Классификация информационных систем

Существуют различные классификации информационных систем. В качестве основных классификационных признаков можно выделить следующие:

· характер обрабатываемой информации;

· целевая функция, т.е. круг задач, для решения которых кон­кретная система предназначена.

По характеру обрабатываемой информации ИС делятся на документальные и фактографические.

Документальные ИС системы предназначены для хранения и поиска текстовых документов (книг, статей, патентов, законо­дательных и нормативных актов и др.), т.е. обрабатывают неструктурированную информацию. Они обладают некоторым формализованным аппаратом поиска. Цель системы заключается в выдаче в ответ на запрос пользователя списка документов, удовлетворяющих условиям запроса. Например, выдать список документов по амортизации основных средств. Особенностью документальной ИС является ее способность:

· выдавать ненужные пользователю документы (например, где это слою употребляется в ином смысле, чем предполагалось);

· не выдавать нужные документы (например, если в запросе употреблялся синоним или была допущена ошибка в написании).

Фактографические ИС обрабатывают и хранят конкретные сведения, факты. Это могут быть параметры и характеристики объектов, справочные и статистические данные, социальная ин­формация. Часто эта информация носит оперативный характер, т.е. регулярно обновляется и изменяется. Информация является структурированной, т.е. определены форматы и диапазоны измене­ния значений. Фактографические ИС способны однозначно отве­чать на вопросы пользователя. В массивах фактографических ИС обычно осуществляется поиск сведений о конкретном объекте. Эти сведения выдаются пользователю или передаются приклад­ной программе для дальнейшей обработки. Примерами могут быть учет складских запасов, инвентаризация основных фондов сельскохозяйственного предприятия, обработка товарно-транспортных накладных, учет поставок, подготовка форм стати­стической отчетности, и т.д.

По целевой функции информационные системы подразделяют­ся на информационно-справочные, управленческие, информацион­но-расчетные, информационно-логические, экспертные. От функ­ций, реализуемых системой, зависят формы входной и выходной информации, алгоритмы процессов обработки данных, а также ха­рактер, форма и способ общения пользователя с системой.

Основной функцией информационно-справочных систем (ИСС) является поиск и выдача информации по запросу пользо­вателя. Характерной особенностью таких систем является то, что информация, хранящаяся в системе, не преобразуется, а выдается пользователю в исходном виде, удовлетворяя его информацион­ные потребности. Примерами таких систем являются АИС «Кад­ры предприятия», «Телефонный справочник», система автомати­зированного резервирования мест в пассажирском железнодо­рожном транспорте и в аэрофлоте и др.

Управленческие информационные системы (УИС) осуществ­ляют обработку оперативной информации и выдачу информации в виде справок и документов для принятия управленческих решений. Они обрабатывают информацию, циркулирующую на предприятии и должны обеспечить ритмичную работу предприятия путем опти­мального использования ресурсов. В качестве примера УИС можно привести информационные системы материально-технического снабжения и управления запасами, учета кадров и т.д.

В информационно-расчетных системах (ИРС) хранящаяся информация используется для решения задач, связанных с различными расчетными операциями. К подобным задачам относят­ся задачи статистической обработки данных, анализ производст­венно-финансовой деятельности, разработка бизнес-планов, оп­тимизационные задачи и др.

Информационно-логические системы (ИЛС) служат для по­лучения информации, вырабатываемой на основании логического анализа, обобщения, переработки сведений, имеющихся в ин­формационных массивах системы. Примером ИЛС служат раз­личного рода базы знаний, позволяющие посредством диалога пользователя с ЭВМ на основе выполнения логических операций получить некое логическое заключение.

Под экспертной системой понимается система, объеди­няющая в себе возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в такой форме, что система может дать разумный совет или предложить выбранный ею алгоритм для решения постав­ленной пользователем задачи. Дополнительной характеристикой такой системы, является способность системы пояснять, по тре­бованию пользователя, ход своих рассуждений в понятной для него форме.

Во всех рассмотренных выше системах существуют разви­тые средства общения пользователей с системой, в том числе и пользователей - неспециалистов в области вычислительной тех­ники. С помощью этих средств пользователь формулирует свои запросы, вводит их в систему и воспринимает выдаваемую ему информацию.

На практике наряду с описанными типами ИС используются и системы комбинированного типа. Любая конкретная информа­ционная система может обладать свойствами, характерными от­дельным ее видам. В то же время, в зависимости от области при­менения каждая ИС обладает, как правило, своими специфиче­скими особенностями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: