Единый социальный налог

Согласно статье 235 НК РФ (часть вторая, с 31.12.2001г.), налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Порядок определения налоговой базы по единому социаль­ному налогу приведен в статье 237 НК РФ. Налог рассчи­тываться ежемесячно нарастающим итогом с начала года от­дельно по каждому работнику. Налоговым периодом по единому социальному налогу явля­ется календарный год. Это установлено статьей 240 НК РФ. В налоговую базу включаются доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, которые работодатель начисляет работ­никам. Также в налоговую базу включается стоимость предос­тавленных работникам материальных, социальных и иных благ. Стоимость товаров (работ, услуг) и материальных благ, пре­доставленных работникам, определяется по рыночным ценам. В эту стоимость включаются суммы налога на добавленную стои­мость, налога с продаж и акцизов. Кроме того, в налоговую базу включаются дополнительные материальные выгоды, которые работник или члены его семьи получают за счет работодателей. К таким дополнительным ма­териальным выгодам, в частности, относятся:

выгода от оплаты (полностью или частично) работодате­лем товаров (работ, услуг), например, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

выгода от приобретения работником у работодателя това­ров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с цена­ми, которые обычно устанавливают продавцы этих товаров (ра­бот, услуг);

выгода в виде экономии на процентах, если процент за пользование заемными средствами, которые работник получа­ет от работодателя, меньше 3/4 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9 процентов годо­вых (по займам, полученным в иностранной валюте);

выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда эти взносы (полностью или частично) вносит работода­тель (за исключением суммы страховых платежей, которые выплачивает организация по договорам добровольного страхова­ния своих работников за счет средств, оставшихся в ее распоря­жении после уплаты налога на доходы организаций).

Не облагаются единым социальным налогом:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Налоговая база определяется с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.


Таблица 2.2.1

Распределение ЕСН

Налоговая база на каждого от­дельного работ­ника нарастаю­щим итогом с начала года

Распределение единого социального налога

Итого

Бюджет Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования
До 100 000 руб. 28,0 % 4,0 % 0,2 % 3,4 % 35,6 %
От 100 001 до 300 000 руб. 28 000 руб. +15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб. 4000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000руб. 200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб. 3400 руб.+1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб. 35 600 руб.+20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 до 600 000 руб. 59 600 руб.+7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. 8400 руб.+1,1 % превышающей 300 000 руб. 400 руб.+ 0.1 % превышающей 300 000 руб. 7200 руб. +0,9 % превышающей 300 000 руб. 75 600 руб.+10,0 % превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 83 300 руб.+2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 700 руб. 700 руб. 9900 руб. 105 600 руб.+2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Согласно второй части НК РФ, единый социальный налог ис­числяется по регрессивной шкале ставок. Это означает, что чем больше налоговая база на каждого сотрудника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, тем меньше ставка налога.

Из уплачиваемой суммы в бюджет РФ работодатель обязан перечислить в фонды обязательно страхования 14 %. Распределение обязательных страховых взносов дано в таблицах 2.2.2 и 2.2.3:


Таблица 2.2.2

Распределение обязательных страховых взносов

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База для    |Для мужчин 1952 |Для мужчин с 1953 |Для лиц 1967 года |

|начисления |года рождения и |по 1966 год  |рождения и моложе |

|страховых |старше и женщин |рождения и женщин |              |

|взносов на |1956 года рождения|с 1957 по 1966 год|              |

|каждого |и старше     |рождения     |              |

|отдельного |——————————————————|——————————————————|———————————————————|

|работника |на |на  |на  |на |на  |на  |

|нарастающим |финанси-|финанси- |финанси- |финанси-|финанси- |финанси- |

|итогом с |рование |рование |рование |рование |рование |рование |

|начала года |страхо- |накопите-|страховой|накопи- |страховой|накопите-|

|        |вой |льной |части |тельной |части |льной |

|        |части |части |трудовой |части |трудовой |части |

|        |трудовой|трудовой |пенсии |трудовой|пенсии |трудовой |

|        |пенсии |пенсии |    |пенсии |    |пенсии |

|—————————————|————————|—————————|—————————|————————|—————————|—————————|

|До 100 000 |14,0 |0,0 |12,0 |2,0 |8,0 |6,0 |

|рублей  |процента|процента |процента |процента|процента |процента |

|—————————————|————————|—————————|—————————|————————|—————————|—————————|

|От 100 001 |14 000 |0,0 |12 000 |2 000 |8 000 |6 000 |

|рубля до |рублей +|процента |рублей + |рублей +|рублей + |рублей + |

|300 000 руб |7,9 |    |6,8 |1,1 |4,5 |3,4 |

|лей     |процента|    |процента |процента|процента |процента |

|        |с суммы,|    |с суммы, |с суммы,|с суммы, |с суммы, |

|        |превыша-|    |превышаю-|превыша-|превышаю-|превышаю-|

|        |ющей |        |щей |ющей |щей |щей |

|        |100 000 |    |100 000 |100 000 |100 000 |100 000 |

|        |рублей |    |рублей |рублей |рублей |рублей |

|—————————————|————————|—————————|—————————|————————|—————————|—————————|

|От 300 001 |29 800 |0,0 |25 600 |4 200 |17 000 |12 800 |

|рубля до |рублей +|процента |рублей + |рублей +|рублей + |рублей + |

|600 000 |3,95 |    |3,39 |0,56 |2,26 |1,69 |

|рублей  |процента|    |процента |процента|процента |процента |

|        |с суммы,|    |с суммы, |с суммы,|с суммы, |с суммы, |

|        |превыша-|    |превышаю-|превыша-|превышаю-|превышаю-|

|        |ющей |    |щей |ющей |щей |щей |

|        |300 000 |    |300 000 |300 000 |300 000 |300 000 |

|        |рублей |    |рублей |рублей |рублей |рублей |

|—————————————|————————|—————————|—————————|————————|—————————|—————————|

|Свыше       |41 650 |0,0 |35 770 |5 880 |23 780 |17 870 |

|600 000 |рублей |процента |рублей |рублей |рублей |рублей |

|рублей  |   |    |    |   |    |    |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————


В течение 2002 - 2005 годов для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов:

Таблица 2.2.3

Распределение страховых взносов в 2002 – 2005гг

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|База для |2002 - 2003 годы |2004 год      |2005 год     |

|начисления |——————————————————|———————————————————|——————————————————|

|страховых |на    |на  |на |на   |на |на  |

|взносов на |финанси-|финанси- |финанси-|финансиро-|финанси-|финанси- |

|каждого |рование |рование |рование |вание |рование |рование |

|отдельного |страхо- |накопите-|страхо- |накопите- |страхо- |накопите-|

|работника |вой |льной |вой |льной |вой |льной |

|нарастающим |части |части |части |части |части |части |

|итогом с |трудовой|трудовой |трудовой|трудовой |трудовой|трудовой |

|начала года  |пенсии |пенсии |пенсии |пенсии |пенсии |пенсии |

|—————————————|————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————|

|До 100 000 |11,0 |3,0 |10,0 |4,0  |9,0 |5,0 |

|рублей  |процента|процента |процента|процента |процента|процента |

|—————————————|————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————|

|От 100 001 |11 000 |3 000 |10 000 |4 000 |9 000 |5 000 |

|рубля до |рублей +|рублей + |рублей +|рублей + |рублей +|рублей + |

|300 000 |6,21 |1,69 |5,64 |2,26 |5,08 |2,84 |

|рублей  |процента|процента |процента|процента с|процента|процента |

|        |с суммы,|с суммы, |с суммы,|суммы, |с суммы,|с суммы, |

|        |превыша-|превышаю-|превыша-|превышаю- |превыша-|превышаю-|

|        |ющей |щей |ющей |щей  |ющей |щей |

|        |100 000 |100 000 |100 000 |100 000 |100 000 |100 000 |

|        |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |

|—————————————|————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————|

|От 300 001 |23 420 |6 380 |21 280 |8 520 |19 160 |10 640 |

|рубля до |рублей +|рублей + |рублей +|рублей + |рублей +|рублей + |

|600 000 |3,1 |0,85 |2,82 |1,13 |2,54 |1,41 |

|рублей  |процента|процента |процента|процента с|процента|процента |

|        |с суммы,|с суммы, |с суммы,|суммы, |с суммы,|с суммы, |

|        |превыша-|превышаю-|превыша-|превышаю- |превыша-|превышаю-|

|        |ющей |щей |ющей |щей  |ющей |щей |

|        |300 000 |300 000 |300 000 |300 000 |300 000 |300 000 |

|        |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |

|—————————————|————————|—————————|————————|——————————|————————|—————————|

|Свыше   |32 720 |8 930 |29 740 |11 910 |26 780 |14 870 |

|600 000 |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |рублей |

|рублей  |   |    |   |     |   |    |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями приведен в статье 243 НК РФ. Согласно этой статье работодатели ежемесячно обязаны вносить авансовые платежи по налогу непосредственно перед тем, как получить в банке средства для выплаты заработной платы работникам. Однако это должно быть сделано не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была на­числена заработная плата. Чтобы получить в банке наличные деньги для выдачи заработной платы, организации должны бу­дут предъявить платежные поручения на перечисление налога.

По каждому работнику организации должны будут рассчи­тывать сумму налога, зачисляемую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территори­альный фонды обязательного медицинского страхования. Бухгалтера перечисляют еди­ный социальный налог четырьмя платежными поручениями: отдельно на счет Пенсионного фонда РФ, отдельно на счет Фон­да социального страхования РФ, отдельно на счета территори­ального и федерального фондов обязательного медицинского страхования.

Суммы начисленных платежей (кредит 69) отражают по дебету счетов, на которые были списаны начисленные и произведенные выплаты (08, 10, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 70 и т.д.).








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: