В управленческой литературе экономисты различают следующие аспекты эффективности менеджмента:
внутренняя эффективность — эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом);
Эффективность - соотношение затрат и результатов. Чем выше результат, тем лучше работает предприятие его работники, менеджеры.
внешняя эффективность — эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации;
общая эффективность — эффективность в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности;
рыночная эффективность — насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения;
идеальная эффективность — вопреки усилиям менеджмента по оптимизации организационной структуры такая «эффективность недостижима ни при каких обстоятельствах;
целевая, или стратегическая эффективность отражает меру достижения целей организации;
затратная, или тактическая эффективность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации;
глобальная эффективность экономики — последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня
Управление нововведениями и развитием теории управления
Инновационный менеджмент – управл нововвед и инновациями. Нововведение – это прогрессивное новшество, элемент, кот является новым для системы, принимающей и использующей его. Инновация – процесс создания, распростран и использования новшества, кот способствует развитию и повыш эфф-сти работы фирмы в целях удовлетв определенных потребностей. Инновационный процесс – прпоцесс преобразования научного знания в инновацию, т е последоват цепь событий, в ходе кот инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Внедрение – появление на рынке нового продукта. Услуги или доведение до проектной мощ-сти нов технологии. Технология – метод осуществления к-л процесса или к-л деятельности, но и знания об этом, т е знания, систем-ки применяемые для полезных целей. Изобретение – описание нового феномена или решение известной проблемы. Субъект инновации – специализир орган управления инновац процессом. Объект инноваций – подвергаемые целенаправл изменению компоненты управл системы. Стадии инновационного процесса: генерирование нов идеи; эксперимент-ая реализация нов идеи; освоение в произ-ве; массовый выпуск; потребление. Принципы организации управл решений – выработанные теорией и прктикой установки, кот необх руководствоваться в процессе управл инновациями: принцип управляемости инновац процесса (возм-сть управл воздействия на внедрение инноваций); пр актуальности нововведения (востребованность нововвед именно здесь и сейчас); пр системности инновации (нововведение – это единый процесс, сост из разработки, внедрения и реализации). Методы организации инноваций: анализ док-тов и имеющихся данных; наблюдение; опрос; эксперимент. В админ деят-сти управленческие инновации складываются из этапов: формир организ среды; методолог обеспечения нововведения; мониторинг иннвац процесса. Инновац менеджмент – система из двух подсистем – «материальной», направл непосредственно на произв-технолог процесс, и «нематериальной» - объект сами организационно-управл мех-мы.
Исследование систем управления и их проектирование
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.
Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», Морфологические методы и ряд других методов.
Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические (включают методы классической математики); статистические (включают— математическую статистику, теорию вероятностей); теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления; графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
К третьейгруппе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.