Зарубежные концепции тушения пожаров

 

В лесах России ежегодно возникает более 30 тыс. лесных пожаров на площади 1-2 млн га. В европейской части страны 80-90 % лесных пожаров случаются по вине человека. За Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке 50-70 % - возникают от гроз. С начала прошлого века и по сей день основное бремя борьбы с лесными пожарами в России возлагается на лесную службу. 95 % всех лесных пожаров тушится работниками лесной службы. Для этих целей существуют специализированные подразделения и научные центры. Российская лесопирологическая школа является одной из старейших и сильных в мире.

В результате поиска путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине XX века был обозначен главный вывод - для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно приступить к ликвидации. Как проводить охрану лесов крупных районов, где нет развитой дорожной сети? Применение авиации позволяет решить сразу две фундаментальные задачи: раннее обнаружение пожаров и оперативную доставку на тушение специализированных пожарных команд.

Известно опытное использование самолетов для обнаружения пожаров еще в 1915 г. в штате Висконсин (США). В 1921 г. на лесной конференции в Москве прозвучал доклад профессора Г.М.Турского о применении аэропланов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбы с лесными пожарами. Первый практический полет с целью обнаружения лесного пожара был выполнен 7 июля 1931 г. на самолете У-2 в Горьковской области. Эту дату принято считать датой рождения специализированной авиационной пожарной службы в составе лесного ведомства - 'Авиалесоохрана'. Первые эксперименты по ликвидации загораний леса с воздуха начались в начале 1930-х гг., а в 1950-1960-х гг. это становится постоянной практикой.

 

В настоящее время для обнаружения и тушения лесных пожаров региональные базы авиационной охраны лесов ежегодно привлекают более 400 самолетов и вертолетов, в том числе 100 единиц ведомственной авиации. Имеется стройная система взаимодействия и управления, стержнем которой являются лесхозы (наземное тушение) и авиапожарная служба 'Авиалесоохрана' (обнаружение и авиационное тушение). В стране существуют оригинальные профессии: парашютисты-пожарные и летчики-наблюдатели ('летающие пожарные менеджеры').

В основе действий лежит концепция 'раннего обнаружения и подавления пожаров'. Проводится авиапатрулирование лесов в зависимости от пожарной опасности для обнаружения пожаров на ранней стадии и незамедлительная доставка к ним сил для тушения. Это требует скорости реакции, и выдвигает на первое место умение 'обнаруживать'.

В мире существуют и другие концепции. В США структура управления и действия сил условно подчинены принципу 'силы тушения адекватны проблеме (ситуации)'. Такой силовой подход выдвигает на первое место умение 'тушить и управлять'. В целом не существует универсальной для всех стран схемы. Мировыми учеными и практиками принципы, лежащие в основе организации российского (советского) подхода по критерию 'стоимость - эффективность', признаны лучшими.

В статье 'Авиалесоохрана: вертолетный заслон сегодня' ('Авиапанорама', №3-2007) приводится пример отношения к сохранению лесных ресурсов в Южной Корее. Выбранная корейцами модель организации борьбы с лесными пожарами опирается на локальные особенности. В Южной Корее ежегодно случается около 300 лесных пожаров в основном весной и осенью на относительно компактной территории. Именно в этом факте кроется причина принятой модели. Весной и осенью способны загораться так называемые травяные типы леса. Это приводит к преобладанию беглых низовых пожаров, характеризующихся высокой скоростью распространения, но низкой степенью прогорания напочвенного покрова. Проще говоря, горит сухая трава преимущественно на открытых участках. Именно в этих условиях авиатанкерная техника способна дать максимальный результат. В стране с гористым рельефом вертолеты с водосливными устройствами (ВСУ) наиболее оптимальны, а значит доминируют. Но такая модель охраны не может быть полностью повторена в странах с иными природно-климатическими особенностями и большими территориями.

Парк пожарной авиации Южной Кореи в последние годы пополнился прекрасной техникой: Ка-32Т, S-64 Helitanker, 'Ансат', что характеризует не степень научного понимания проблемы охраны лесов, а уровень финансирования работ. Балансовая стоимость парка пожарных воздушных судов (ВС) Южной Кореи превосходит балансовую стоимость нынешнего парка ведомственной авиации ФГУ 'Авиалесоохрана'. Заметьте, это для тушения 300 пожаров в год, тогда как только в лесах Иркутской области их ежегодно случается 1500!

Заключение

До начала 1990-х лесная служба обладала значительными возможностями в реализации лесоохраной политики. Низкая стоимость эксплуатации авиатехники, наличие густой аэродромной сети во всех уголках страны позволяли выполнять работы в полном объеме. За долгие годы оттачивалась технология работ, взаимодействие лесных и авиационных служб. В 1990-е гг. экономические и политические преобразования в стране привели к изменению финансовой основы функционирования лесопожарных служб. За последние 15 лет финансовое обеспечение авиаработ уменьшилось со 150 тыс. летных часов ежегодно до недопустимо низкого уровня в 22 тыс. часов (объем авиаработ 1940 года!). Это негативно сказалось на выполнении сложившихся технологий 'Авиалесоохраны'. Более того, во многих дальних регионах исчезновение столь крупного заказчика авиационных услуг больно ударило по местным авиапредприятиям. К сожалению, тенденция уменьшения финансирования авиалесоохранных работ на фоне увеличения стоимости тарифов продолжается и по сей день. Как следствие, сегодня в стране доля самых опасных и дорогостоящих в тушении 'крупных' лесных пожаров возросла с обычных 2-3 % до 10-15 % и более в некоторых регионах, на тушение которых расходуется 80-95 % всех финансовых ресурсов.

Принятые меры по адаптации действующих технологий к новым условиям, привлечение новых технических средств лишь незначительно снизили остроту проблемы. Реальным выходом из тупика может стать снижение себестоимости полетов. Анализ подсказывает, что в 65-75 % случаев авиационные работы могут проводиться воздушными судами взлетной массой 1-3,5 т. То есть именно развитие малой авиации в России является условием повышения эффективности борьбы с лесными пожарами. Трагедия в том, что российские авиакомпании не в состоянии удовлетворить этот запрос. Проблемы малой авиации в нашей стране усугубляют проблему лесных пожаров.

Список использованной литературы

      Учебники и учебное пособия

1. Е.А. Щетинский «Авиационная охрана лесов» Учебное пособие. Москва 2001год.

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: