Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства РФ

АПК обеспечивает важнейшую потребность человека в продуктах питания и обеспечивает продуктами другие отрасли народного хозяйства. Сельское хозяйство производит 12 % валового общественного продукта и более 15 % национального дохода России. Сельское хозяйство – центральное звено АПК. В структуре АПК выделяют три сферы: 1 Производящие отрасли (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство, лесное хозяйство). 2 Обслуживающие отрасли (ветеринарная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, комбикорма, сельское производственное строительство и др.). 3 Перерабатывающие отрасли (пищевая, отрасли легкой промышленности), связанные с первичной обработкой льна, отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку, реализацию продукции. Структура АПК далека от совершенства, сельское хозяйство является в нем главным звеном, в развитых странах главная роль принадлежит третьей сфере АПК.

Растениеводство – основа сельского хозяйства так как от ее развития зависит уровень животноводства. Первостепенное значение имеет здоровое хозяйство (занято половина посевных площадей). Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье); крупяные продукты – просо, гречка, рис; масличные культуры – подсолнечник, горчица; технические культуры – лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей – Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район. Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции

 

Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

В этой связи вопросы о судьбе постсоветского пространства в целом, как и отдельных новых независимых государств, возникших в начале 1990-х гг. на его просторах и о возможной роли России в дальнейшем развитии политических и экономических процессов на этой громадной территории, занимающей почти одну шестую часть суши, где проживает 250 млн. человек, приобретают все большую остроту. Не вызывает сомнений, что страны возникшего на обломках СССР Содружества независимых государств (СНГ), несмотря на провозглашенное в учредительных документах нового межгосударственного образования намерение сохранить единое экономическое, информационное и культурное пространство, более десяти лет 'отгораживались' друг от друга. В Содружестве не удалось организовать реальную координацию экономической политики, сформировать эффективную систему ответственности за выполнение странами-участницами принятых на себя обязательств.

Большинство государств Содружества пытались переориентировать свои внешнеэкономические связи на 'третьи' страны. Доля стран СНГ во внешней торговле России снизилась с 54,6% в 1991 г. до 17,8% - в 2003 г., а объем торговли России с партнерами по Содружеству сократился за указанный период в 4 раза, что, учитывая мощный экономический потенциал России, составляющий более 2/3 совокупного потенциала СНГ, крайне неблагоприятно сказалось на экономическом взаимодействии в рамках Содружества в целом.

В результате, в СНГ существенно сузился рынок продукции обрабатывающего сектора национальных экономик, что и стало одним из факторов, усугубивших общий экономический кризис трансформационного периода. Растет и конкуренция между странами СНГ на мировых рынках - особенно на рынках углеводородов, металлов, химикатов, текстиля. Это не только препятствует развитию интеграции (предполагающей тесную координацию действий стран-партнеров в экономических отношениях с внешним миром), но и приносит государствам Содружества серьезные убытки.

 




double arrow
Сейчас читают про: