Всего в адрес уполномоченного в 2009 году поступило 2185 обращений граждан по вопросам нарушений их прав, что на треть больше, чем в предыдущем

Обращения о нарушении права граждан на жилище и достойное жилищно-коммунальное обслуживание, как и в предыдущие годы, являются наиболее многочисленными из общего числа обращений к уполномоченному, причём их число по сравнению с прошлым годом значительно выросло (2008 г. – 195, 2009 – около 300). Тематика обращений по вопросам жилищных прав не только сохранилась, но и расширилась. Несколько изменился и характер этих обращений. Они в основном связаны с отказами в предоставлении жилья, переселением из ветхого и аварийного жилищного фонда, проведением ремонта жилых помещений и хозяйственных построек, отсутствием или низким качеством жилищно-коммунальных услуг, высокими тарифами на услуги ЖКХ. В свою очередь анализ обращений по вопросам оплаты коммунальных услуг приводит к выводу о том, что тарифы на эти услуги продолжают оставаться главным катализатором общественного недовольства, хотя принятые за последнее время меры, а также активная работа контролирующих органов (прежде всего органов прокуратуры) позволили сократить число случаев необоснованного повышения тарифов.

Цитата из письма гражданина, обратившегося в адрес уполномоченного по правам человека:

«Независимо от того, находится ли жилье в собственности жильцов или в муниципальной собственности, добиться помощи от коммунальных служб почти невозможно. Даже тем, кто живёт в квартире по социальному найму, все равно приходится платить из собственного кармана. Отсюда – непонимание и крайнее возмущение населения ростом тарифов на услуги ЖКХ. Ведь власть уверяла, что введение 100%-ной оплаты за коммунальные услуги приведёт к улучшению обслуживания. После этого стоимость этих услуг для населения повышалась неоднократно, но на качестве это никак не сказалось».

Чаще стали поступать жалобы на действия (бездействие) управляющих компаний по обслуживанию переданных в управление многоквартирных жилых домов; товарищества собственников жилья испытывают проблемы при взаимодействии с ресурсно-снабжающими организациями и органами местного самоуправления; обманутые дольщики, не удовлетворены принимаемыми мерами по разрешению их проблем и целый ряд других.

Остановлюсь на некоторых наиболее типичных ситуациях по проблемам оплаты за услуги ЖКХ из числа официальных обращений, поступивших к уполномоченному.

Так, в обращении гр. Ц. из г. Тынды сообщалось, что её сын В. работает на Дальневосточной железной дороге и по производственной необходимости длительное время (около четырёх месяцев) проживал на ст. Аносовская. Когда автор письма с соответствующей справкой обратилась в управляющую компанию (МУП «Тындаторгсервис») для перерасчёта, то получила отказ в виде резолюции руководителя следующего содержания «Предложить Ц.В. выписаться из общежития и прописаться на ст. Амосовская».

По обозначенному обращению заявителю были даны подробные пояснения о неправомерности действий управляющей компании. Одновременно были направлены соответствующие обращения к мэру г. Тынды о необходимости проведения перерасчёта платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении согласно п.п. 54-59 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Нарушенные права граждан были восстановлены, им был произведён полный перерасчёт, но возникает вопрос «Неужели управляющая компания не знала о действии существующих норм?».

Нередки случаи, когда, как в обращении Д., жителя г. Благовещенска, новым владельцам жилья приписывается долг прежних хозяев. В своей жалобе заявитель отдельно обращал внимание на невнимательное отношение к нему работников РКЦ. Цитирую «При сверке нам в квартплату приписали долг прежних хозяев квартиры. Никаких пояснений, почему это сделано, откуда он взялся (так как имеется справка об отсутствии задолженности по квартплате) и почему мы должны погасить этот долг никто не пояснил. Получить ответы на свои вопросы практически невозможно. Чаще всего слышишь ответ: «Это Ваши проблемы».

После обращения уполномоченного от исполнительного директора РКС пришёл ответ, что по лицевому счёту заявителя будет произведена корректировка в его пользу. Тем не менее, остаётся вопрос: «Неужели проблему нельзя было решить сразу, путём внимательного рассмотрения обращения работниками РКЦ, которые должны были это сделать в соответствии со своими обязанностям?»

Другой пример уже коллективной жалобы из п. Мухинский Октябрьского района по вопросу отключения системы отопления и водоснабжения, в результате чего в ноябре жители семи домов остались без тепла и воды, что нарушало права и законные интересы граждан и могло привести не только к негативным последствиям, но и чрезвычайной ситуации.

После соответствующих обращений в районную администрацию и прокуратуру района проблема было решена, к генеральному директору ООО «Варваровский коммунальщик» применена мера прокурорского реагирования. Но опять возникает вопрос: «Почему эта проблема не была разрешена своевременно до начала отопительного сезона?»

В конце прошлого и в начале текущего года в адрес уполномоченного поступило несколько обращений от жителей города Благовещенска по проблемам перехода на новую систему оплаты электроэнергии мест общего пользования, в результате чего была значительно повышена плата за потреблённую электроэнергию.

В частности, к уполномоченному официальные обращения поступили от жильцов домов по ул. Ленина, 114, Б. Хмельницкого, 110 и других.

Думаю, в целях недопущения массового нарушения прав граждан следует совместно более внимательно рассмотреть именно эту проблему.

Для уточнения сложившейся ситуации были сделаны запросы мэру г. Благовещенска и в министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства по факту нарушения ООО «Энергокомфорт» «Амур» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Не вдаваясь во все детали, следует отметить, что полученные пояснения так и не смогли дать однозначного ответа на правомерность действий ООО «Энергокомфорт» «Амур», поэтому мы были вынуждены обратиться в прокуратуру города.

В ответе заместителя прокурора г.Благовещенска особо отмечается, что энергоснабжающей организацией монтаж внутридомового оборудования по общедомовому учёту электроэнергии был произведён в нарушение установленных требований законодательства в отсутствие договора,

По данному факту прокуратурой города Благовещенска в адрес ОАО «Амурские коммунальные системы» было внесено представление.

Отдельно отмечалось, что поскольку ОАО «Амурские коммунальные системы» в нарушение указанных норм выставляет к оплате суммы, полученные при расчёте данных, снятых с общедомового прибора учёта, жильцы дома вправе самостоятельно принимать решения по вопросу оплаты данных сумм (в части энергоснабжения мест общего пользования).

Одним из базовых элементов преобразования жилищной сферы, с которым связываются большие надежды, является реорганизация системы управления многоквартирными домами, урегулированная в Жилищном кодексе Российской Федерации и отраженная в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002–2010 годы.

Концепция реформы строится на том, что государство и органы местного самоуправления постепенно отходят от управления жилищным фондом, передавая свои полномочия собственникам помещений в таких домах. Собственники же, в свою очередь, получают возможность управлять домом непосредственно, создавать некоммерческие организации (ТСЖ и специализированные потребительские кооперативы) или привлекать на коммерческой основе управляющую организацию.

Аналогичные организационно-правовые схемы управления успешно используются за рубежом. Однако для их качественного функционирования в российских условиях необходимо все же отталкиваться от существующих реалий. И, разумеется, не забывать о правах и интересах собственников жилья. Между тем детальное изучение новой системы управления, предложенной российским собственникам помещений в многоквартирных домах, позволяет предположить, что основной целью ее разработчиков было избавление государства от лишних хлопот, связанных с обслуживанием обветшалого жилищного фонда. В этой связи уполномоченный считает необходимым подтвердить свою позицию, заключающуюся в том, что многоквартирные дома должны передаваться в управление собственникам только после проведения в них необходимого ремонта.

По-прежнему не до конца решённым остается вопрос обеспечения жилыми помещениями так называемых обманутых дольщиков. В период административной бесконтрольности и слабого законодательства многие граждане, вложившие свои средства в строительство многоквартирных домов, были фактически обмануты и обобраны. Значительная их часть и до настоящего времени не может реализовать свое право на жилище. Попытки решить эту проблему на уровне субъектов Российской Федерации оказались более или менее эффективными далеко не во всех регионах. Быстрый рост стоимости жилья (в среднем на 1,5 – 2% в месяц) усугубил проблему, неуклонно превращающуюся в общенациональную. И поэтому требующую внимания федеральных органов государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: