Пресвитерианское мировоззрение

Кальвин - основатель пресвитерианства.

Пресвитерианство - движущая сила Американской революции и, по моим на­блюдениям, корейской тоже. Следствием Реформы церкви стали индустриализация и промышленная революция. Почему? Какая связь?

Отличительной особенностью Кальвинизма является теория абсолютного предо­пределения. От нас ничего не зависит, все только от Бога.

Такая идея в восточных странах вызвала пассивность (например, ислам), а на западе реакция противоположная. Да, от человека ничего не зависит, но каждый мо­жет догадываться о своем предопределении, спасен я или нет. Если у меня дела идут хорошо, Бог ко мне расположен, тогда спасусь. А чтобы дела шли хорошо, надо много работать. Кто работает, того благословляет Господь. В общем, круг рассуждений замы­кался. Но у пресвитериан была потрясающая работоспособность и, как следствие, по­трясающие результаты в бизнесе.

Наше российское православие имеет другое мировоззрение. Это отрешенность от мира и аскетизм. Праведник - человек постящийся, много молящийся, много печаля­щийся, проливающий слезы. У православных верующих не было стимула к развитию промышленности и завоеванию новых рынков.

Реформация также неразрывно связана с распространением грамотности населе­ния. Что католики, что православные не приветствовали чтение Библии на родном языке населением. Когда Лютер нашел в своем монастыре Библию и начал ее изучать, все удивлялись - зачем. Перевод Библии на все европейские языки - это заслуга только реформации. Реформаторы и пресвитериане, в частности, обязывают своих чле­нов изучать Слово Божье дома. Поэтому чтение и обсуждение Слова производилось в семьях. Участие в дискуссиях принимали дети. Это способствовало их развитию, их самостоятельному мышлению и грамотности.

Как религия формирует психологию?

Всем известно, что православные верующие пассивны. Благословит ли меня или нет духовник на новое дело? Лучше не пробовать, не раздражать батюшку. Также мышление православного верующего общинное. Все происходит только в церкви, ты один дома мало что значишь. Ты должен зависеть от священника, от его слов и указа­ний.

А у пресвитериан наоборот. От каждой личности очень многое зависит. Личная вера, личное спасение, а не церковное. Твой начальный капитал зависит от тебя. Плюс помощь Господа и в добрый путь. Чем больше процветаешь, тем больше благословлен. Встречаются трудные обстоятельства - борись. Разорился - ничего, начинай сначала. Десять раз разорился - десять раз поднимись. Твоя инициатива приветствуется Богом. Под лежащий камень вода не течет.

Как мы видим, разная психология, разное восприятие жизни. По этому сейчас страны с развитым кальвинизмом процветающие, а Россия, подобно мусульманским странам, все время проходит кризисы.

Америка - протестантская страна, хотя в процентном отношении там больше католиков. Еще при становлении Америки формула 100% американца гласила: "Белый, англосаксонец протестант". В США доминирует так называемая Объединенная Пресви­терианская церковь. Ну и, конечно же, очень много кальвинистов в Шотландии (конгрегационисты). Церковь Жана Кальвина - государственная.

Протестантские храмы в Петербурге.

Реформаторские взгляды и богослужение дошло и до России. Петр 1 имел боль­шие связи с Германией и особенно с Голландией. Оттуда и приехали кальвинисты и лютеране, но их влияние не распространилось дальше своих кварталов.

Сейчас, в 21 веке, лютеране получили назад все храмы, которыми обладали до революции, а реформаторы - ни одного. Почему? Потому что в нашем городе нет заре­гистрированных реформаторских общин. А по последнему закону церковь в России ре­гистрируется после 15-ти летнего существования. Наша Центральная Пресвитериан­ская находится под крылом Пятидесятнической.

С 18 века в Петербурге существовала кальвинистская община. Она объединяла французов, швейцарцев, датчан. Она находилась на Большой Конюшенной улице в се­годняшнем шахматном клубе Чегорина - здание Театра Эстрады. Поскольку разные национальности - разные языки. В церкви пошли споры, на каком языке проводить бо­гослужение. Сама Екатерина II вмешалась и написала распорядок богослужений для кальвинистов. Голландские реформаторы разместились в 1710 году в доме адмирала Крютса (дом с флагштоком) рядом с Адмиралтейством, затем купили участок земли не Невском и построили деревянный храм. Это нынешняя библиотека Блока на углу Мой­ки и Невского. Над входом - ангел, держащий 10-ть заповедей. Эту скульптуру боль­шевики в 17 году не разбили, сочли, что книга - символ знаний. Знаменитый архитек­тор и инженер Лефорт, друг Петра I, был кальвинистом.

Во 2 половине 19 века немцы - кальвинисты отделились. Они размещались в современном здании ДК работников связи на Большой Морской улице. Здание стоит до сих пор.

* * *

Итак, значение Жана Кальвина для мировой истории огромна. Это и новое слово в богословии, это новое церковное устройство, это и экономический взрыв, это и изме­нение мировоззрения некоторых наций. Таков мой Кальвин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: