Е.3.4 Опросные листы персонала

 

Опросные листы составляются для эксплуатационного персонала разработчиками ВАБ с целью выяснения особенностей действий персонала и оценки вклада ВПФ в успешность (неуспешность) рассматриваемых действий.

Возможное содержание опросного листа:

1. Признаки, по которым персонал идентифицирует аварию (условия каждой из аварий, в которой ожидается выполнение рассматриваемой задачи - прилагаются к опросному листу);

2. Описание условий для распознавания ситуации по доступной для оператора информации, в том числе, наличие приборов (мнемосхемы, системы сигнализации, индивидуальные приборы, выводящие параметры по запросу оператора), расположение необходимых приборов относительно рабочего места оператора (оперативная панель, неоперативная панель, прибор на местном посту);

3. Основания для принятия персоналом решения о выполнении анализируемого действия (требования эксплуатационной инструкции, руководства по управлению авариями, распоряжение руководства, опыт и т.д.);

4. Исполнители и контролирующие должностные лица: диагностирующие ситуацию, принимающие решение, непосредственно выполняющие действия, с указанием выполняемых ими задач и действий, возможности взаимного контроля и исправления ошибок;

5. Описание последовательности выполнения основных шагов (элементарных действий, например, таких, как включение насоса, закрытие задвижки и т.д.) в ходе рассматриваемой аварии;

6. Место выполнения промежуточных действий каждым исполнителем (с пульта управления ОМН, на местном посту и т.д.), с указанием – применительно к месту расположения органов управления - наличия рядом аналогичных органов управления (с оценкой возможности совершения ошибки выбора);

7. Описание обратной связи (по каким параметрам, соответствующим им приборам или другим признакам оператор убеждается в успешности или неуспешности выполнения действия);

8. Оценка времени, необходимого для выполнения каждого промежуточного действия каждым исполнителем, и общего времени, если действия выполняются параллельно (последовательно);

9. Оценка уровня стресса (высокий, средний, низкий) для каждого исполнителя в каждой из аварий, для которой анализируются рассматриваемые действия;

10. Оценка критичности каждого элементарного действия (последствия ошибки) для выполнения задачи в целом (приводит невыполнение элементарного действия к невыполнению задачи в целом или нет);

11. Характер подготовки исполнителей к выполнению описываемых действий (хорошо ли знаком персонал с рассматриваемыми действиями и условиями, условия, в которых требуется их выполнять, выполнялись ли когда-либо эти действия этим персоналом, проводился ли анализ этих действий на занятиях в центре подготовки, были ли тренировки на тренажере, противоаварийные тренировки на ОМН и как часто);

12. Краткое описание сопутствующих действий, которые приходится выполнять исполнителю в ходе решения рассматриваемой задачи, и их цель;

13. Экспертный анализ перечня ВПФ для каждого из рассматриваемых действий (рекомендации по учету факторов, влияющих на надежность персонала для каждого рассматриваемого действия);

14. Данные по опрашиваемому персоналу.

Е.4 Отборочный анализ

Е.4.1 Оценка надежности персонала до ИС

 

В качестве действий до ИС (доаварийных действий), которые необходимо учитывать при анализе надежности персонала, следует рассмотреть следующие действия с оборудованием и системами:

–калибровка приборов;

–проверки работоспособности оборудования и систем;

–техническое обслуживание и ремонт;

–подготовка оборудования и систем к вводу в действие по прямому назначению;

–обслуживание (переключения и т.п.) в процессе работы объекта МН.

Ошибки персонала при выполнении указанных действий могут привести, например, к неправильному выставлению уставок срабатывания, неправильному положению арматуры, сохранению блокировки на прохождение аварийного сигнала, вводимой при некоторых состояниях ОМН, и др.

При определении вероятностных характеристик надежности персонала учитывается характер действий (тип поведения) персонала:

–действия, основанные на навыках;

–действия, основанные на правилах;

–действия, основанные на знаниях.

Е.4.2 Оценка надежности действий персонала при управлении авариями

 

Для оценки действий персонала при управлении авариями по упрощенной схеме анализируемые действия разбиваются, как правило, на два типа действий:

– когнитивные действия (идентификация аварии, принятие решения о выполнении действий, контроль над выполнением действий);

– исполнительные действия (непосредственное выполнение действий).

При определении вероятностных характеристик надежности персонала, как для когнитивных, так и для исполнительных действий, учитывается характер действий (тип поведения) персонала.

Вероятность успешного (неуспешного) "выполнения" когнитивных действий оценивается с учетом времени, располагаемого для анализа состояния установки и принятия решения. Время, отводимое на диагностирование ситуации, определяется вычитанием времени, необходимого для непосредственного выполнения действий, из общего резерва времени в рассматриваемых аварийных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: