Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
имени И.И. Ползунова»
М.С. Дунин, Н.М. Климонова, Ю.П. Волков
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДОВ МАШИН
Методические рекомендации к выполнению курсового проекта
для студентов специальностей: 190603 «Сервис транспортных и технологических
машин и оборудования (автомобильный транспорт)», 240706 «Автоматизированное
производство химических предприятий», 260601 «Машины и аппараты пищевых
производств», 160302 «Ракетные двигатели», 151001 «Технология машиностроения», 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем»
всех форм обучения
Бийск
Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И. Ползунова
2009
УДК 621.8
Д79
| Рецензент: | профессор кафедры ТХМ БТИ АлтГТУ А.И. Осин |
Дунин, М.С.
| Д79 | Проектирование приводов машин: методические рекомендации к выполнению курсового проекта для студентов специальностей: 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», 240706 «Автоматизированное производство химических предприятий», 260601 «Машины и аппараты пищевых производств», 160302 «Ракетные двигатели», 151001 «Технология машиностроения», 170104 «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» всех форм обучения / М.С. Дунин, Н.М. Климонова, Ю.П. Волков; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 41 с. |
В методических указаниях рассмотрены требования к выполнению курсового проекта, примеры решения типовых задач проектирования отдельных узлов и деталей. Курсовой проект способствует формированию навыков самостоятельной работы студентов и освоению творческого процесса проектирования. В приложениях перечислены основные ошибки при проектировании и основные вопросы на защите к студенту.
УДК 621.8
Д79
| Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Техническая механика» Протокол № 16 от 12.12.08 г. |
| © Дунин М.С., Климонова Н.М., Волков Ю.П., 2009 | |||
|
СОДЕРЖАНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................. 1 СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА И ПОРЯДОК РАБОТЫ................................... 1.1 Порядок работы над проектом........................................................................... 2 Требования к оформлению курсового проекта...................................... 3 Требования к оформлению расчетно-пояснительной записки................................................................................................................................ 4 Рекомендации по выполнению чертежей.................................................. 4.1 Размерные и выносные линии........................................................................... 4.2 Виды, разрезы, сечения..................................................................................... 4.3 Деталирование.................................................................................................... 5 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА........................................................................................ 5.1 Расчет передач.................................................................................................... 5.2 Расчет валов на прочность................................................................................. 5.3 Подбор подшипников........................................................................................ 6 ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАСЧЕТОВ............................................................................... 6.1 Подбор электродвигателя и кинематический расчет..................................... 6.2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений для зубчатых передач...................................................................................................................... 6.3 Расчет зубчатых, червячных передач редуктора............................................. 6.4 Силы, действующие в зубчатом зацеплении................................................... 6.5 Проектный расчет валов редуктора.................................................................. 6.6 Определение конструктивных размеров зубчатых колес, элементов корпуса и крышки..................................................................................................... 6.7 Расчет шпоночных соединений......................................................................... 6.8 Эскизная компоновка редуктора....................................................................... 6.9 Определение реакций опор и подбор подшипников качения......................... 6.10 Расчет на сопротивление усталости валов редуктора..................................... 6.11 Подбор муфты и проверка её элементов на прочность................................... 7 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА.................................................................................. Приложение А. Техническое задание................................................................................... Приложение Б. Форма и пример заполнения титульного листа........................................ Приложение В. Рекомендуемые УДК для курсовых проектов по курсу «Детали машин и основы конструирования»…………………………………….............................. Приложение Г. Основные ошибки, встречающиеся в курсовых проектах по курсу «Детали машин и основы конструирования»……………………………………………... Приложение Г.1. Сборочные чертежи.................................................................................. Приложение Г.2. Рабочие чертежи....................................................................................... Приложение Г.3. Пояснительная записка............................................................................ Приложение Г.4. Спецификация........................................................................................... Приложение Г.5. Защита курсового проекта....................................................................... Заключение.............................................................................................................................. Приложение Д. Условные обозначения элементов кинематических схем по ГОСТ 2.770-68......................................................................................................................... ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................... | 4 6 6 8 9 12 12 13 16 17 17 17 17 18 18 19 21 22 22 23 23 24 24 25 26 27 29 32 33 34 34 35 36 37 37 37 38 40 |
ВВЕДЕНИЕ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ – это самостоятельная учебная работа по приобретению практических навыков в области проектирования деталей и узлов машин общего назначения, используя знания, полученные при изучении общетехнических дисциплин.
Целью данного вида самостоятельной работы является формирование и развитие у студента умений и навыков проектно-исследовательского направления. Система курсовых проектов – важная составляющая образовательного процесса, так как закрепляет и углубляет теоретические знания, позволяет приобрести навыки по решению технических вопросов, а также учит правильно пользоваться нормами проектирования, каталогами, стандартами и другой технической литературой. В процессе работы над проектом и его защиты студенту необходимо продемонстрировать соответствующую теоретическую подготовку в области технических и технологических дисциплин, умение проектировать узлы и детали машин, обосновывать свой выбор при защите проекта. Особая роль курсового проектирования по дисциплине «Детали машин» заключается в том, что он завершает цикл общетехнической подготовки студентов и является первой самостоятельной конструкторской разработкой. Данная работа создает условия для комплексного использования ранее полученных знаний по ряду курсов учебного плана, особенно по теории машин и механизмов, сопротивлению материалов, теоретической механике, техническому черчению, материаловедению и т.п. Обобщая сведения из перечисленных дисциплин, студенты знакомятся с деятельностью инженеров и исследователей. На практике решают задачи, поставленные в техническом задании, с учетом современных требований к конструированию. Все это способствует развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, рационализации и изобретательства, а также формированию творческого подхода к решению конструкторских задач и реализации инженерных идей, основанных на имеющихся знаниях и умениях пользоваться различными источниками информации. По завершении решения поставленной задачи студент получает чувство самоудовлетворения от результатов первой самостоятельной проектно-исследовательской работы, от того, что он смог на практике применить весь комплекс полученных ранее знаний и умений. И это естественным образом повышает заинтересованность в более глубоком изучении других дисциплин.
На заключительном этапе курсового проекта важную роль играет составление расчётно-пояснительной записки, которая является первым опытом студента в подведении итогов конструкторской работы и оформления её. Записка должна быть построена по типу официальных отчетов инженеров о проведенных исследовательских работах. В связи с этим требуется формировать и развивать умение разрабатывать техническую документацию, основываясь на соблюдении основных требований к деталям: прочности при наименьшем весе, жесткости, надежности, взаимозаменяемости, технологичности, работоспособности и т.п.
Освоение студентом методологии курсового проектирования по курсу «Детали машин и основам конструирования» создает предпосылки по успешной разработке дипломного проекта по специальности инженер-механик.
Сущность проекта состоит в разработке того или иного устройства, служащего для привода вращения ленточного, винтового или цепного конвейера, лебедки, агрегатов автомобиля и т.п.
Темы проектов: «Проектирование приводов для различных механизмов (ленточный конвейер, скребковый конвейер и т.д.)».
Задание на курсовой проект выдается преподавателем на бланке (Приложение А) в виде технического задания на разработку, в котором приводятся технические требования, схема привода, график выполнения проекта и рекомендуемая литература.
Занятия по курсовому проектированию проводятся в порядке групповых и индивидуальных консультаций, регулярное посещение которых обязательнодля всех студентов, наравне с посещением лекций и практических занятий.
Структура курсового проекта и порядок работы
Курсовой проект включает в себя комплект конструкторской документации, в который входит графическая часть (чертежи) и расчетно-пояснительная записка. Документация должна быть оформлена с учетом действующих стандартов, либо в рукописной форме, либо с использованием компьютерной техники.






