Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

 

 

Факультет____ «Экономический»________________________________

(название факультета)

Кафедра__ «Корпоративное управление и электронный бизнес»______

(название кафедры)

 

УТВЕРЖДАЮ

                   Проректор по учебной работе,

д.э.н., профессор                                                     _____________________________Новикова Н.Г.                                                    «____»______________________________20___г.

 

 

Методические рекомендации
для преподавателя

 

Дисциплина_ «Проектирование  информационных систем»

(название дисциплины)

Специальность __ 080801 Прикладная информатика в экономике ___

(название специальности)

 

Москва 2010г.

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы дисциплины

___ «Проектирование информационных систем» ________

(название курса)

 

При разработке методических рекомендаций в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности

__ 080801 Прикладная информатика в экономике

(шифр и название специальности)

 

Методические рекомендации для преподавателя рассмотрены и утверждены на заседании кафедры________________________________________

__________ «Корпоративное управление и электронный бизнес» __________

(название кафедры)

 

Протокол № ________                                          «____»_______________20__г.

 

Зав кафедрой д.т.н., проф                                              А.И. Потемкин.

 

 

Методические рекомендации одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

 

Протокол №_______                 «_____»_____________20___г.

 

Ученый секретарь

Научно-методического совета       

к.и.н., доцент                                                             Юрчикова Е.В.

 

 

Методические рекомендации разработал:

преподаватель кафедры

__________ «Корпоративное управление и электронный бизнес» __________

(название кафедры)

 

к.т.н., доц.                                                                        Ю.В.Боковой.

 




Методические рекомендации преподавателю

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.

После каждого лекционного занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине.


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ

Цель и задачи изучения дисциплины.

Курс «Проектирование информационных систем в экономике» является важной составляющей завершающего этапа обучения студентов по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Цель курса – формирование навыков самостоятельного практического применения современных средств и методов проектирования ЭИС, на основе использования визуального проектирования и CASE – средств.

Студент, успешно изучивший данный курс, должен быть подготовлен к решению профессиональных задач, знать принципы системного, структурного анализа и функционального моделирования экономических информационных систем (построения диаграмм, разработки структуры ЭИС), принципы моделирования данных, уметь проектировать базы данных ЭИС, использовать процедурное и объектно-ориентированное программирование, уметь проектировать отдельные виды обеспечения ЭИС. Обеспечивать возможности развития и адаптации профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла: создания информационно-логических моделей объектов, разработки нового программного и информационного обеспечения в предметной области; стыковки информационных систем из разных предметных областей в связи с появляющимися новыми задачами; перевода систем на новые аппаратные и информационные платформы.

 

 

Осенний семестр

№п/п Наименование темы Структура и содержание основных теоретических вопросов по изучаемой теме Зан ч.
1. Системный подход к проектированию ИС и развитие информационных технологий управления. Проблемы управления предприятием. Развитие методик управления предприятием. Факторы, влияющие на развитие корпоративных информационных систем. Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем. Развитие подходов к технической и программной реализации элементов информационных систем. 2
2. Роль данных в процессе управления. Функции ИС и решаемые задачи. Информационная технология в управлении предприятием. Роль данных в процессе управления. Офисная информационная технология. Задачи проектирования экономических информационных систем. Разработка технического задания и организация разработки проекта. Внедрение экономической информационной системы. Экономическая эффективность информационных систем. Автоматизация проектирования экономических информационных систем и модельный подход. 4
3. Основные составляющие ИС и их классификация. Структура и основные составляющие ЭИС. Соотношение между составляющими информационной системы. Особенности процесса проектирования и внедрения предприятием ИС. Классификация ИС по масштабу и решаемым задачам ИС. Классификация ИС по сфере применения. Краткая характеристика офисных информационных систем, информационных систем обработки транзакций, систем принятия решений, информационно-справочных системы, ИС в сети Интернет. 4

 

4. Структура и характеристики ИС с различной архитектурой построения. Структура и характеристики ИС локальных файл-серверных, клиент-серверных, систем на основе многоуровневой архитектуры, систем на основе Интернет/интранет-технологий. Распределение функций в двухуровневых ИС. Особенности распределения функций и взаимодействия в сложных многоуровневых ИС. 4
5. Жизненные циклы ИС и их модели. Основные процессы, характеризующие жизненный цикл ИС. Особенности основных, вспомогательных и организационных процессов жизненного цикла ИС. Основные модели жизненного цикла ИС, их достоинства, недостатки и ограничения в использовании. Распределение рисков при использовании разных типов моделей жизненного цикла ИС. 4
6. Управление проектированием Понятие проекта и основные характеристики его, как объекта управления. Классификация проектов по масштабу структуре и типам. Основные фазы проектирования. Основные проблемы и ошибки, возникающие при планировании и выполнении проектов ЭИС. 4
7. Каноническое проектирование ЭИС. Состав стадий и этапов канонического проектирования ЭИС. Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания ЭИС. Состав и содержание работ на стадии техно-рабочего проектирования. Состав и содержание работ на стадиях внедрения, эксплуатации и сопровождения проекта. Назначение и составление план-графиков проведения работ. 4
8. RAD технология проектирования ИС RAD методология проектирования ИС, основные задачи и содержание работ при ее использовании. Основные составляющие и их содержание RAD технологии проектирования. Особенности RAD технологии и объектно-ориенитрованный подход в задачах проектирования ИС. Фазы жизненного цикла в рамках методологии RAD. Ограничения в использовании методологии RAD для проектирования ИС. 4
9. Концепции обработки данных в ИС. Линейные файлы данных. Организация доступа к записям данных. Организация хранения и доступа к данным в простых СУБД. Развитые системы управления базами данных. Логическая и физическая независимость данных. Использование языка описания данных, языка команд и языка запросов при обращения к данным. Функционально-ориентированные структуры и средства администрирования доступа к данным. 4
10. Организация хранения данных в ЭВМ. Типы, форматы и структуры данных. Описание и обработка файлов. Особенности реализации баз данных, принципиальные отличия в методах доступа к данным. Основные задачи обработки данных в БД и показатели эффективности для них. Физические структуры организации хранения данных на носителях, особенности нелинейных структур организации хранения данных. 2

ИТОГО

36

 


Весенний семестр

№п/п Наименование темы Структура и содержание основных теоретических вопросов по изучаемой теме Зан ч.
1. Логические модели данных.Реляционная модель данных Атрибутивный способ идентификации объектов. Логические модели организации данных. Базовые понятия реляционной модели данных, типы данных, домены, кортежи, ключи отношения. Связанные отношения. Условия целостности данных. Типы связей между таблицами. Свойства таблиц реляционной СУБД. Нормализация данных 2
2. Концептуальное проектирование структуры данных Концептуальное моделирование структуры данных. Уровни абстракции данных. Концептуальная модель БД. Внутренняя модель БД. Внешняя модель БД. Физическая модель БД 2
3. ER-модель данных. Сущности и их атрибуты. Виды атрибутов. Виды связей, связность, мощность связей, сильные и слабые связи. Зависимость существования. Сила связи и слабые сущности. Супертипы и подтипы сущностей. Модель Чена, нотация Баркера. Разработка ER-диаграмм, метод синтеза. 4
4. Структура приложений для работы с БД Принципы построения баз данных. Использование систем индексации. Общая структура доступа к данным в автономных, файл-серверных, клиент серверных и многоуровневых архитектурах ИС. 4
5. Технологии доступа к данным. Доступ к данным с использованием BDE Методы и способы доступа к данным. Организация связи с БД в Delphi. Варианты архитектуры для BDE. Набор данных. Классы TTable TQuery. Компонент TDataSourse для соединения с набором данных. Состояние набора данных, навигация по набору данных, поиск записей и фильтрация. Работа с полями данных. Модуль данных. Компоненты для отображения данных в интерфейсе пользователя. 4
6. Доступ к данным с использованием ADO Технология COM. Компоненты TADOConnection, TADOCommand, TADODataSet, TADOTable, TADOQuery и TADOStoredProc. Компоненты для работы с полями. Класс TField. Вычисляемые поля. Программное управление соединением. Транзакции в ADO. 4
7. Реляционный способ работы с данными (выборка данных). Использование SQL для выборки данных из таблиц. Компоненты Delphi, работающие с БД через SQL-запросы. Простейшая форма оператора Select. Задание условий при выборке данных. Операторы сравнения. Логические операторы. Упорядочение данных. Использование вычисляемых полей. 4
8. Вывод данных. Создание отчетов. Типы отчетов. Утилита QuickReport. Структура генератора QuickReport. Компонент TQuickRep. Упорядочивание и группировка данных в отчете. Отображение в отчете таблиц и графиков. 4
9. Планирование разработки приложений. Система меню и панель инструментов. Работа с редактором меню. Создание подменю. Задание реакции на выбор команды меню. Создание контекстного меню. Панель инструментов. Контейнеры для панелей инструментов. Способы задания реакции на нажатие кнопки на панели инструментов. Геометрия и графика интерфейса пользователя. 4

 

10. Разработка справочной системы Основные компоненты справочной системы. Форматы справочной системы WinHelp и HTML Help. Основные элементы справочной системы, создание файла справки. Создание строки состояния приложения. Компиляция файла справки. Подключение к приложению справочных файлов. 4

ИТОГО

36

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ЛЕКЦИОННОМУ МАТЕРИАЛУ

3.1. Основная литература

1. Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. Информационные системы /учебник для вузов/. СПб.:Питер, 2006.

2. А.Я. Архангельский. Программирование в Delphi для Windows. М.: Бином,2007.

3. Г.Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. Проектирование экономических информационных систем: учебник/. Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. А.Д.Хомоненко, В.М.Цыганков, М.Г.Мальцев. Базы данных /учебное пособие/. Изд. СПб "КОРОНАпринт", 2006

5. А.М.Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем /учебник для вузов/. М.: Финансы и статистика, 2005.

 

3.2. Дополнительная литература

1. А.П.Чекалов. Базы данных: от проектирования до разработки приложений. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

2. Т.П.Барановская, В.И.Лойко, М.И.Семенов, А.И.Трубилин. Информационные системы и технологии в экономике.М.: Финансы и статистика, 2003.

3. С.В.Маклаков. Моделирование бизнес-процессов с ALLFusion Process Modeler. М.: Диалог МИФИ, 2004.

4. С.А.Орлов. Технологии разработки программного обеспечения. Разработка сложных программных систем /учебник для вузов/.СПб.:Питер, 2004.

5. Журнал «Информационные технологии».

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Технические средства обучения (ТСО) – компьютер с проектором в лекционной аудитории.

 


 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА: ______________________________________

ЦЕЛЬ: (способствовать формированию умений по …)

ЗАДАЧИ: (рассмотреть …; обучить …; изучить …)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ_______________________

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ_________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия):

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. до изучения темы (базисные знания)

1. после изучения темы

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ____________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ____________________

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: (провести…; определить…; выполнить…  решить…)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)

 

 


 

№п/п Наименование темы Содержание основных вопросов по изучаемой теме Зан ч.
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

4.3. На компьютерах в классе должно быть установлено следующее программное обеспечение:

§  MS Office 2003 или выше;

§ Delphi 6 или выше;

§ Paradox 9;

§  FoxPro 8 или выше;

§  SyBase Power Designer 10 или выше.

 

 

-ххх-




Занятия  1

На выполнение занятий 1 отводится 4ч.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: