Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег регулируется как часть совокупного денежного оборота и осуществляется Центральным банком РФ. К основным правовым актам, регулирующим обращение наличных денег в Российской Федерации, помимо названых относятся ГКРФ, а также многочисленные акты Банка России, среди которых основным  является Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П (с изм. и доп. на 31 октября 2002 г., № 1201- У).

Обращение наличных денег начинается с эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращение и изъятия на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Образцы банкнот и монеты утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом РФ. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монеты, что, как правило, заключаются во введении денежных знаков более крупных достоинств.

  Банк России выполняет в сфере наличного денежного оборота следующие функции:

1) обеспечивает устойчивость рубля;

2) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличного денежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуя с Правительством РФ;

3) обладая эмиссионной функцией, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4)  несет ответственность за по купюрный состав денежного обращения.

 

    В области наличного денежного оборота Банк России:

1) определяет порядок ведения кассовых операций;

2)  организует изготовление банкнот и монеты;

3)  устанавливает правила перевозки и хранения наличных денег;

4)  определяет признаки платежности денежных знаков;

5)  регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков.

 

Законодательством установлено, что банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не может превышать пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операции.

Кассовые операции - совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранение и выдаче наличных денег(валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющим в своей совокупности специальный финансово-правовой институт.

Законодательством установлены различия в ведении кассовых операций в зависимости от субъектов состава. Так, установлены особенности осуществления кассовых операций:

1) банками и другими кредитными организациями;

2)  предприятиями, учреждениями и иными организациями;

3)  предприятиями и другими организациями по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.

Источниками правового регулирования порядка ведения кассовых операций являются федеральные и региональные нормативные правовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативным правовым актам Банка России, так как регулирование кассовых операций отнесено к его функциям Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основные наиболее общие положения, касающиеся порядка ведения кассовых операций на территории РФ, были закреплены еще в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения»1, которым были установлены единые для всех предприятий, организаций и учреждений правомочия в сфере кассовых операций. Так, все указанные субъекты, во-первых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; во-вторых, должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; в-третьих, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по соглашению с руководителями предприятий; в-четвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; в-пятых, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег учреждении банка. Для предприятий, организаций и учреждений (включая организации торговли), имеющих постоянную денежную выручку и осуществляющих расходование ее для оплаты труда и на другие цели (выплату пенсий, закупку сельскохозяйственной продукций, скупку тары и вещей у населения), установлен запрет задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.

Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г.№ 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации2, которым детально регламентируется ведение кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями (далее - предприятиями) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Установлено, что предприятия должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применять другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут пересматриваться. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий (на хозяйственно-операционные расходы, на расходы экспедиций и прочие) в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежащие оформленным другим документам (платежным ведомостям, расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.),которые должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Особо урегулировано ведение кассовой книги и хранение денег. Предприятие имеет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью. В ней учитывается каждое поступление и выдача наличных денег. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Контроль над правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Установлено правило о проведении ревизии кассы и осуществлении контроля за соблюдением кассовой дисциплины. Так, в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт, примерную форму которого утвердил Банк России.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.

Проверки порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях.

Для субъектов, получающих от населения деньги за оказываемые услуги, выполняемые работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций. Указанный порядок прежде всего связан с обязательным использованием контрольно-кассовых машин (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»1). Контрольно-кассовые машины должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Случаи, когда расчеты могут осуществляться без применения контрольно-кассовых машин, перечислены в ст. 3 названного Закона. К ним, например, относится торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.

Действие нормы, предусматривающей осуществление наличных денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, распространено также кредитные организации. В целях усиления контроля за исполнением законодательства о применении контрольно-кассовых машин предусматривается привлечение к этой работе Банка России. На территории РФ допускаются к применению только те модели контрольно-кассовых машин, которые внесены в Государственный реестр и зарегистрированы в налоговых органах.

Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 9 октября 2002 г. № 199-П (с из. и доп. на 13 июня 2007 г., № 1836-У)1, которым устанавливается порядок совершения кассовых операций, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории РФ. Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, обязаны создать кассовый узел, оборудованный в соответствии с разработанными Банком России Требованиями к устройству и технической укрепленности кассового узла в здании кредитной организации. В целях обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организации, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается учреждением Банка России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.

Кроме наличного расчёта, как уже говорилось ранее, существует и безналичный расчёт.

 1.2. Правовые основы безналичного расчета.

 

Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр) посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения.

Правовые основы безналичных расчетов в Российской Федерации закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XII «Организация безналичных расчетов»).Банк России в соответствии со ст.80 названного Закона является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами РФ.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ. Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Формы расчетов установлены ст. 862 ГК РФ.

К ним относятся:

1) расчеты платежными поручениями;

2) по аккредитиву;

 3) чеками;

4) по инкассо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: