Д.3 Сбор и обработка данных по отказам по общей причине

 

Для количественного моделирования аварийных последовательностей необходимо иметь данные по параметрам моделей отказов по общей причине. Цель работ по анализу данных по параметрам моделей отказов по общей причине заключается в обеспечении количественной информации, необходимой для оценки частоты повреждения ОМН.

Анализ отказов по общей причине проводится параллельно с выполнением других этапов ВАБ. Целью этого этапа ВАБ является выявление всех потенциальных источников зависимых отказов в системах ОМН для последующего их учета при разработке вероятностных моделей, а также анализа степени защищенности проекта от зависимых отказов и, при необходимости, разработка предложений по улучшению проекта.

Под отказом по общей причине подразумевают множественные отказы оборудования, которые вызваны трудно выявляемой при моделировании корневой причиной (root cause), проявляющейся при наличии механизма связи (coupling mechanism) отказавших компонентов, и не моделируются явно на деревьях событий или деревьях отказов при проведении вероятностного анализа безопасности ОМН, т.е. это так называемые «остаточные» зависимости. Среди корневых причин обычно рассматривают повторяющиеся ошибки при проектировании, изготовлении, монтаже, испытаниях и техническом обслуживании оборудования или неблагоприятные воздействия окружающей среды, в первую очередь, в доаварийный период эксплуатации ОМН. Механизм связи характеризуется идентичностью конструкции или размещения оборудования или идентичностью эксплуатационных процедур для различных единиц оборудования.

Д.3.1 Выбор групп элементов, подверженных отказам по общей причине

 

Моделирование отказов по общей причине включает определение вероятностей (интенсивностей) возникновения отказов по общей причине.

Как правило, формируются три класса групп элементов, подверженных отказам по общей причине Признаками принадлежности групп элементов к тому или иному классу являются:

– 1 класс - общность конструкции;

– 2 класс - общность условий окружающей среды;

– 3 класс - одинаковые процедуры технического обслуживания и/или проверок.

Как показывает опыт эксплуатации, отказам по общей причине в наибольшей степени подвержены идентичные по конструкции активные элементы (насосы, дизель-генераторы, клапаны с электроприводом и пневмоприводом, вентиляторы и, возможно, обратные клапаны), для которых и проводится моделирование отказов по общей причине.

Д.3.2 Выбор модели отказов по общей причине

 

Количественная оценка интенсивностей (вероятностей) отказов по общей причине может проводиться с помощью моделей базового параметра, биноминальной, греческих букв, a- и b-факторов. Выбор модели определяется наличием исходных данных по параметрам моделей и возможностями расчетных кодов. При прочих равных условиях считается, что использование модели a-фактора предпочтительнее, так как она обеспечивает наименьшую неопределенность оценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: