Исследование памятника и реставрация

Первоначальное убранство интерьера не сохранилось.

Пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились неполитые белым ангобом задние стороны. Так появились «красные» плитки. Дополнительно к ним, использованным вторично, были сделаны толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям были здесь образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года. Когда фрески были уничтожены, на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий ремонт проводили в 1766—1767 годах. Сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей. Сделаны парапеты с ширинками. Появился кирпичный пол «в елку». В основание сени «царского места» уложены верхом вниз сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решетка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

Историко-архитектурную оценку сделал архитектор Н. А. Шохин. В 1866—1867 годах в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и дверь. Разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Лестница-стремянка снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

В 1873 году перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Переделаны крыши над папертями. В качестве материала - доски и брус, взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При строительстве дворца в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который попали материалы от дворца Алексея Михайловича.

В 1914—1916 годах первые реставрационные работы и археологическую разведку территории провел архитектор Б. Н. Засыпкинку. Выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ. В 1915 году раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Перелицован шатер большемерным кирпичом (с клеймами «1914»). Памятник в целом обмерял и архитектор И. В. Рыльский.

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 годах под руководством Н. Н. Свешникова.

Проводилось археологическое исследование территории под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы был снят культурный слой высотой до 1 м. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа. Обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и порталов церкви.

Опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства. Засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 м выше родников. Крупные оползни под церковью были в 1981 и 1987 годах.

Вся церковь расколота осевыми трещинами на четыре блока. Вместо серьезного изучения состояния памятника залицевали трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы закрыта.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002—2005 годы без исследования и фотофиксации.

В 2004 году были получены данные о состоянии платформы, свай, и грунтов. Установлено удовлетворительное состояние фундаментов, зафиксировано незначительное отклонение от центральной оси памятника.

Проведены работы по устройству пристенного дренажа, восстановление и консервация архитектурного убранства на период постройки памятника.

После устройства дренажа, влажность внутри подклета понизилась в 10 раз. Угроза сохранению конструкции нижней части храма устранена.

Были найдены предметы быта, нательные крестики, поделки из глины, фрагменты резьбы по белому камню. Была обнаружена татаро-монгольская стоянка XIII века.

За многовековую историю иконостасы менялись. Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Также воссоздан иконостас 70-80-х годов XVI века, габариты которого были выявлены в ходе научно-исследовательских работ.

Чудеса Коломенские

Великое, чудесное произошло под сводами церкви. Здесь встретили грядущую революцию явлением Державной иконы Божией Матери, случившимся в страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда государь отрекся от престола.

В феврале 1917 года крестьянка Евдокия Адрианова из Перервинского села увидела два сна. В первом она стояла на горе и слышала голос: «Село Коломенское, икона большая, черная, взять и сделать eе красную, затем помолиться и попросить ея». Крестьянка оробела и попросила разъяснить сон. Через несколько дней во сне увидела белую церковь, вошла и узрела восседавшую в ней Величественную Женщину, в которой сердцем узнала Пресвятую Богородицу, хотя не видела Ее лика. Причастившись, отправилась в Коломенское, увидела белую церковь. Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев, выслушав, отправился с ней на поиски образа. Нашли его только в подклете, где хранились икона. Это была самая большая, черная от пыли икона. Промыв, увидели Державный образ Богоматери, знаменовавший, что власть в России перешла в руки Царицы Небесной.

Богомольцы стекались в Коломенское на поклон чудотворному образу, от которого начались первые исцеления. Затем икону привезли в Марфо-Мариинскую обитель к святой Елисавете Феодоровне. Возили по другим церквям. По воскресным дням она была в Коломенском.

Образ принадлежал Вознесенскому Стародевичьему женскому монастырю в Московском Кремле. Перед нашествием Наполеона все из Кремля прятали, вывозили. Державную икону укрыли в Коломенском, где она пробыла до 1917 года. После революции и закрытия Вознесенского храма икону передали в соседний Георгиевский храм. Затем в запасники Государственного Исторического музея. 27 июля 1990 года икона вернулась в Коломенское, в Казанский храм. Тысячи людей под ливнем ожидали ее. Когда икона прибыла – засияло солнце, в его лучах образ вернулся в храм.

Радостной вехой в истории Коломенского стало назначение директором в музей Петра Дмитриевича Барановского, он стал его настоящим создателем. Он противился розыскам «либерии» Ивана Грозного. Раскопки велись и под Вознесенской церковью, потому что глубоко под землей библиотеку могли спрятать от пожаров. Барановский с твердым и резким характером обращался к властям с требованием запретить розыски, ибо земляные работы угрожали ценнейшим памятникам архитектуры и были безуспешными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: