Основные результаты и выводы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                          

                                                      Утверждено на заседании

                                                                       Ученого совета

                                                                       «20»  ноября 2007 г.

                                                                       Протокол № 10

 

 

К Р А Т К И Й О Т Ч Е Т

О выполнении Комплексной программы

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ»

За 2007 год

 

Научный руководитель:

Академик РАО Л.В. Школяр

Головная организация:

Институт художественного образования  РАО

 

 

Москва – 2007 год

 

РЕФЕРАТ

Фундаментальные и прикладные исследования 2007 года были направлены на разработку актуальных теоретико-методологических проблем современного образования как формы существования культуры и особой системы трансляции гуманитарных ценностей. Осуществлены фундаментальные исследования в области закономерностей, сущности и особенностей интеграционных процессов культуры и образования, обобщающие на содержательном уровне разнообразные исторически выработанные формы деятельности человека и меру его развития.

Проведен системный анализобразования как механизма и формы культурной преемственности. Как показало исследование, существует фундаментальная гуманитарная традиция западноевропейской и отечественной культуры развития образования в контексте общего процесса культурно-исторического развития. В рамках данной традиции сущность развития культуры предстает в ее глубинных основаниях: через измерение «жизнесмыслов» «универсалий» культуры (человек, природа, общество, ценности и идеалы и т.д.). Образование в этой связи трактуется как социокультурный феномен, в структуре которого интерпретируются общекультурные установки, идеалы и ценности. Объективно между образованием и культурой существует взаимосвязь, которая носит гуманитарный характер, так как рассматривает в качестве ведущей идею совершенствования и самосовершенствования человека (Запесоцкий А.С.).

Систематизированы и обобщены теоретико-методологические подходы к изучению культуры личности: антропологический, основанный на признании «абсолютной ценности человека»; диалектический, включающий представления о процессе «саморазвития, самодвижения и самотворения человека»; «со-бытийный», определяющий культуру личности как процесс самоопределения в мультикультурном пространстве и др. Выявлена сущность и особенности влияния интеграционных процессов культуры и образования на развитие человека. Фундаментальными базовыми характеристиками интеграционных процессов выступают универсальность и антропологизм в соответствии с пониманием «мира как целого» и научной концепцией о человеке как основной мировоззренческой категории при исследовании общества и природы. Позитивное влияние данных процессов на развитие человека обусловлено рассмотрением совокупности сведений об эволюции общества в культурно-историческом контексте, целостным познанием мира через исследование явлений культуры и художественных фактов, проникновение в природу человеческого знания, объективный взгляд на закономерности и динамику социокультурного прогресса человечества (Бутов А.Ю., Кабкова Е.П.).  

Создана теоретико-методологическая база для проектирования стратегии художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи в современной России. Разработаны концептуальные основы воспитания искусством, которые опираются на взаимодействие фундаментальных положений общей теории развивающего обучения, культуросообразной модели образования с методологией искусствоведческих исследований (музыковедения, искусствоведения, театроведения и др.). Информационно-описательная модель образования переориентируется на проектную модель, обеспечивающую перемещение акцента с предметного содержания на способы его освоения в процессе приобщения к разным видам искусства. Показано воспитательное воздействие кино- и театрального образования на основе разработанных механизмов взаимодействия базового и дополнительного образования: опоры на имеющийся уровень знаний в области искусства и культурный контекст; эмоционального наполнения полученных знаний (представление знакомых образов или событий в произведениях экранного  и театрального искусства), тематической близости произведений и др. (Максимович В.Ф., Баженова Л.М., Некрасова Л.М.).

Определен предмет педагогики искусства и методологические основы ее изучения как области научного знания.Педагогика искусства, ядром которой является художественная дидактика, представляется одной из теоретических составляющих общей педагогики. Под «педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Как самостоятельная область гуманитарного знания педагогика искусства определялась на протяжении ХХ века в деятельности ученых и художников, выдвигавших такие гуманистические идеи, как «воспитание через искусство», «формирование культуры творческой личности», «пробуждение человека в человеке», «приобщение к искусству, как культуре духовной» (Фомина Н.Н., Савенкова Л.Г.).

Осуществлено теоретико-методологическое обоснование универсальности эстетического принципа в дошкольном образовании. Его универсальность обусловлена, с одной стороны, интенсивным развитием творческого воображения - центрального психического новообразования дошкольного детства. С другой стороны, развитие воображения протекает в рамках художественно-эстетической деятельности, которая выступает для дошкольника своего рода «деятельностью деятельностей», поскольку содержит в себе общую модель построения любой формы преобразовательного отношения к миру у ребенка этого возраста (для младших школьников данную функцию выполняет учебная деятельность). Это диктует необходимость разработки целостного содержания дошкольного образования на основе эстетического принципа, который совпадает с принципом развития творческого воображения в разных видах деятельности (Кудрявцев В.Т., Школяр Л.В.).

Разработаны методологические основы современного литературного образования в контексте традиций гуманитарного знания. Аксиологический принцип как исходный по отношению к содержанию, формам и методам, а также характеру взаимодействия в художественно-педагогическом процессе, определяет изучение и формирование у растущего человека устойчивых представлений о социокультурной среде, художественных явлениях действительности, национальных идеалах, литературном творчестве как историческом наследии и всемирной ценности. Культурологический принцип с одной стороны предполагает применение в литературном образовании разнообразных средств преподавания и обучения из смежных областей гуманитарного знания (истории, различных видов искусств и др.), с другой – подразумевает организацию самостоятельной, литературно-творческой деятельности, направленной на художественное познание классической и современной литературы, реальной действительности и общественной жизни человека (Поль Д.В.).

Разработаны концептуальные подходы к содержанию современного художественно-эстетического образования в профильной школе. В основе содержания лежит идея эстетизации образования как социально-исторического феномена во всей совокупности его составляющих, осуществляемая на трех уровнях. Первый - категориальный, где содержание образования (своеобразие мира в различных областях общественного бытия и общественного сознания, формы предметной деятельности человека и др.) раскрывается в контексте основных эстетических категорий (прекрасного, возвышенного, комического, трагического и т.д.). Второй - функциональный, связанный с реализацией на старшей ступени школы целого ряда специфических функций художественно-эстетического образования (познавательной, коммуникативной, воспитательной, эвристической, преобразующей и др.). Третий - методологический, предполагающий определенные принципы, формы и конкретные способы организации целостного художественно-педагогического процесса, через искусство влияющего на духовное начало Человека (Алексеева Л.Л.).

Выявлены теоретические предпосылки проектирования содержания образовательной области «Искусство» на основе единства федерального, регионального и школьного компонентов: адекватность отбора исторического материала художественных культур различных народов современному уровню развития искусства в разнообразии жанров и форм народного профессионального творчества; общность концептуальных подходов к изучению искусства своего и других народов; единство и целостность методики преподавания национального, регионального и федерального компонентов, направленной на освоение искусства как многонациональной художественной картины мира. Всё это обуславливает необходимость учёта при проектировании содержания образовательной области «Искусство» специфики и уровня развития национального искусства, свойств социального функционирования отечественной художественной культуры, особенностей концептуальных и методических подходов программ по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре (Критская Е.Д., Красильникова М.С.).

Раскрыты основные направления и принципы организации культурного досуга детей в семье и в образовательных учреждениях разного типа. Выявлены тенденции свертывания интеллектуально-духовных видов досуга в семье, увеличения удельного веса рекреативных видов досуга (туризм, путешествия). Показано, что в крупных городах лишь 40% родителей организуют интеллектуально-духовный досуг своих детей; в средних городах – 30%; в сельской местности – 25%. В процессе исследования установлены основные направления организации культурного досуга детей и подростков в современных условиях: развитие позитивных молодежных объединений, движений и инициатив; методическое и информативное обеспечение развития системы досуговых учреждений, реализующих интересы детей и подростков и др. В ряду ведущих принципов организации культурного досуга детей и подростков выделены общедоступность и личностная ориентированность, создание условий для формирования благоприятной среды, стимулирующей увеличение участия в физкультурной, спортивной и др. видах деятельности, а также для творческой самореализации личности в современной культуре (Фохт-Бабушкин Ю.У., Бережная М.С.). 

Новизна проведенных фундаментальных исследований: разработаны теоретические основы развития образования как культурно-исторического процесса и универсального интегративного механизма прогресса человечества; описана новая ветвь гуманитарного знания – педагогика искусства как целостная система; обоснованы приоритетные стратегические направления развития художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества в современной России.

Значимым результатом прикладных исследований является создание нового поколения учебно-методических комплектов по искусству и электронных образовательных ресурсов. Учебник «Музыкальное искусство» раскрывает ключевые понятия музыкального образа и музыкальной драматургии в широком смысле, как культурологическую основу мировоззрения, творческого почерка, стилистики композиторов разных эпох. Содержание конкретизируется через учебные темы, выстроенные в следующей логике: от жизненного предназначения музыки, диалектику жизненных и музыкальных впечатлений как источника творческого состояния композитора, исполнителя, слушателя, - к пониманию единства мира в его сложности и многозначности восприятия. В основе учебника по изобразительному искусству лежит современный интегрированный полихудожественный подход. В содержании значительно усилена познавательная и творческая сторона обучения искусством. В учебнике впервые четко представлены учебные задачи, направленные на освоение языка искусства: формы, цвета, композиции, пространства, которые выстраиваются в зависимости от проблематики содержания и степени усложнения художественных умений (Школяр Л.В., Савенкова Л.Г.). Специфика создания учебников по мировой художественной культуре заключается в гармоничном сочетании традиционного историко-хронологического принципа изложения материала с современным поликультурным подходом и развернутым мультимедийным сопровождением, включающим в себя широкий визуальный ряд, текстовую хрестоматию и фрагменты редко исполняемых музыкальных произведений. Это обеспечивает восприятие и осмысление школьниками не только отдельных памятников культуры, но и широкий охват самого движения Мировой художественной культуры в сложном комплексном единстве и взаимосвязи (Кабкова Е.П.). Разработано электронное учебное пособие «Интернет-парк», структурированное и адаптированное для целей активного творческого освоения с помощью проектных методов работы. Методический инструментарий позволяет преподавателю осуществлять самостоятельный творческий конструктивный подход для организации учебного процесса (Селиванова Т.В.).

Результаты фундаментальных и прикладных исследований могут быть использованы на всех уровнях системы гуманитарного, и в частности художественного образования, включая эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование, и во всех типах и видах образовательных учреждений (детские сады, общеобразовательные школы, учреждения среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, учреждения дополнительного образования, в том числе детские школы искусств, а также учреждения культуры).

Экспериментальные исследования 2007 года были связаны с поиском оптимальных механизмов формирования культуры личности в динамично развивающемся российском обществе, выявлением структуры, содержания и методического обеспечения художественного образования и эстетического воспитания в системе детский сад – школа – колледж – вуз, определением гражданских и эстетических приоритетов детей и молодежи и педагогических возможностей их становления. Выявлены параметры и составляющие культуры личности современного школьника: способность к художественному обобщению культурно значимой информации; эстетическое восприятие окружающей действительности, открытость в отношении художественно-творческой самореализации. В ряду  составляющих культуры личности современных детей и подростков выделены: высокий уровень развития эстетического опыта и сознания; равновесие интеллектуального и эмоционального начала при общении с культурными ценностями; коммуникативная адаптация в современном мультикультурном обществе; высокий уровень ценностных ориентаций (Кабкова Е.П.).

В разных видах искусства дифференцированы методы приобщения современных подростков и молодежи к русской классике. В содержании учебных программ русская культура является предметом изучения на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Несмотря на большой объем информации о русской культуре, заложенный в учебных программах по разным предметам гуманитарного цикла, учащиеся не получают целостного представления о ней как части мирового культурно-исторического пространства. Другой слабой стороной приобщения к русской культуре является преобладание репродуктивных методов изучения, ограничивающих процесс приобщения к культуре задачей запоминания и пересказа изучаемых фактов. Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность внедрения творческих методов приобщения современных подростков и молодежи к русской культуре. Среди них наиболее продуктивными являются методы, дающие возможность учащимся в результате знакомства с произведениями русской литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства выявить индивидуальные эстетические предпочтения и гражданские идеалы, сделав свой личный выбор. Условиями успешности их применения является профессиональная компетентность учителя; понимание круга интересов, культурного пространства учащихся; умения руководствоваться при обучении методами «своего» искусства, раскрывая художественно-образную природу художественной культуры (Фомина Н.Н., Поль Д.В., Критская Е.Д.).

Апробирована система интегрированных заданий по художественно-эстетическому развитию личности, основанная на интерактивных, проблемных и проектных технологиях. Логика построения процесса обучения тесно связана с физиологическими и психологическими особенностями конкретного возраста. Было определено, что уровень развития воображения отражается на общей культуре личности: при стереотипном и репродуктивном воображении чаще всего восприятие культурных ценностей происходит только через рационально-логическое сознание, при развитом воображении задействованы эмоционально-чувственные структуры, поэтому эстетические ценности естественным образом переходят в этические. Таким образом, художественно-эстетическое развитие личности, с одной стороны необходимо для повышения общей культуры личности, с другой стороны формируется только на основе развитого воображения (Олесина Е.П.).

Апробировано содержание художественного образования и эстетического воспитания в системе детский сад – школа – колледж. В процессе исследования установлена прямая зависимость между художественно-эстетической (а шире, гуманитарной) составляющей образования на всех уровнях системы и формированием духовного мира растущего человека, успешным включением его в систему общественных отношений. При этом выявлено, что интеллектуально-творческий потенциал и разнообразные художественные проявления детей дошкольного возраста (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса), лишь на 48% востребованы в младшем школьном возрасте, и в большинстве случаев (76%) не находят применения к началу подросткового периода. В старшей школе и при получении среднего специального образования наблюдается та же негативная тенденция в отношении развития культуротворческого потенциала юношей и девушек. Экспериментальное исследование показало, что устранение диспропорции содержания в плане уравновешивания культурообразующего, художественно-эстетического и иных компонентов отечественной системы образования возможно на двух уровнях: количественном и качественном. В первом случае за счет увеличения учебного времени предметов художественно-эстетического (а шире гуманитарного) цикла как в базовом, так и в дополнительном образовании. Во втором – за счет изменений в сторону «культуроемкости» образования, трансляции через содержание образования культурно-исторических традиций, разработки учебных предметов в контексте истории культуры (на основе культуросообразной модели образования), и смещении акцентов в преподавании предметов гуманитарного цикла, в том числе и художественно-эстетического, от констатации знания к пониманию смысла изучаемых явлений (Школяр Л.В., Лыкова И.А., Баженова Л.М., Некрасова Л.М.).

Разработана педагогическая система оптимизации творческого воображения в учреждениях высшего профессионального образования. Наиболее значимыми педагогическими аспектами развития творческого воображения выступают: самостоятельное создание нового творческого продукта; активное использование в процессе художественной деятельности накопленного эстетического и культурного опыта; имманентное развитие творческой активности учащихся. Система оптимизации творческого воображения представляет собой взаимопроникающее объединение нескольких направлений педагогической работы, а именно: организация педагогом творческих заданий, обеспечивающих активизацию сенсорного мышления в обучении; развитие фантазии и обогащение эстетического опыта; поддержка творческой самостоятельности учащихся и развитие творческой интуиции; использование в образовательном процессе интегративных программ, позволяющих создавать на занятиях творческий созидательный процесс, когда воображение действительно становится образотворчеством, а «мыслеобразы» облекаются в те или иные художественные формы (Стукалова О.В.).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: