Содержание и функции управленческого анализа

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стра­тегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организа­ции производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.

Содержание управленческого анализа хозяйственной деятельности вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления пред­приятием, где занимает одно из центральных мест. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: пла­нирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельнос­ти и принятия управленческих решений.

С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подраз­делений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конеч­ных результатов производства.

Анализ и планирование являются одними из важнейших функций управления, без них невозможно принятие никаких управленческих решений ни на одном предприятии. Под управлением в данном случае мы по­нимаем систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использо­вания финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов.

Система управления воздействует на управляемый объект посредством общих функций, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замк­нутый цикл управления (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Замкнутый цикл управления хозяйствующим субъектом

 

Известны и другие подходы к формулированию сущности управления. Например, П. Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления: планирование, контроль, организация, коммуника­ция и мотивация. Независимо от способа идентификации функций управ­ления очевидно одно - каждая функция важна по-своему, и ни одна из них не может быть недооценена. В экономической литературе некоторые из этих функций иногда объединяются - например, планирование и органи­зация, контроль и регулирование; нередко учет ввиду его исключительной важности и специфики выделяется в отдельную информационную систему для целей управления. Однако какие бы трактовки функций управления ни предлагали теоретики, в числе основных они называют планирование и анализ.

Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоя­тельств:

· анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта и во всех звеньях народного хозяйства;

· анализ строится на единой методологической основе, что дает воз­можность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных отраслях, регионах и других структурных сообщест­вах хозяйствующих единиц, что, в свою очередь, позволяет проводить сравнения и аналогии между субъектами, а также делать аналитические обобщения на макроэкономическом уровне;

анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализоваться и многие другие функции, в первую очередь связанные с принятием управленческих решений.

Базой для проведения любого анализа являются исходные данные, ка­сающиеся деятельности анализируемого субъекта. Просто иметь опреде­ленные цифры и сведения совсем не означает "знать, как обстоят дела на самом деле". Данные следует подвергнуть обработке, и лишь тогда они станут управленческой информацией, пригодной для принятия решений. Способы преобразования данных в информацию с определенной степе­нью условности можно разделить на две большие группы.

В первую группу можно отнести все стандартные приемы, которые применяются через равные промежутки времени по стандартным отчетам и другим источникам сведений. Частота и глубина проведения такого ана­лиза диктуются требованиями конкретных пользователей, а методики лег­ко формализуемы. В настоящее время практически в любой компьютер­ной бухгалтерской системе или программном пакете общего назначения имеется функция анализа данных. Существует также множество специ­альных компьютерных программ для типовой обработки больших масси­вов разного рода данных, в том числе экономических.

Во вторую группу можно отнести способы преобразования, применяе­мые в редко встречающихся или непредвиденных ситуациях, когда, есте­ственно, также возникает необходимость анализа. Поскольку ситуации такого рода для предприятий не являются стандартными, подход к их ана­лизу тоже должен быть индивидуальным. Стандартные процедуры ис­пользовать здесь можно, но главную роль при принятии решений будут играть именно нестандартные способы обработки и интерпретации имеющихся данных. Неоценимую помощь в этом окажут специальные программные средства. Однако без делового опыта, интуиции, некоторого "шестого чувства" здесь никак не обойтись. Особенно подчеркивают роль неформальных методов принятия решений в нестандартных ситуациях американские специалисты по управлению: "Оптимальная стратегия не может быть рассчитана на логарифмической линейке... По существу, результаты анализа следует расценивать как один из видов информации, необходимый руководителю для принятия решения", - считает Ч. Хитч.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия це­левых установок количественного и качественного характера и опре­деления путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирова­ние представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выпол­нить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это будет нужно, и в тех количест­вах, которые потребуются. Планирование на современном предприятии связано с финансовыми ресурсами, в первую очередь с деньгами. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники плановых служб пред­приятия должны быть знакомы со статистическими методами прогнози­рования. Самое важное для выжи­вания и успешного функционирования предприятия - чтобы его продук­ция удовлетворяла требованиям потребителей, поэтому профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов явля­ется важным фактором успешной деятельности предприятия в рыночной экономике.

 




double arrow
Сейчас читают про: