Инвестиционная политика Китая

Китай в настоящее время лидирует среди развивающихся стран Азии по притоку прямых иностранных инвестиций. Он оказался наиболее привлекательной страной для прямых инвестиций по итогам 2004 года. В десятку лидеров из стран Азии вошли также Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Индия. По мнению аналитиков, в этом нет ничего удивительного. Азиатский рынок открылся для инвесторов уже давно и традиционно считается привлекательным для инвестиций.

Еще в конце 1978 г. в КНР была принята новая инвестиционная политика, рассчитанная на длительный период модернизации китайской экономики с широким использованием как внутренних, так и иностранных инвестиций. Привлечение в страну иностранного капитала является наиважнейшим аспектом новой инвестиционной и внешнеэкономической политики. Китай ставит задачу привлечения как ссудного, так и предпринимательского иностранного капитала. Использование ссудного капитала в виде кредитов и займов иностранных государств должно повлечь за собой укрепление государственной собственности путем создания новых и обновления действующих государственных предприятий. Но особая роль отводится использованию преимуществ предпринимательской формы иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций и созданию в КНР государственно-капиталистических предприятий. То есть привлечение ссудного капитала ведет к созданию национальной собственности, а прямые инвестиции - смешанной (совместной) или полностью иностранной частной собственности в экономике страны.

С 1979 г. в Китае было принято множество законов и нормативно-правовых актов, составивших правовую базу для привлечения иностранных инвестиций. При этом совместное предприятие с китайским и иностранным капиталом определено как ведущая форма международного экономического сотрудничества в КНР.

Право иностранных инвесторов вкладывать средства в экономику КНР и пользоваться при этом защитой законов КНР заложено в конституции 1982 г. Приоритетными отраслями для привлечения иностранных инвестиций в КНР являются: энергетика, промышленность стройматериалов, химия и металлургия; машино- и приборостроение, производство оборудования для добычи нефти на морском дне; электроника, производство ЭВМ и средств связи; легкая, пищевая, текстильная, фармацевтическая промышленность; производство медоборудования; сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.

При этом в экономику Китая могут быть привлечены только "надлежащие" инвестиции, т.е. экономически эффективная деятельность должна непременно базироваться на применении передовой техники и технологии, научных методах управления, увеличении объемов и ассортимента продукции, повышении качества товаров, экономии энергии, сырья, материалов, расширении экспортного производства и увеличении валютных доходов, а также возможности подготовки высококвалифицированного технического и управленческого персонала из числа китайских граждан.[7, c. 9]

Китай уже более 20 лет развивается на базе прямых иностранных инвестиций. В результате на конец 2004 г. в Китае, по данным Министерства торговли, учреждено 508 941 предприятий с иностранным капиталом, около 82% мультинациональных корпораций собираются инвестировать средства в производственную сферу Китая, маркетинговые и исследовательские разработки. Фактически реализованные прямые иностранные инвестиции превысили в 2004г. $60 млрд.
Важным фактором, объясняющим приток ПИИ в Китай, является быстро развивающаяся экономика страны. Стоимость ВВП с 1991 по 2001 г. увеличилась в 4,4 раза, заметен значительный рост объемов импорта и экспорта. Курс китайской валюты сохраняет относительную стабильность, темпы инфляции снижаются. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры и повышению уровня жизни населения, что повышает привлекательность КНР в глазах иностранных инвесторов.

Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек, является страной с огромным потенциалом рынка, что является важным фактором для иностранных инвесторов. Последние рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай прежде всего для того, чтобы занять этот рынок, а потом уже извлекать прибыль.

Также весьма значительным фактором роста ПИИ в КНР является дешевая и высококвалифицированная рабочая сила. По оценкам представителей японских компаний, издержки трудовых ресурсов в Китае в 30 раз ниже, чем в Японии. 70% крупных японских компаний планируют перенести свои производственные базы в Китай, однако реализовывать продукцию планируют не внутри страны, а на экспорт.

Вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) значительно повышает интерес ТНК к долгосрочному инвестированию в КНР, что обусловлено рядом причин:

· вступление в ВТО приводит к радикальному изменению инвестиционной среды в целом для зарубежных инвесторов (Китай перестраивает нормативно-законодательную базу, регулирующую вопросы международных отношений и обеспечивающую систему защиты собственности иностранных инвесторов)

· вступление Китая в ВТО расширяет сферу деятельности ТНК. Разрешение транснациональным корпорациям осуществлять капиталовложения в форме слияний и поглощений позволяет более широкомасштабно инвестировать в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый рынок, туризм и т.д. создают более обширное пространство для инвестирования ТНК

· после вступления Китая в ВТО производители китайских экспортных товаров смогут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, льготами по снижению таможенных пошлин и отмене нетаможенных барьеров, получить больше возможностей для развития торговли.

Политика государственного регулирования иностранных инвестиций в КНР включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок (либерализация поощрений и ограничений), упорядочиванию объемов вложений иностранных инвесторов в уставной капитал совместных предприятий (предельно допустимые максимальные и минимальные значения по отраслям), установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий («служба одного окна», сокращение сроков рассмотрения проектов с 2 месяцев до 10 дней).

Нельзя не упомянуть об особых экономических зонах. Начало созданию этих зон было положено в 1980 г., когда было принято "Положение об особых экономических зонах в провинции “Гуандун”. Местным властям дается право самостоятельно вырабатывать законы, проводить экономическую политику в отношении специальных экономических зон. Это дает возможность предоставления иностранному капиталу в зонах более льготного режима, чем тот который предоставляет законодательство Китая. За счет кредитной поддержки и льгот для частных предприятий в зонах стали быстро расти капитальные вложения частных предпринимателей как национальных, так и иностранных. Зоны привлекают иностранный капитал дешевой рабочей силой, хорошо развитой инфраструктурой, минимальным административным вмешательством, минимальными валютными и экспортно-импортными ограничениями, легким доступом к кредитам (инвестиционные проекты часто кредитуются местными и центральными властями), выгодным налогообложением (налог на прибыль в Китае 33%, а в зонах - не более 15) и т.п. Для снижения риска иностранному инвестору разрешается получать 100% прибыли субъекта предпринимательства, пока он не компенсирует свои издержки, а лишь затем свою долю прибыли получает и китайский партнер.

Эти и другие меры позволяют привлекать значительные иностранные инвестиции. И хотя Китаю не удается полностью избежать негативного воздействия иностранного капитала, все же положительный эффект иностранных инвестиций гораздо больше.

Темпы роста ПИИ в Китае опережают общемировой. За последние годы произошла трансформация ПИИ ТНК в Китай. Объем ПИИ в отрасли услуг значительно возрос после вступления Китая в ВТО. В настоящее время в Китае присутствуют ПИИ из 180 стран мира. Первые 10 стран – Гонконг, Виргинские острова, США, Япония, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Германия, Великобритания, Каймановы острова.

Что касается фондового рынка, то в последние годы рынок акций становится все более важным каналом привлечения инвестиций в госсектор экономики.

Примерно 20% неторгуемых акций сосредото­чено в отраслях, которые правительство считает стратегическими и потому жестко ограничивает сторонние инвестиции в них. Несколько более 55% неторгуемых акций принадлежат стратеги­ческим инвесторам, таким, например, как мест­ные органы власти, для которых компании слу­жат главным источниками занятости. Остальные 25% находятся преимущественно в руках инвесто­ров, финансируемых государством, в том числе три четверти акций (по стоимости) - в секторах, открытых для иностранных инвесторов.

В наибольшем выигрыше оказываются самые агрессивные китайские компании, стремящиеся к консолидации активов в своих отраслях. Они стремятся вытеснить пассивных, нестратегиче­ских инвесторов и привлечь стратегических, не­редко - иностранных с тем, чтобы получить вы­ход на новые рынки или доступ к новым техноло­гиям.

За последние годы китайское правительство последовательно ослабляло ограничения прав иностранных инвесторов. Введение в 2002 г. си­стемы (QFIF) легитимизировало допуск крупных иностранных инвесторов на фондовый рынок. К претендентам на такой статус предъявляются высокие требования по:

· продолжительности деятельности в своей сфере бизнеса (5 лет для управляющих компаний, 30 лет для компаний по ценным бумагам),

· сумме активов в управлении (не менее 10 млрд. долл.),

· оплаченному уставному капиталу (не менее 1 млрд. долл.),

· квалификации персонала,

· наличию отлаженной системы контроля,

· деловой репутации в своей стране и т.п.

Коммерческие банки, рассчитывающие приобрести статус QFII, должны входить в список 100 крупнейших банков мира по объему активов за последний финансовый год. Этот статус открыл иностранцам доступ к казначейским ценным бумагам, конвертируемым и корпоративным бондам, а также имеющим листинг неторгуемым акциям.[6, c.72-74]

Несмотря на обилие законодательных актов, прямо или косвенно затрагивающих иностранные инвестиции, в законодательстве остается немало "белых пятен".

Не урегулированы вопросы гарантии иностранных инвесторов от "политических рисков", например, в отношении национализации иностранной собственности и компенсации за национализированное имущество. Чтобы ликвидировать недостатки законодательства и стимулировать приток иностранного капитала Китай использует практику заключения двухсторонних договоров о поощрении и защите инвестиций. Уже заключены договора более чем с 20 сторонами.

Довольно сложно прогнозировать, каким образом будет развиваться сектор прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах Азии, его динамику роста и объем. Но уже сейчас на примере Китая мы видим, что результатом продуманных реформ стали большие темпы экономического роста, быстрое развитие внешней торговли, повышение научно-технического уровня производства, рост жизненного уровня населения и, соответственно, повышение конкурентоспособности страны. [9]




Заключение

Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно: дали общую характеристику развивающихся стран; рассмотрели особенности внешнеэкономической политики, а именно торговой политики, политики в области иностранных капиталовложений, миграционной политики; рассмотрели внешнеэкономическую политику конкретной страны, на примере Китая;

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Поэтому необходимо учитывать рас­тущие различия между странами и группами более или менее типологически однородных стран. Внешнеэкономическая политика в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.

Внешнеэкономическая политика развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Мы убедились в этом на примере Китая, экономика которого в последние два десятилетия демонстрирует впечатляющие количественные и качественные перемены. Осознав возросшую сложность миро­хозяйственной ситуации, а также собственные возможности и опасности при переходе на новые глобальные правила игры, Китай в отличие от боль­шинства развивающихся стран не совершали не­оправданно резких движений ни в приватизации огромной госсобственности, ни в части так назы­ваемого ухода государства из экономики и тем более его отказа от регулирующих функций. Бла­годаря вдумчивому и взвешенному подходу к ре­организации хозяйственного механизма ему уда­лось свести потери к минимуму и сохранить устойчиво высокую динамику роста.[5, c. 5]

Но все же Китай сталкивается с рядом усиливающихся проявлений несбалансированности в экономике, включая: опору на инвестиции и экспорт как на движущие силы экономического роста; неэффективное распределение капитала из-за недостаточно развитого рынка капитала; а также различные формы помощи для производственного сектора. Другие негативные последствия экономического роста включают деградацию окружающей среды и усиление разрыва между доходами городского и сельского населения.

Остается надеяться, что развивающиеся страны будут постепенно решать свои проблемы и добьются заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени будет способствовать проведение успешной внешнеэкономической политики.


Список использованной литературы:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: