Внутрибанковский аудит

Для поддержания финансовой устойчивости банка, грамотного проведения операций, обеспечения сохранности и увеличения пассивов, получения достоверной информации о финансовом состоянии и состоянии исполнительской дисциплины многие банки стали вводить вместо ревизионно-бухгалтерских подразделений отделы внутрибанковского аудита (контроля).

В отличии от ревизионно-бухгалтерских подразделений на отделы аудита возлагаются и более широкие функции. Так, на отдел аудита могут быть возложены следующие задачи:

- административный контроль;

- контроль за возникшими рисками;

- контроль бухгалтерского учета;

- контроль ликвидности активов и сохранности пассивов, соответствие структур пассивов и активов;

- контроль доходности и рентабельности операций;

Основными исходящими документами отдела аудита являются:

- записки о состоянии дел в той или иной области деятельности банка или банковских операций;

- записки о соответствии проводимых операций решением общего собрания акционеров (пайщиков) банка, совета или правления банка о выполнении приказов и распоряжений по банку;

- аналитические записки;

- акты проверок.

Функции внутрибанковского аудита в разных банках могут значительно отличатся. Тем не менее чем банк крупнее, чем больше у него филиальная сеть, тем более важным является проведение контрольных мероприятий.

Кроме того, в банках должна быть сформирована служба внутреннего контроля. Основная цель контроля состоит в защите интересов акционеров (пайщиков), клиентов и банков.

В функции службы входят:

- выполнение сотрудниками банка требований действующего законодательства;

- оценка и минимизация банковских рисков;

- правильное и своевременное отражение в учете банковских операций.

Контроль за деятельностью на финансовых рынках осуществляется комплаенс-контролер. Комплаенс-контроль является частью внутреннего контроля банка и обеспечивает соответствие деятельности банка на финансовых рынках действующему законодательству.

 

Хранение документов

Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов, под которыми понимаются не только документы по хозяйственной деятельности банка, но и расчетно-платежные документы клиентов банка.

Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.

Документы хранятся в бумажной и электронной форме.

Коммерческие банки в своей работе по организации и ведению делопроизводства и архивного дела должны руководствоваться Основами законодательства РФ об архивном фонде РФ и архивах, а также методическими разработками Государственной архивной службы России: Основными положениями Государственной системы документационного обеспечения управления, Основными правилами работы ведомственных архивов, Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.

Кроме того, специально для кредитных организаций разработан и утвержден специальный Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Федеральной архивной службой и согласованный с Банком России.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» документы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности хранятся не менее пяти лет. Налоговый кодекс установил, что организации обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные)налоги.

При ликвидации банка часть документов сохраняется и в дальнейшем. Сроки и порядок сохранения документов регулируются Письмом ЦБ РФ от 5 августа 1998 г. № 169-Т «О размещении архивов и порядке уничтожение документов при ликвидации кредитных организаций», которым определена номенклатура дел (перечень документов), подлежащих хранению после завершения ликвидационных процедур (Приложение 1).

 

Глава 3. Организация расчетно-косового обслуживания клиентов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: