Основным результатом прогноза является сохранение положительного сальдо торгового баланса (по таможенной статистике). Однако, если учесть тот факт, что досчетимпорга на неорганизованную торговлю в 2010-2015 гг. может составлять, по нашим оценкам, 10-20 млрд долл., следует говорить о том, что торговое сальдо (в терминологии платежного баланса) к 2015 г. существенным образом сократится, а это не позволит сохранить положительное сальдо по счету текущих операций платежного баланса.
В 2015 г., по нашим расчетам, положительное сальдо торгового баланса, регистрируемого таможенной статистикой, сократится до 61 млрд долл. [1] Возможность сохранения положительного сальдо связана с гипотезой изменения цен на нефть. В соответствии со сценарием к 2015 г. цена на нефть марки Urals достигает уровня 122 долл./барр.
Экспорт обрабатывающих производств на прогнозном периоде будет расти большими темпами по сравнению с экспортом полезных ископаемых. Более быстрый рост экспорта обрабатывающей промышленности приведет к тому, что в 2015 г. продукции обрабатывающих производств будет экспортировано на 23 млрд долл. США больше, чем полезных ископаемых. Для сравнения, в 2008 г. превышение экспорта полезных ископаемых над экспортом обрабатывающей промышленности ожидается в размере 35 млрд долл. США.
Что касается оценок импорта, то на них влияют несколько ключевых факторов: продолжающийся рост доходов населения, инвестиционная активность бизнеса и укрепление курса рубля. В соответствии с прогнозом темпы укрепления рубля на прогнозном интервале постепенно снижаются. Однако продолжающееся расширение потребительского и инвестиционного спроса не позволяет говорить о возможности существенного замедления роста импорта. Кроме того, сохранению высоких темпов роста стоимостных объемов импорта будет способствовать повышение цен на ввозимую продукцию.
В прогнозируемой структуре стоимостных объемов экспорта следует отметить возрастание доли обрабатывающих производств. Так, доля транспортных средств в экспорте на прогнозном периоде возрастает к 2015 г. до 3.8%, а доля машин и оборудования 2.7%. Доля химической продукции в экспорте увеличивается с 5.4% в 2007 г. до 7.1% в 2015 г.
При этом доля полезных ископаемых в экспорте сокращается с 50.5% в 2007 г. до 47.6% в 2015 г. Одновременно с этим доля топливных продуктов в экспорте к концу прогнозного цикла сохраняется на уровне 15.3%, что позволяет говорить о постепенном замещении в экспорте сырой нефти продуктами нефтепереработки.
В структуре импорта можно отметить снижение доли импорта машин и оборудования (до 12.9% в 2015 г.) и электрооборудования (до 12.4% в 2015 г.). Такая ситуация становится возможной в силу развития предприятий инвестиционного комплекса внутри страны, и замедлении темпов роста инвестиций в основной капитал. С другой стороны, наблюдается рост доли в стоимостном объеме импорта транспортных средств, возрастающей с 19% в 2007 г. до 24.6% в 2015 г. Рост значимости этого сектора объясняется развитием сети сборочных предприятий на территории России и постепенным повышением качества и удорожанием выпускаемой продукции.
Экспорт сельскохозяйственного сырья возрастает на прогнозном периоде незначительно и достигает 7.5 млрд долл. в 2015 г. Импорт продукции сельского хозяйства возрастает к 2015 г. до 22.6 млрд долл. Такая динамика в основном объясняется увеличением спроса со стороны пищевой промышленности и повышением мировых цен на сельскохозяйственное сырье.
В импорте сырьевых продуктов наиболее интенсивно возрастает объем химических продуктов (до 80 млрд долл. в 2015 г.).
В экспорте товаров переработки можно отметить рост стоимостных объемов экспорта пищевых продуктов (до 12,8 млрд долл. в 2015 г., или в 2.6 раза по сравнению с уровнем 2007 г.). На фоне относительно небольшого увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции это может свидетельствовать о повышении уровня переработки сырья и возрастании конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности.
Значительно возрастает к 2015 г. экспорт по статье "машины и оборудование" (в 2.6 раза по сравнению с уровнем 2015 г., т.е. до 20 млрд долл.). Такой результат основывается на высоком уровне инвестиционной активности в первый период прогнозного цикла, повышением сложности и качества отечественной машиностроительной продукции. Существенный рост экспорта наблюдается и в других видах деятельности машиностроительного комплекса. Стоимостная оценка экспорта транспортных средств в 2015 г. составляет 29 млрд долл., электрических машин 8.7 млрд долл.
В объемах импорта стоит отметить значительный рост ввоза транспортных средств (до 171 млрд долл. в 2015 гРост импорта машин и оборудования, а также электрических машин не столь существенен, что объясняется некоторым уменьшением инвестиционной активности в данном варианте и ростом внутреннего производства по соответствующим видам экономической деятельности.
Отмечается существенный рост импорта продукции текстильного и швейного производства (до 27.5 млрд долл.).






