Понятие, сущность значения налога на прибыль

Введение

Под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, а целью управленческого учета является создание и поддержание информационной системы в организации. Следовательно, основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.

Существенную часть управленческого учета составляет учет и анализ затрат (себестоимости). Управленческий учет связан с подготовкой информации для руководства предприятия (совершенствование производства, снижение затрат и т.п.), которая может быть использована при принятии решений при планировании и прогнозировании. Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Информация управленческого учета должна быть более подробной, регулярной, четкой и ориентированной на будущее, чем данные финансового учета.

Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Исходя из данных налогового учета, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ налогоплательщик устанавливает порядок налогового учета доходов и расходов и составляет расчет налоговой базы.

Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предприятии, в учете приняты три вида измерителей.

Натуральные измерители (кг, м, шт. и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности.

Трудовые измерители (мин., час, день) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.

Денежные измерители – обобщающий, так как через рубли (или другую валюту) определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные здания, отчеты и балансы.

 

Понятие, сущность значения налога на прибыль

 

Налог на прибыль юридических лиц был введен в действие с 1.01.1992 года законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Порядок применения этого закона изложен в Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. с последующими к ней изменениями и дополнениями. Налог на прибыль, как отмечалось выше, является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30 % всех налоговых поступлений в бюджет.

В соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на прибыль являются:

· предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами (в том числе филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет),

· банки и страховые организации,

· иностранные юридические лица,

· организации, финансируемые из бюджета, по доходам от предпринимательской деятельности.

Объектом обложения налогом является «валовая прибыль» предприятия, скорректированная в соответствии с порядком, предусмотренным в законе.

При исчислении этого налога используют следующие показатели прибыли: «валовая», «налогооблагаемая» и «чистая» прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов).

Валовая (балансовая, общая) прибыль складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и реализации иного имущества, также от внереализационных доходов.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это разница между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и спецналога) и затратами на их производство.

К внереализационным доходам относятся доходы от прочей деятельности предприятия, помимо основной. Например, доходы от сдачи имущества в аренду, положительная курсовая разница по валюте, доходы по ценным бумагам.

Из валовой прибыли вычитаются доходы по видам деятельности, которые освобождены от налогообложения или облагаются в особом порядке. Так, освобождена от налогообложения прибыль, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Это сделано с целью стимулирования производства сельхозпродукции в стране. В инструкции по налогообложению прибыли приведен перечень видов деятельности, который льготируется в той или иной степени.

В особом порядке облагаются такие виды внереализационных доходов, как доходы от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и доходы от долевого участия в других предприятиях.

С целью развития в России фондового рынка предусмотрено налогообложение доходов от ценных бумаг по более низким ставкам по сравнению с основной ставкой налога на прибыль.

В законе по налогу на прибыль предусмотрен достаточно широкий перечень льгот. Из имеющих наибольшее применение отметим уменьшение прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений (осуществленных с целью производственного и непроизводственного развития предприятия), а также на погашение кредитов банка, полученных и использованных на эти цели; налоговая база уменьшается на 30 % от капитальных вложений на природоохранные мероприятия. Ставка налога на прибыль предприятий понижается на 50 % и в том случае, если на этом предприятии инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70 % от общего числа работников.

Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия (МП). К этой категории относят предприятия любой организационно-правовой формы со следующей среднесписочной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 200 человек, в науке и научном обслуживании – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле – до 15 человек. В первые два года после создания не уплачивают налоги на прибыль МП, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами (при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции).

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога (некоторые категории плательщиков освобождены от авансовых платежей, в частности малые предприятия). По окончании первого квартала (далее – полугодия, девяти месяцев и года) налогоплательщик исчисляет сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной им прибыли, подлежащей налогообложению. С учетом ранее заплаченного аванса осуществляется окончательный расчет по налогу в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок (после дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год).

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

- дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в РФ, принадлежащим предприятиям (за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим ценным государственным бумагам),

- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ.

Эти доходы взимаются по ставке 15 % у всех предприятий (кроме банков, у которых ставка равна 18 %).

Ставка налога на прибыль установлена дифференцированно: 13 % от облагаемой прибыли для перечисления в федеральный бюджет и до 25 % от облагаемой прибыли (на усмотрение субъектов Федерации) по части прибыли, зачисляемой в бюджет краев, областей и местные (так, в Ростовской области в 1995 году предусмотрена ставка налога на прибыль 25 %, таким образом, общая ставка составила 38 %).

Кроме налога на прибыль и другие виды доходов юридические лица должны платить налог на превышение фактических расходов на оплату труда над их нормируемой величиной.

Эта мера носит регулирующий, антиинфляционный характер. Государство косвенными (экономическими) средствами регулирует расходы на оплату труда, взимая налог с тех предприятий, которые выплачивают заработную плату выше установленной нормы (в качестве допустимого предела принята шестикратная норма минимальной заработной платы). Данный налог исчисляется по ставке налога на прибыль. Его платят все предприятия, допустившие превышение (в том числе и те, которые освобождены от налога на прибыль).

Таким образом, именно налог на прибыль и налог с превышения расходов на оплату труда реализуют задачи государственного регулирования экономики.

 



Организационный учет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: