Для поддержания финансовой устойчивости банка, грамотного проведения операций, обеспечения сохранности и увеличения пассивов, получения достоверной информации о финансовом состоянии и состоянии исполнительской дисциплины многие банки стали вводить вместо ревизионно-бухгалтерских подразделений отделы внутрибанковского аудита (контроля).
В отличии от ревизионно-бухгалтерских подразделений на отделы аудита возлагаются и более широкие функции. Так, на отдел аудита могут быть возложены следующие задачи:
- административный контроль;
- контроль за возникшими рисками;
- контроль бухгалтерского учета;
- контроль ликвидности активов и сохранности пассивов, соответствие структур пассивов и активов;
- контроль доходности и рентабельности операций;
Основными исходящими документами отдела аудита являются:
- записки о состоянии дел в той или иной области деятельности банка или банковских операций;
- записки о соответствии проводимых операций решением общего собрания акционеров (пайщиков) банка, совета или правления банка о выполнении приказов и распоряжений по банку;
|
|
- аналитические записки;
- акты проверок.
Функции внутрибанковского аудита в разных банках могут значительно отличатся. Тем не менее чем банк крупнее, чем больше у него филиальная сеть, тем более важным является проведение контрольных мероприятий.
Кроме того, в банках должна быть сформирована служба внутреннего контроля. Основная цель контроля состоит в защите интересов акционеров (пайщиков), клиентов и банков.
В функции службы входят:
- выполнение сотрудниками банка требований действующего законодательства;
- оценка и минимизация банковских рисков;
- правильное и своевременное отражение в учете банковских операций.
Контроль за деятельностью на финансовых рынках осуществляется комплаенс-контролер. Комплаенс-контроль является частью внутреннего контроля банка и обеспечивает соответствие деятельности банка на финансовых рынках действующему законодательству.
Хранение документов
Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов, под которыми понимаются не только документы по хозяйственной деятельности банка, но и расчетно-платежные документы клиентов банка.
Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.
Документы хранятся в бумажной и электронной форме.
Коммерческие банки в своей работе по организации и ведению делопроизводства и архивного дела должны руководствоваться Основами законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах, а также методическими разработками Государственной архивной службы России: Основными положениями Государственной системы документационного обеспечения управления, Основными правилами работы ведомственных архивов, Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.
|
|
Кроме того, специально для кредитных организаций разработан и утвержден специальный Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой и согласованный с Банком России.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» документы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности хранятся не менее пяти лет. Налоговый кодекс установил, что организации обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)налоги.
При ликвидации банка часть документов сохраняется и в дальнейшем. Сроки и порядок сохранения документов регулируются Письмом ЦБ РФ от 5 августа 1998 г. № 169-Т «О размещении архивов и порядке уничтожение документов при ликвидации кредитных организаций», которым определена номенклатура дел (перечень документов), подлежащих хранению после завершения ликвидационных процедур (Приложение 1).
Глава 3. Организация расчетно-косового обслуживания клиентов