Общая характеристика развивающихся стран

Оглавление

Оглавление. 1

Введение. 2

Глава 1. 4

1.1 Общая характеристика развивающихся стран. 4

1.2 Торговая политика. 10

1.3 Иностранный капитал в экономике развивающихся стран. 13

1.4 Миграционная политика. 20

Глава 2. 23

2.1 Внешнеэкономическая политика Китая. 23

2.2 Торговая политика Китая. 24

2.3 Миграционная политика Китая. 28

2.4 Инвестиционная политика Китая. 32

Заключение. 38

Список использованной литературы.. 40

Приложение 1. 41

Приложение 2. 42

Приложение 3. 43


Введение

Рост экономической взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик на основе торговли товарами и услугами, а также международного движения капитала, обмена информацией и миграции рабочей силы стал характерной тенденцией развития современного мира. Развитие экономики государства во все большей степени зависит от внешних факторов, в том числе от внешнеэкономической политики других стран. Характерной особенностью развития международных экономических отношений XX века является усиление в них роли и значения с начала 60-х годов бывших колоний и зависимых территорий - нынешних развивающихся государств. Поэтому исследование внешнеэкономической политики стран периферии является актуальной задачей сегодня.

Становление и развитие молодых государств сопровождалось количественными и качественными изменениями в международной экономике. Эти изменения выражались в нарастании объемов международных торгово-экономических связей, появлении новых товарных, финансовых рынков, интенсификацией капитальных и финансовых потоков. Развивающиеся страны в полный голос заявили о необходимости улучшения мирового экономического порядка, о соблюдении принципов равноправия в международном предпринимательстве.[4, с. 284] Но мы не можем сказать, что все развивающиеся страны участвуют в мировой торговле в одинаковой степени. В то время как ряд стран используют достижения научно-технического прогресса, большая часть развивающегося мира опирается по-прежнему на традиционные, а частично и доиндустриальные промышленные технологии.

Поэтому целью данной работы является выявление особенностей внешнеэкономической политики развивающихся стран в мировом хозяйстве. Также мы подробно рассмотрим политику Китая, позиции которого значительно усилились на рубеже XX и XXI веков.

Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие частные задачи:

1. дать общую характеристику развивающихся стран;

2. рассмотреть особенности внешнеэкономической политики, а именно торговой политики, политики в области иностранных капиталовложений, миграционной политики;

3. рассмотреть внешнеэкономическую политику конкретной страны, на примере Китая;

4. Сделать вывод о роли внешнеэкономической политики в модернизации экономик развивающихся стран;

Теоретической основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области развития мирового хозяйства, современных экономических отношений. При написании работы использовались материалы из статистических материалов, годовых отчетов. Что касается вопросов развития мирового хозяйства, истории его становления, современных экономических отношений, в частности между развитыми и развивающимися странами, то учебники и учебные пособия в полной мере могут помочь их решить. В данной работе использовались учебники таких авторов как Авдокушин Е.Ф., Рыбалкин В. Е., Булатов А. С., Боброва В. В. и Кальвина Ю. И.

Не менее важно показать актуальность курсовой работы. В этом нам помогают современные статистические материалы, годовые отчеты. С их помощью можно наглядно продемонстрировать изменения той или иной экономической ситуации, например темпы роста развивающихся стран. Источниками таких материалов часто являются периодические издания, такие как «Мировая экономика и международные отношения», «Внешнеэкономический бюллетень» (сейчас«Российский внешнеэкономический вестник»), «БИКИ», также использовавшиеся в данной работе.

Пожалуй, самым быстрым и легкодоступным способом поиска информации является Интернет. Доступ к новейшим и актуальным ресурсам – большой плюс, позволяющий сохранить время и, одновременно, дающий возможность узнать все свежие новости. Именно поэтому материалы из статей, газет, официальных сайтов организаций, касающихся вопроса внешнеэкономической политики развивающихся стран, - важный источник информации.

Итак, далее мы рассмотрим поставленные задачи.



Глава 1

Общая характеристика развивающихся стран

Экономическое положение развивающихся стран, где сосредоточено свыше 4/5 населения планеты, основная часть сельскохозяйственных угодий и запасов полезных ископаемых, очевид­но, имеет огромное, а по ряду параметров - клю­чевое значение для всего человечества. Этим, по-видимому, объясняется бурный рост исследова­ний их экономической проблематики. Запоздалой по историческим меркам инду­стриализации свойственна определенная специфика.[5, с. 3] Так к моменту освобождения экономика бывших колоний и по­луколоний характеризовалась некоторыми общими чертами, наиболее важными из которых являлись:

· многоукладность экономики с преобладанием докапитали­стических форм хозяйства;

· аграрно-сырьевая направленность экономики при общей неразвитости производительных сил, прежде всего в обра­батывающей промышленности;

· господство иностранного монополистическою капитала, его глубокое проникновение в национальное хозяйство и контроль над природными ресурсами освободившихся стран;

· относительная слабость, неразвитость местного нацио­нального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке;

· узость внутреннего рынка, так как значительная часть на­селения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была не­значительной

· некомпенсированный вывоз существенной части нацио­нального дохода в виде прибылей иностранных монопо­лий, процентов по внешнему долгу, неэквивалентного об­мена и т.п.

Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические.

В своей экономической политике освободившиеся страны ста­ли исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60—70 годы в большинстве этих стран проводились национализации предприятий иностранных монополий и установ­ление национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализи­рованы иностранные фирмы в банковской деятельности, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов от расхищения иностран­ным капиталом, в частности их огосударствление.

Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Государство на первой стадии индустриализации взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решению других социальных проблем.

В первую послевоенную четверть века аграрное и промыш­ленное производства развивающихся стран испытали большой подъем. По данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950—1970гг. увеличивался на 3% в год (на 2% в 50-х годах и 3,4% в 60-х).

Ускорение темпов экономического роста, структурная пе­рестройка экономики бывших колоний и полуколоний спо­собствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950 г. население развивающихся стран (без Китая) насчиты­вало 1089 млн. человек (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. человек (57,6% насе­ления Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).

Однако за 60—70-е гг. освободившимся странам не удалось преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран в продукции мировой обрабатывающей про­мышленности изменялась медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3% в 1975 г. до 10,9% в 1980 г.  

Такие темпы роста обрабатывающей промышленности зна­чительно отставали от программы, разработанной ООН для стран третьего мира на два десятилетия (60—70-е годы). В условиях быстрого роста населения замедленные темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства привели к снижению доходов на душу населения.

В первой половине 80-х годов развивающиеся страны в среднем отставали от развитых государств по производству на душу населения валового продукта в 11,6 раза, по производству сельскохозяйственной продукции — в 2,6, всей промышленной продукции — в 12,4, а продукции машиностроения — в 33,5 раза. Отставание по производительности труда в промыш­ленности составило 5,8 раз, в том числе в обрабатывающей — 8,6, в сельском хозяйстве — 17,8 раз. Данные о региональном подушевом ВВП подтверждают факт отставания развивающихся стран от развитых.[8, с. 20] (см. рис. 1)

Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, большинство исследователей считают научно-техническую отсталость. Решение задач ускоре­ния темпов экономического роста и повышения уровня эконо­мического развития бывших колоний и полуколоний определя­ется прежде всего модернизацией производства на основе со­временной техники и технологии. В результате полного отсутст­вия в этих странах национальной научно-технической инфра­структуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-технологической зависимости от стран — лидеров НТП. Такие отношения получили в экономической литературе название «информационно-технологический неоколониализм».

Доступ к научно-техническим достижениям экономических лидеров мира обеспечивался только через импорт средств про­изводства из промышленно развитых стран в обмен на вывоз промышленного и сельскохозяйственного сырья и продовольст­вия, что усиливало экономическую зависимость молодых на­циональных государств от бывших метрополий.

Освоение достижений НТП требовало создания многоотрас­левых рыночных структур, интегрированных в мировое хозяйст­во, и, прежде всего, индустриализации во взаимодействии с об­новлением других сфер общественной жизни.

Индустриализация развивающихся стран начиналась с про­мышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обра­батывающей промышленности для вытеснения с местных рын­ков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

В 50-е годы сложилась благоприятная для развивающихся стран конъюнктура на мировых сырьевых рынках, обусловлен­ная послевоенной реконструкцией экономики стран Европы и войной в Корее. В результате высокая динамика инвалютных поступлений способствовала импорту оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур.

Важную роль в индустриализации развивающихся стран иг­рало государство, которое, во-первых, определяло основные па­раметры и цели индустриализации, а также средства их дости­жения; во-вторых, способствовало развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих, осуществляло масштабное промышленное предпринимательство; в-четвертых, оказы­вало разнообразное содействие частному национальному пред­принимательству.

В этот период возобладало естественное стремление защи­тить свои национальные хозяйства от разорительной конкурен­ции извне, создать собственный промышленный и финансовый потенциал, ограничить доступ в страну «эксплуататорского» ка­питала ТНК. Развивающиеся страны начали объединять свои усилия в целях осуществления стратегии «коллективной опоры на собственные силы».

В 60—70-е годы в Латинской Америке, Африке и Азии воз­никло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или «общих рынков» по типу Европейского сообщества.

Экспорт традиционных видов сырья и продовольствия из бывших колониальных стран в этот период развивался медлен­но, чему препятствовали усилившаяся конкуренция между экс­портерами и начавшийся в 70-е годы переход в этих странах к материале- и энергосберегающим технологиям.

Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал непременным условием не только расширенно­го, но во многих странах и простого воспроизводства. Задол­женность стран третьего мира в сумме достигла 1,7 трлн. долл. и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение внешнего долга и уплату процентов по нему уходит примерно половина всех новых внешних финансовых поступлений в раз­вивающиеся страны.

Таким образом, политика опоры на собственные силы, стра­тегия импортозамещения, жесткий протекционизм и значитель­ная роль государства в экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд.

Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего со скудными природными ресурсами, к началу 70-х годов выбрали другую стратегию индустриализации, в основу которой легло продвижение местных изделий на мировой рынок. Перво­проходцами экспорт ориентированного промышленного разви­тия стали Тайвань и Южная Корея, начавшие перестройку на­родного хозяйства с модернизации аграрного сектора экономи­ки. К концу 70-х годов они добились высокой конкурентоспо­собности своей промышленной продукции и стали теснить про­мышленную продукцию развитых стран на их внутренних и ми­ровом рынках. Эти страны назвали азиатскими, а затем новыми индустриальными странами (НИС).

Позднее к ним присоединились Малайзия, Таиланд, Индо­незия, которые тоже успешно провели аграрные преобразования и начали развивать промышленное производство на экспорт.

Резкое повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран - нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и тех­нологической структуре, степени и профилю участия в между­народном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.

В первую группу вошли страны, которые по структурным па­раметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подо­шли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.

Ко второй группе развивающихся стран относят, как прави­ло, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочис­ленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, неф­тедобывающие страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Га­бон, Нигерия.

К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселен­ные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир), Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия.

В настоящее время вышеперечисленные группы стран также проводят внешнеэкономическую политику, которая включает торговую политику, политику в области иностранных капиталовложений и миграционную политику.


 


Торговая политика

Внешняя торговля имеет важное значение во внешних связях развивающихся стран, за счет нее эти страны обеспечивают стабильность воспроизводственного процесса, т.к. значительная часть товаров производят на базе импорта, а также происходит совершенствование производственной базы.[2, с. 78] Регулирование внешней торговли имеет не менее значимую роль. Так классический метод регулирования ВЭД, в том числе внешней торговли — таможенные тарифы, которые по характеру своего дей­ствия относятся к экономическим средствам регулирования внеш­ней торговли. Таможенный тариф— это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разно­видностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурен­тоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте това­ров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей либо вывоз которых по каким-либо причинам нежелателен.

Что касается нетарифных методов, то они включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств. Неко­торые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. Они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограниче­ние импорта в целях защиты определенных отраслей национально­го производства: лицензирование и квотирование импорта, анти­демпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, гак называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенса­ционные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к адми­нистративным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, тех­нические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не на­правленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого ре­гулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и кво­ты.[1, c. 435] (см. табл.2)  

Существует два основных вида таможенной политики государст­ва, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международ­ной торговле — протекционизм и «свободная торговля». Протекцио­низмпредусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых — экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня та­моженных пошлин или освобождения от них полностью.

Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввози­мых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необхо­димостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины — весьма существенный источник поступлений в госу­дарственный бюджет.

С точки зрения защиты национального рынка тарифными барь­ерами можно выделить три группы развивающихся стран.

Для первой характерны ставки таможенного обложения, не пре­вышающие, как правило, 50%, и беспошлинный режим ввоза мно­гих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамери­канских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона — Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.

Ко второй группе относятся государства с более высокими став­ками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50—100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.

Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%, — это Египет, Ботсвана, Ма­рокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Осо­бенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эк­вадора, Пакистана.

Подавляющее большинство развивающихся стран осуществляют построение тарифов на основе Брюссельской товарной номенкла­туры Совета таможенного сотрудничества, хотя до конца 1990-х го­дов большинство государств предполагали осуществить переход на ГС. Различия в структуре тарифов отдельных развивающихся стран весьма ощутимы наряду с одно-, двух- и трехколонными тарифами, составляющими большинство; ряд государств применяет тарифы с большим числом колонок (например, в тарифах Венесуэлы их на­считывается 7, Сенегала — 9, Мали — 17). Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развиваю­щихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные нало­ги, часто включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины (осо­бенно часто — в Сингапуре, Таиланде, Индонезии). Наряду с национальными тарифами действуют таможенно - та­рифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами.

Все более важную роль в регулировании внешнеэкономиче­ской деятельности приобретают мероприятия международных орга­низаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организа­ция, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК). Их деятель­ность, отражая объективные потребности в расширении сотрудни­чества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утвер­ждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государств, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, наконец, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.[1, c. 443-445]


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: