Методические аспекты земельного налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в Республике Казахстан 10
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООЮЛОЖЕНИЯ 18
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 18
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
3.1. Проблемы земельного налогообложения 29
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 32
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
  СПИСОК ИСПОЛЬЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Введение

Актуальность темы. Земля и земельные ресурсы имеют глубокие корни и огромное значение по своему значению в экономике. Данная тема - «Проблемы земельного налогообложения в РК» весьма специфическая.

Земля, основное богатство любого государства, в условиях РК имеет особое значение. Бесплатность пользования землей является одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве. Актуальность данной темы основывается на том, что земля является одним из трех редких факторов производства и плата за землю или передача ее в собственность является камнем преткновения не одной только нашей правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве. Без нее невозможно ведение производственного процесса в отрасли, создание продуктов питания и сырьевых ресурсов. Тем самым выступает одним из основных источников материальных благ общества.

Значение земельного налога для сельскохозяйственного производства связано с использованием земли как основного средства производства, в отличие от других отраслей – для которых земля является пространством на котором проистекает экономическая активность. 

Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием к подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны прежде всего с теоретическими разработками.

Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процессе, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей. Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.

Вопросами земельного налогообложения занимались зарубежные, российские и казахстанские авторы. В частности, среди казахстанских авторов можно отметить, труда таких авторов как Худяков А.И., Мухитдинов М.Т, Черник Д. Г., Махмудов Ф. О., Жумабеков С., Камалов М., Алиев Р. и другие.

 

 

Глава 1. Теоретические основы земельного налога

 

Методические аспекты земельного налогообложения

 

В системе ресурсов сельского хозяйства основное место зани­мают земельные ресурсы. Земля является главным незаменимым средством производства в сельском хозяйстве.

Земля как средство производства имеет специфические особен­ности, которые заключаются в следующем.

Во-первых, в отличие от земли все другие средства производ­ства - результат предшествующего труда, а земля - продукт при­роды, а продуктом труда является лишь отчасти плодородие верх­него слоя земли - почвы.

Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухуд­шается, а, напротив, улучшает свои достоинства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и ма­териально, применяются в процессе труда.

Во-вторых, земля незаменима, ее нельзя заменить другим сред­ством производства, без нее не может осуществляться производ­ственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии. Например, один трактор по мере износа можно заменить другим, более производительным, жатку можно заменить комбайном, тогда как землю другим орудием производства заменить нельзя.

В-третьих, использование земли как средства производства свя­зано с постоянством места и пространственной ее ограниченнос­тью, поэтому сельскохозяйственное производство осуществляет­ся там, где есть для него соответствующая земля, тогда как другие орудия труда можно переместить к месту производства.

В-четвертых, земельные участки отличаются друг от друга по плодородию, рельефу, местонахождению, это необходимо учитывать при планировании и размещении сельскохозяйственного производства, а также при определении цены земли, земельного налога и арендной платы.

Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием в подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой зе­мельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного на­логообложения, существующие в РК связаны, прежде всего, с теоретическими разработками.

Существуют два основных подхода к теории ренты. Одна из них - маркси­стская теория ренты, вторая - неоклассическая теория ренты. Обе теории вос­ходят к классической теории экономической ренты, изложенной в трудах эко­номистов XVIII века.

Сторонники классической школы рассматривали землю в рамках производ­ственных возможностей и преимуществ расположения земельных участков. Они считали, что более плодородные земельные участки приносят доход в форме земельной ренты. Рассматривая земельную ренту они предполагали, что общее предложение земли абсолютно неэластично и земли пригодные для вы­ращивания зерновых не может быть использована ни для каких других целей.

Частная собственность на землю позволяет ее владельцам независимо от каче­ства земельных участков, сдававшихся в аренду, получать так называемую аб­солютную ренту.

Опираясь на теорию трудовой стоимости марксистская теория ренты ори­ентируется на радикальные меры в теории распределения. Она предполагает национализацию земли, что приводит к исчезновению абсолютной ренты, а ус­ловия образования дифференциальной ренты обоих видов позволяют решать вопрос ее распределения. Дифференциальная рента I изымается государством в пользу всего общества. Дифференциальная рента II как результат более произ­водительных дополнительных затрат достается землевладельцу.

Главная цель марксистской теории доказать, что источник создания новой стоимости - рабочая сила, поэтому и рента объясняется с помощью закона стоимости. Однако обособленное рассмотрение какого-либо фактора не может дать правильное представление о сложном механизме ценообразования. Игно­рирование или недооценка других факторов производства кроме труда, нега­тивно сказывается на эффективности производства.

Производство возможно лишь на основе органического единства ряда фак­торов, и стоимость создается не каким-то одним, а всеми ими во взаимодейст­вии. Выделяют, как правило, три группы производственных факторов: труд, капитал, природные ресурсы. Выбор методов производства зависит от соответ­ствующих цен на ресурсы. Теория спроса и предложения применима к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.

Урожай, например, нельзя получать не только без труда, но и без земли, без капитальных вложений в технику и обустройство. Каждый из этих ресурсов имеет свою цену на рынке ресурсов. Из спроса отдельных фирм и отраслей производства складывается совокупный спрос на тот или иной фактор произ­водства. Кривая спроса на определенный фактор производства в сочетании с кривой предложения этого фактора и определяет уровень рыночной цены на него. Рассматривая землю как один из факторов производства, неоклассическая теория объясняет теорию ренты проще: через колебания спроса и предложения и установления равновесной цены. Таким путем в условиях рыночной эконо­мики определяется величина доходов, распределяющихся между владельцами различных факторов.

Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли связано с решением проблемы "для кого производить товары" и как распределять, хотя принцип социальной справедливости при этом не выдержи­вается. Кто является владельцем этих факторов, тому и принадлежат доходы. Но государство путем соответствующей налоговой политики может снизить чрезмерное неравенство в распределении богатств.

Неоклассическая теория ренты и ее варианты еще весьма несовершенны: среди авторитетных специалистов существуют различные подходы к определе­нию, объяснению и выводов относительно доходов, получаемых в виде ренты.

Общим в этих подходах является то, что: "Доход, полученный посредством какого-либо производительного производственного фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением на долгосрочных временных интер­валах, принято называть чистой экономической рентой. Это понятия включает в себя определение "чистая", так как с точки зрения всей совокупности факто­ров, действующих в экономической системе, конкретно рассматриваемый про­цесс не имеет альтернативной стоимости, и любой доход, им приносимый, яв­ляется экономической рентой".

Классический пример таких ресурсов - земля и земельные ресурсы. Площа­ди земельных ресурсов фиксированы. Вследствие этого предложение земли со­вершенно неэластично, что графически интерпретируется вертикальной кривой предложения. С другой стороны, спрос на землю, диктуемый величиной пре­дельного продукта в денежной форме, графически представляется кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Пересечение этих кривых задает уро­вень равновесной чистой экономической ренты.

По действующему налоговому законодательству земля, находящаяся в собственности как физических, так и юридических лиц, ежегодно облагается налогом. Земельный налог предполагает наличие ежегодно уточняемого подробного земельного кадастра. Там, где отсутствует анализ качества почв, необходима экспертная оценка качества земли. Различаются два основных типа сельскохозяйственных земель, каждый из которых подразделяются на 101 группу в зависимости от качества почв. Судя по общему описанию этих двух типов земель и максимальными ставками налога, применяемым ко второму из них, эти земли можно условно охарактеризовать как пахотные и непахотные. 

Таким образом, структура земельного налога представляется весьма сложной. А право местных органов власти увеличивать или уменьшивать ставки позволяет принимать властные решения. Все это свидетельствует о несовершенстве земельного кадастра. Более того, это налагает дополнительные обязанности на налоговую службу. 

Правильное использование земель регулируется земельным ко­дексом Республики. Закон "О земле". Здесь изложены земельное законодательство о собственности на землю, состав земель, основы землевладения и землепользования, порядок определения земельного налога и арендной платы за землю, право и обязанности землевладельцев.

Земельные участки различаются по своей эф­фективности в зависимости от естественного плодородия, место­положения, по уровню интенсивности использования. Эти разли­чия необходимо учитывать при регулировании ценообразовани­ем, налогообложении и государственном управлении. Решению этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра состоящего из следующих частей:

- государственная регистрация землепользователей;

- количественный и качественный учет земли;

- бонитировка почв;

- экономическая оценка земель.

Государственная регистрация землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или землеполь­зование физических и юридических лиц.

Арендная плата за землепользование устанавливается на осно­ве договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности текущего года, прогноза урожайности на будущий год, оценок зем­ли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.

Таким образом, арендная плата зависит от предполагаемого до­хода при использовании арендуемой земли. В Казахстане и в России наиболее распространенной формой аренды является так называемая внутрихозяйственная аренда. При этой форме коллектив фермы или бригады берет в аренду участок земли, трактор, сельхозмашины и т.д., обязуется выращивать на этой земле конкретную продукцию и продавать хозяйству по рас­четной договорной цене, что значительно ниже рыночной цены.

В Республике Казахстан земельной арендой пользуются до 15,2% крестьянских хозяйств. В наших условиях, где только фор­мируются арендные отношения, более приемлема долевая аренда с натуральной оплатой, которая, кстати, и более распространена.

В зарубежной практике соотношения долей в конечном про­дукте (землевладелец-арендатор) составляет 50:50 на зерновых фермах, 30:70 — на молочных и 40:60 - на смешанных, т.е. в зависимости от типа фермы арендатор платит 50, 30, 40% урожая или дохода.

Как показывает мировая практика, аренда имеет самое ши­рокое распространение и в странах с развитой рыночной эко­номикой, при этом эффективность сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной собственностью на землю. Так в Голландии земля находится в государственной собственнос­ти, а сельское хозяйство здесь является одним из самых высо­коразвитых в мире.

В Израиле практически вся земля национализирована, в США около 60% земли находится в собственности у государства. Во мно­гих странах мира государство регулирует процессы купли-прода­жи земли и землепользования в частном секторе, в том числе и арендные отношения, но следует отметить, что участие государ­ства неодинаково. Так, в Германии, Великобритании, Греции пре­обладает принцип свободы заключения договоров, а во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии государство активно, мож­но сказать, жестко вмешивается в регулирование арендных отно­шений в части передачи земли.

В законодательствах этих стран установлены минимальные сроки аренды. В то же время они дифференцируются в зависимо­сти от объекта аренды: государственные ли это земли, или фер­мерское хозяйство. К примеру, в Италии для аренды земли в неко­торых горных районах установлен минимальный срок договора 6 лет, а при аренде хозяйства целиком - 15 лет.

Различна политика в разных странах и в области регулирования цен на землю, и размеров арендной платы за нее. В Великобрита­нии, Ирландии существует система свободных договоров между сто­ронами о размере арендной платы, а в Германии и Испании эта пла­та находится под жестким контролем власти и устанавливается ее органами.

В странах с развитой рыночной экономикой практикуется ис­пользование земли, как средства обеспечения возвратности пре­доставленных фермерами кредитов. Этой цели соответствует ипо­тека как форма обеспечения предоставленных кредитов залогом недвижимого имущества. Запись ипотеки позволяет заимодавцу, в пользу которого она сделана, в случае просрочки возврата кредита привлечь ипотечные имущество для удовлетворения своих претензий на основе заемного права.

На основе такой оценки устанавливается цена земли и система рентных платежей за ее использование. Плата за землю в сельс­ком хозяйстве выступает в двух формах: земельный налог и арен­дная плата. Цель земельного налога - обеспечение рационального использования и формирование бюджета для социальных нужд тер­риторий. Ставка налога устанавливаются в расчете на 1 га и диф­ференцируются по качеству и местоположению земель в зависи­мости от балла бонитета.

С точки зрения зарубежного опыт можно привести пример земельного налогообложения можно привести положительный опыт РФ.

Особо отмечает, что его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налого­плательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Плательщиками налога являются собственники земли, зем­левладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения; б) несельскохозяйст­венного назначения, устанавливая более низкие размеры нало­гообложения для первых.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назна­чения Закон различает две группы налогоплательщиков. В пер­вую входят крестьянские (фермерские) хозяйст­ва, межхозяйственные предприятия и организации, кооперати­вы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от не­сельскохозяйственной деятельности, то на них положение об ос­вобождении от других налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зве­росовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: