинансирования их акционерами)

950 млрд. руб.

Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5%) по всем видам обязательств высвобождение около 380 млрд. руб. ликвидности
Увеличение возможностей ЦБ по рефинансированию банков, в т.ч. расширение инструментов рефинансирования, выдача беззалоговых кредитов, увеличение сроков предоставления (до года) и лимитов кредитов ЦБ.

3 трлн. руб.

Компенсация части убытков на рынке межбанковского кредитования, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента

 

Размещение на депозитах в банках средств госкорпораций и федерального бюджета.

430 млрд. руб.

Предоставление средств Агентству по страхованию вкладов для санации и оздоровления банков

200 млрд. руб.

Поддержка финансового рынка и реального сектора через Внешэкономбанк: 75 млрд. рублей внесено в уставный капитал, 175 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния размещены на депозит

250 млрд. руб.

Размещение депозита в ВЭБ для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России

50 млрд.долл.

Увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс.руб.).

 

Участие в торгах на фондовом рынке

85 млрд. руб.

Изменение правил функционирования фондового рынка: запрет на короткие продажи и изменение критериев остановки торгов ценными бумагами (приостановка торгов в случае 5% движений котировок)

 

Поддержка ипотечного кредитования через АИЖК (60 млрд. рублей внесено в уставный капитал АИЖК)

60 млрд. руб.

Увеличение размера налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье, в 2 раза (до 2 млн. руб.)

 

Снижение налоговой нагрузки: снижение налога на прибыль с 24% до 20%; регионам разрешено снижать ставку налога, взимаемого по упрощенной системе с 15% до 5%; компаниям – применять ускоренную схему амортизации

550 млрд. руб.

Поддержка предприятий, имеющих существенное социально-экономической значение ("список 300") путем субсидирования процентных ставок, вхождения в уставный капитал и предоставления госгарантий

342 млрд. руб.

Поддержка ОПК

50 млрд.руб.

Поддержка АПК - увеличение уставных капиталов Россельхозбанка, Росагролизинга, компенсация затрат на приобретение корм, удобрений

128 млрд. руб.

Поддержка авиакомпаний

32 млрд. руб.

Поддержка автомобилестроения путем увеличения государственных закупок автомобильной техники

82,5 млрд. руб.

Поддержка малого и среднего бизнеса

10,5 млрд. руб.

Поддержка занятости (организация общественных работ, переобучение, содействие в переезде к новому месту работы)

50 млрд. руб.

Увеличение пособия по безработице

35 млрд. руб.

Погашение из средств материнского капитала ипотечных кредитов

26,3 млрд. руб.

Валютные интервенции в целях смягчения падения рубля

 

[13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: