Рассматриваются следующие показатели надежности:
– интенсивность отказов в режиме ожидания;
– интенсивность отказов при работе;
– вероятность отказов при перезапуске оборудования;
– интенсивность ложных срабатываний;
– интенсивность отказов на требование.
Д.2.1 Оборудование
Оборудование обычно группируют по категориям, например:
– нефтеперекачивающие агрегаты;
– насосы водяные;
– насосы масляные;
–арматура запорная, регулирующая и предохранительная;
– оборудование систем надежного электроснабжения, включая дизель-генераторы, трансформаторы, инверторы, выпрямители, выключатели, распределительные устройства и щиты постоянного тока.
В соответствии с режимом эксплуатации различаются три типа компонент - находящиеся в режиме ожидания, непрерывно работающие и периодически переходящие из одного режима работы в другой.
Д.2.2 Тип отказа
Рассматриваются следующие типы отказов для различных видов оборудования:
Насосы и дизель-генераторы:
|
|
– S - отказ на включение или недостижение рабочих параметров при включении (старт-отказ). Предполагается, что все скрытые отказы элементов выявляются в течение получаса после их пуска. Поэтому аварийная остановка дизель-генератора (насоса) в течение 30 минут после старта классифицируется как отказ в режиме ожидания;
– R - отказ при работе на рабочих параметрах.
Арматура:
– отказ на открытие и отказ на закрытие, которые в ряде случаев описываются отказом типа “несрабатывание”;
– ложное срабатывание;
– отказ на повторное закрытие (отказ на закрытие после открытия).
Оборудование системы надежного электроснабжения (за исключением ДГ):
– потеря функции.
Д.2.3 Время восстановления
Время восстановления определяется, как продолжительность восстановления работоспособного состояния объекта (ГОСТ 27.002). Наряду с собственно ремонтом, учитывается время, затрачиваемое на выполнение всех административно-технических процедур, сопутствующих этому ремонту.
Д.2.4 Статистическая популяция
Компоненты, неразличимые с точки зрения расчетного алгоритма обработки информации, по надежности и исходным параметрам ВАБ, образуют статистическую популяцию или просто популяцию. Понятие популяция определяет совокупность компонент, относящихся к одной технологической системе и имеющих одинаковые:
– конструктивные характеристики;
– условия эксплуатации;
– регламентные эксплуатационные режимы компонента для всех состояний ОМН;
– параметры технического обслуживания и регламентных проверок для всех состояний ОМН.
Понятие популяции играет ключевую роль при обработке статистической информации по надежности и исходным параметрам ВАБ.
|
|
В общем случае популяция компонент определяется конкретным состоянием ОМН или, точнее говоря, режимом работы компонента при данном состоянии ОМН. В связи с этим, определяется количество компонент в популяции для каждого конкретного состояния ОМН.
Д.2.5 Состояние компонента при эксплуатационном событии
В соответствии с расчетным алгоритмом выделяются следующие состояния компонент:
– непрерывная работа;
– режим дежурства;
– проведение S-проверки;
– проведение A-проверки;
– проведение технического обслуживания;
– выполнение корректирующих мероприятий (ремонт)
Д.2.6 Интенсивность отказов
Интенсивность отказов рассчитывается, как отношение числа отказов, выявленных при том или ином состоянии компонента, к суммарному времени нахождения популяции в этом состоянии.
При расчетах интенсивностей отказов учитываются только отказы с безусловной потерей работоспособности, идентифицируемые на основе экспертной инженерной оценки.
При отсутствии реальных отказов интенсивность отказов определяется по нулю событий для 50% верхней доверительной границы.
Д.2.7 Вероятность отказов
Вероятность отказов рассчитывается, как отношение числа отказов, выявленных при том или ином состоянии компонента, к суммарному числу требований для всей популяции в этом состоянии.
При расчетах вероятностей отказов учитываются только отказы с безусловной потерей работоспособности, идентифицируемые на основе экспертной инженерной оценки.
Д.2.8 Неготовность из-за ремонта и технического обслуживания
Неготовность из-за ремонта и технического обслуживания в значительной степени определяется условиями, специфическими для каждого ОМН. В частности, время, затрачиваемое на выполнение всех административно-технических процедур, сопутствующих ремонту, не определяется собственно надежностью оборудования, а целиком зависит от организации ремонта и технического обслуживания на ОМН.