Особенности территориальной организации транспортной системы РФ

Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).

К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте). Единая транспортная система - взаимосвязанная и взаимодействующая совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических средств и сооружений для всех видов транспорта по обслуживанию производства, обращения и перевозки пассажиров. Значение транспорта: связывающее звено между отраслями промышленности и сельского хозяйства; выступает в качестве районообразующего фактора; способствует укреплению обороноспособности страны; способствует эффективности деятельности всех отраслей ЕНХК; оказывает услуги населению. Перспективы развития: увеличение инвестиций в отрасль; привлечение имностранного капитала, налаживание поставщиков транспортного комплекса - транспортное машиностроение, приборостроение, стройиндустрия и др. В самом комплексе необходима тесная координация всех видов транспортаи отраслей н/х; необходимость разгосударствления; остро стоят проблемы транспортного обеспечения пассажирских перевозок; снижение вредного воздействия на окружающюю среду и человека. До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с областным центром.

Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой грузоподъемности). Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места назначения без перегрузки. Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов). Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное назначение. Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная скорость, пропускная способность, ширина полосы. Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной способности дороги имеют 5 категорий. Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся транспортная сеть

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках (56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в транспортном комплексе.

Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств. Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть, руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес. Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания); каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных морей – большой каботаж). Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер речных перевозок, малая скорость движения. Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на обустройство путей сообщения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: