Недостаточно высокие для страны догоняющего развития темпы экономического роста наблюдались еще в СССР в последние два десятилетия его существования. Уже в 1990 г. они сменились на продолжавшийся девять лет почти без перерыва (за исключением 1997 г.) спад производства ВВП, в результате чего объем ВВП России в 1998 г. составил примерно 56% от уровня 1985 г. Однако начавшийся уже пару месяцев спустя после августовского кризиса 1998 г. экономический рост продолжается до сих пор, и в 2006 г. объем ВВП России достиг примерно 93% уровня докризисного 1989 г.
Нынешняя динамика экономического роста является в России предметом дискуссии, в ходе которой экономисты пытаются ответить одновременно на два вопроса:
· достаточны ли достигнутые в 2001—2006 гг. ежегодные 5—7/"
экономического роста для быстрого достижения тактической задачи — восстановления дореформенного объема ВВП?
· достаточны ли эти темпы роста для решения стратегической
дачи — догнать в обозримой перспективе страны Запада по УРОБ
развития?
Экстраполяция нынешних темпов экономического роста России приводит к выводу, что ее дореформенный объем ВВП может быть достигнут в 2007 или 2008 г., т.е. спустя 18—19 лет после начала кризиса и спустя девять-десять лет после возобновления экономического роста. Напомним, что в России уровень ВВП 1917 г. (во время Первой мировой войны он продолжал расти), который в ходе почти пятилетней гражданской войны к 1922 г. сократился на 27%, был восстановлен на базе нэпа за три года экономического роста, составлявшего 12—16% в год. Более близким примером может быть Казахстан, где падение ВВП также было огромным (почти на 30% по сравнению с 1989 г.), а восстановление дореформенного ВВП заняло четыре года из-за высоких темпов роста ВВП — 9—13% в год. Подобные темпы роста в 2003—2006 гг. достигнуты также в странах Закавказья.
Сторонники кейнсианского подхода подчеркивают, что восстановительный рост (т.е. послекризисный) в России идет медленно по сравнению с возможностями страны и в сравнении с другими выходящими из кризиса странами СНГ. Они также указывают на то, что при экстраполяции нынешних темпов роста Россия догонит Португалию, наиболее отсталую страну еврозоны, примерно через четверть века, т.е. к 2030 г.
Поэтому российские кейнсианцы ратуют за ускорение экономического роста в России. Для этого они предлагают увеличить норму валового накопления за счет перераспределения природной ренты в пользу государства (например, через увеличение налогообложения сырьевых компаний), которое будет эти дополнительные средства направлять на инвестиции. Также предлагается проводить активную промышленную политику, прежде всего по поддержке работающих на внутренний рынок отраслей, особенно технологически передовых. Кроме того, государству предлагается тратить дополнительные доходы от природной ренты не только на инвестиции в реальный сектор, но и на более активное финансирование науки и образования.
Российские либералы рассматривают проблему темпов экономического роста по-другому. Они считают, что экономический рост должен быть естественным, а не форсированным за счет усиления государственного вмешательства в экономику. По их мнению, усиление государственного вмешательства в экономику за счет перераспределения природной ренты, проведения промышленной политики, усиления государственного финансирования науки и образования лишь исказит работу рыночных сил (хотя часть либралов не против усиления госфинансирования науки и образования), а вложенные в экономику дополнительные государственные средства будут использованы неэффективно из-за коррупции, бюрократизма и невозможности полностью спланировать будущие тенденции в спросе и предложении. К тому же в России сохраняется высокая инфляция, вынуждающая проводить политику дефляции, которая тормозит экономический рост.
Поэтому российские либералы полагают, что для ускорения экономического роста в России нужно прежде всего улучшать инвестиционный климат как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей, снижая для этого налоги и государственное участие в экономике.
Либеральный подход к проблеме экономического роста преобладает в современной экономической политике России, несмотря на высказываемые иногда призывы руководства страны форсировать экономический рост (например, через его удвоение к 2010 г. по сравнению с 2002 г., для чего, как показывают расчеты, нужно довести среднегодовые темпы ВВП почти до 9%).
Реальный сектор.
Отраслевая структура экономики.
С конца 80-х гг. отраслевая структура экономики претерпела радикальные изменения. В объеме ВВП возросла доля услуг (с 36% в 1990 г. в СССР до 59% в 2006 г. в Российской Федерации), однако это произошло не столько потому, что производство ряда услуг росло (например, образования), сколько из-за того, что производство большинства услуг сократилось меньше, чем весь объем ВВП.
В промышленности, если объемы выпуска продукции считать по отпускным ценам предприятий, резко возросла доля топливно-энергетического комплекса (с 10% выпуска промышленной продукции в 1990 г. в целом по СССР до 32% в 2002 г. в РФ) и металлургического комплекса (с 9 до 16%) из-за более медленного сокращения выпуска их продукции. Катастрофически снизилась доля машиностроительного комплекса (с 30 до 20%) и легкой промышленности (с 14 до 2%), а доля химико-лесного комплекса, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности мало изменилась и составила соответственно 11,3 и 14%.