По происхождению и содержанию страхование имеет черты, соединяющие его с категориями «финансы» и «кредит» (перераспределение денежного фонда, возвратность полученной ссуды) и в то же время принципиальные отличия от финансов и кредита, характерные только для него функции.
Функции страхования и его содержание органически связаны. К числу важнейших функций относятся:
· формирование специализированного страхового фонда
денежных средств;
· возмещение ущерба и личное материальное обеспечение
граждан;
· предупреждение страхового случая и минимизации ущерба.
Имея дело с массовыми явлениями, в отношении которых организуется страховая защита, страхование собирает, группирует и обобщает информацию с целью выработки оптимальной стратегии своей деятельности. В настоящее время все информационные процедуры управления страховой деятельностью основываются на автоматизированных информационных технологиях и системном подходе к рассмотрению страхования. В частности, многообразие функций и функциональных задач может быть упорядочено и представлено в виде взаимосвязанной системы.
Сфера деятельности страховых организаций различается по сферам экономической деятельности: внутренний, внешний и смешанный страховые рынки. Это организационная классификация страхования как вида экономической деятельности. Форма проведения страхования может быть обязательной (в силу закона) и добровольной. По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное и кооперативное.
В условиях рыночной экономики, исходя из характеристики объектов страхования, выделяются четыре основные вида страхования:
· страхование имущественное;
· личное;
· страхование ответственности;
· страхование экономических рисков.
Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности.
Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии.
ü Процесс заключения договора страхования. Проверка
наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страховых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых документов.
ü Заключение дополнительного договора. Расчеты по
изменившимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или изменяемых договорах.
ü Заключение договора перестрахования Проверки
соответствующей информации, расчет комиссионных.
ü Внесение страховой премии (или ее части) Перечисление
денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования — расчеты с перестраховщиками.
ü Окончание договора страхования Перемещение информации
в базы для формирования резервов и других расчетов.
ü Наступление страхового события Расчет возмещения,
проводка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение базы страховых событий.
ü Расторжение договора страхования Расчеты со
страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе договоров.
ü Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования
Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым событиям, расчет с использованием статистических таблиц.
ü Расчет резервного фонда Анализ текущего состояния счетов,
отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчёт по требованиям и текущему состоянию.
ü Анализ страхового портфеля Определение тенденций
страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.
ü Анализ финансового состояния компании. Выявление
тенденций и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.
ü Ведение внутренней бухгалтерии Расчет зарплат сотрудников
компании, учет собственности и т.д.
Полная технология страхования предусматривает обработку больших и взаимосвязанных массивов данных:
□ договоров страхования и перестрахования;
□ страховых полисов;
□ брокерских договоров;
□ документов по зарплате страховых представителей;
□ платежных поручений;
□ кассовых ордеров и бухгалтерских проводок; D заявлений на выплату страхового возмещения;
□ актов о страховых случаях и т.д.
Накопление и обработка информации происходит в различных подразделениях и службах страховой компании: бухгалтерии, отделах — финансово-экономическом, владельцев полисов, выплат, перестрахования, кадров, агентствах и пр.
Переход к автоматизированным информационным технологиям сопровождается изменением характера и качества управления, аналитическая работа менеджеров становится главной, формирует у них новые представления и приоритеты, превращает информацию в один из ключевых и реально доступных ресурсов компании, а дальнейшее развитие автоматизированных информационных технологий — в важный элемент ее стратегии.
Однако автоматизированные информационные технологии эффективны и рентабельны при существовании достаточно устоявшегося делопроизводства, ибо автоматизации подлежат только стабильные, подчиняющиеся известным правилам процессы. Если каждая рабочая ситуация уникальна, если исключения и поправки размывают и маскируют закономерности и правила, то попытки внедрения автоматизированных информационных технологий не дают ничего, кроме расходов средств и времени. Для страховых компаний это означает, что, прежде всего, должны быть разработаны и утверждены с расчетом на использование в течение достаточно продолжительного времени формы всех первичных и отчетных; документов, связанных со страхованием. От таких, например, как заявление на страхование, полис, договор страхования, акт о страховом случае, и до вида счетов прибылей и убытков бухгалтерского баланса.
Должны быть также тщательно продуманы, отлажены и документально оформлены в виде правил, инструкций и положений все рабочие процедуры. В частности должно быть определено, кто, как, когда и на каких условиях подписывает полис от имени компании, как производятся расчеты с брокерами, как и кем производятся выплаты, кто и как оценивает ущерб и т.д. Должны быть описаны в инструкциях (а еще лучше — описаны и изображены на схемах) пути и условия движения всех документов, а если это документы финансового характера, то и движение денег. В совокупности такие схемы документопотоков позволят полностью проследить жизненный цикл каждого документа и проанализировать документооборот в компании, а затем и улучшить его — ускорить, упростить, а при необходимости дополнить или развить на базе новых технологических решений. Если эта работа не проведена, то разработка эффективной автоматизированной информационной технологии страховой компании становится практически невозможной.