Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России

Особенности северных районов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, требованиями особой надежности инфраструктурных систем жизнеобеспечения населения и производства в суровых природно-климатических условиях, накопившимися социальными проблемами, предопределяют большую степень гражданской и государственной ответственности за положение дел на этих территориях. Поэтому государственное регулирование и координация должны быть определяющими в политике на Севере страны. Переход России к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования в сфере промышленного производства, крайне негативно отразился на экономике многих северных районов, их базовых отраслей (минерально-сырьевой, рыбной, лесной, транспортной и др.), что и явилось основной причиной ухудшения социальной ситуации.

Специфические проблемы Севера в очень малой степени учитываются в основном массиве нормативной правовой базы РФ. А декларативность действующих федеральных законов о проблемах северных районов, отсутствие реальных механизмов их реализации на территориях приводят к правовому вакууму, который не всегда восполняется или может восполняться региональным законодательством. В федеральном законотворчестве слабо учитывается опыт законодательной деятельности северных субъектов РФ.

Представителями некоторых федеральных органов исполнительной власти отстаивается позиция о нецелесообразности поддержки Севера, и, более того, о необходимости сворачивания экономической и инвестиционной активности в северных и восточных регионах по причине якобы излишних хозяйственных затрат на эти цели. Дальнейшее отсутствие ясности и определенности в государственной политике по отношению к районам Севера может привести к неконтролируемой ситуации в обеспечении жизнедеятельности населения целых регионов, обострению социально-экономических проблем, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Геополитические интересы России на Севере фиксируются мировым значением его природных ресурсов, Северным морским путем, трансконтинентальными транспортными коридорами, факторами экологической безопасности, гуманитарными ценностями. На экономической карте мира значимость России определяется во многом ее Севером.

Целью государственной социальной политики на Севере является обеспечение постоянного улучшения качества жизни населения, повышения его социальной активности и создание условий для перехода Севера в режим устойчивого социально-экономического развития.

Проведение социальной политики на Севере должно базироваться на следующих принципах:

обеспечение компенсации населению повышенных материальных и физических затрат в связи с проживанием и работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Севера;

сближение уровня потребления населением Севера социальных благ (образовательных, культурных и т.д.) с уровнем потребления в центральных районах Российской Федерации с учетом минимальных стандартов потребления населением материальных и нематериальных благ с учетом удорожающих «северных» факторов;

отражение в пенсионном законодательстве особенностей исчисления пенсий для лиц, работающих в районах Севера.

В настоящее время эти принципы реализуются в недостаточной степени. В результате уровень жизни населения практически по всем социально-экономическим показателям в большинстве северных районов ниже среднероссийского уровня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: