Тема 3. Учение о лицах

Приступая к изучению данной темы, следует исходить из той особенности римского права, что на протяжении всей его истории не существовало равной правоспособности. В Риме проживали различные категории субъектов права, с правовым положением которых и следует познакомиться студенту. Наибольшее внимание необходимо уделить правовому положению полноправных граждан. Надо знать, какими способами приобреталось римское гражданство, каким образом оно утрачивалось. Необходимо четко усвоить, из каких элементов складывалась полная правоспособность, каким образом она проявлялась в политической области, в частноправовых отношениях, т.е. каково было содержание правоспособности. Студенты должны обратить внимание на вопрос о возникновении и прекращении правоспособности. Надо знать, когда наступало совершеннолетие, допускались ли при этом исключения из общего правила. С правовой точки зрения интерес представляет проблема признания правоспособности зачатого, но еще не родившегося ребенка. При изучении вопроса об утрате правоспособности необходимо учитывать, что существовали разные степени утраты правоспособности. Кроме того, следует иметь в виду, что римскому праву известно ограничение правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Наиболее важные случаи такого ограничения также необходимо представлять.

Студенты должны уметь различать правовое положение свободнорожденных и вольноотпущенников. Нужно знать происхождение либертинов, в чем проявлялось ограничение их правоспособности, как с течением времени менялся объем правоспособности вольноотпущенников. Надо обратить внимание на отношения патроната между либертином и его бывшим господином, каково его содержание, каким образом эти отношения прекращались.

При изучении правового положения латинов следует помнить, что существовало несколько категорий латинов, причем правовое положение каждой из них имело специфические особенности. Следует знать, каким образом приобреталось правовое положение латинов, каким образом мог быть осуществлен переход из латинов в римское гражданство или могло иметь место обратное явление.

Значительную категорию населения составляли перегрины. Необходимо знать, как возникало правовое положение перегринов, каково было их положение в публичном и частном праве, каким образом перегрины могли приобрести римское гражданство. Надо обратить внимание на вопрос о том, имели ли место случаи, когда на перегринов распространялись нормы цивильного права. Студентам следует знать, как изменилось положение перегринов с принятием закона Каракаллы 212 г.

Значительное внимание должно быть уделено положению рабов. Особенность этой категории населения заключалась в том, что рабы, в отличие от других групп, являлись объектами права, а не субъектами. Необходимо уметь назвать способы приобретения рабского статуса, определить, каково было личное и имущественное положение рабов. Обязательно надо отметить изменения в положении рабов, которые имели место с развитием римского государства и права. Нужно суметь назвать способы освобождения из рабства.

Студенты должны знать, когда в Риме появляется колонат, в чем заключаются особенности правового положения колонов.

Среди субъектов права римские юристы отмечали и юридические лица. Несмотря на то, что юридические лица в Риме были немногочисленны и их правовой статус до конца определен не был, римское право сформулировало некоторые основные черты юридического лица. Поэтому необходимо твердо усвоить, что понималось под юридическими лицами, какие их виды были известны в Риме, какие признаки юридического лица называли римские юристы, каков был порядок возникновения юридических лиц в Риме и содержание правоспособности данных субъектов.

Контрольные вопросы

1. Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического?

2. Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, чтобы раб стал римским гражданином?

3. Римляне называли себя квиритами, а гражданское право римского народа – квиритским. Каково происхождение этих терминов?

4. Какие факторы влияют на уменьшение правоспособности лиц?

5. Какие факторы определяли наличие дееспособности в римском праве?

6. Какие лица по римскому праву состоят под опекой, какие на попечительстве? Являются ли подопечные собственниками своего имущества?

7. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица?

8. Каких прав был лишен перегрин: а) права обладания квиритской собственностью? б) Права наследования имущества? в) Права власти над женой и детьми (manus)? г) Права занятия ремесленной или торговой деятельностью? д) Права переселения из колонии в Рим? е) Права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе?

 

Терминологический минимум


persona

status libertatis /civitatis /familiae

manumissio vindicta /censu /testamento /inter amicos

caput

servus

libertini

latini prisci/coloniarii

peregrini

dediticii

coloni

ius commercii /conubii /migrandi /honorum /suffragii

personae alieni iuris /sui iuris

capitis deminutio maxima /media /minima

universitates

fiscus

collegii

municipes

beneficium


 



Задачи

1. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

2. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

3. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

4. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

5. Римский гражданин заключил договор продажи на свое поместье, но, не успев получить за него деньги, ушел на войну и попал в плен. Может ли получить деньги, следующие ему по этому договору, его сын, живший вместе с отцом? Его жена?

6. Цицерон был изгнан из Рима за убийство по его приказу сторонников Катилины, а на его имущество были назначены торги с аукциона. Его согласились принять общины Киликии, где он в свое время неплохо управлял в качестве наместника римского народа. Мог ли он, находясь в изгнании, выкупить свои собственные поместья? Мог ли он вернуть свои поместья, возвратившись из изгнания?

7. Став императором, Марк Ульпий Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? землю?

8. Император Клавдий предоставил права римского гражданства галльскому племени эдуев. Смогут ли после этого вожди эдуев стать римскими сенаторами?

9. Завоевав Египет, император Октавиан Август учредил для управления им должность префекта. Какой гражданский статус получили египтяне, судя по этому акту императора? Могли ли жрецы египетской богини Исиды из г. Саиса основать храм этой богини в Риме?

10. В начале нашей эры жители Иудеи не раз поднимали восстания против римского владычества, которые были жестоко подавлены римлянами. Один богатый иудей, боясь расхищения своего имущества после подавления восстания Симона Бар-Кохбы в 125 г., составил завещание, в котором половину своих богатств отказал сыновьям, а половину – императору Адриану. Однако наместник Сирийской провинции, в состав которой входила Иудея, конфисковал его имущество в пользу императорской казны – фиска. Мог ли иудей рассчитывать на возвращение сыновней половины имущества по суду?

Тема 4. Семейное право

Приступая к рассмотрению данной темы, следует уяснить понятие римской семьи. Необходимо знать, кто может создать римскую семью, что лежит в ее основе, является объединяющим фактором. Особое значение для уяснения семейных отношений в Риме имеет знакомство с двумя видами родства: агнатическим и когнатическим. Надо усвоить, какое из них стояло на первом плане в римской семье, менялось ли положение вещей в этом вопросе с развитием права, если да, то каким образом.

Надо знать, каково было положение в семье paterfamilias, что означал этот правовой статус, кто находился под властью домовладыки. В связи с этим необходимо представлять, какие лица в семье именовались «лицами своего права» и какие «лицами чужого права». Надо также представлять, каким образом можно было освободиться от власти домовладыки, какой вид родства в этом случае прекращался и какой сохранялся.

Знакомство с браком следует начать с определения Модестина, назвавшего его союзом мужа и жены. Далее необходимо уяснить, что существовало две формы брака: cum manu и sine manu.

Римскому праву были известны некоторые условия, соблюдение которых было необходимо для заключения любой формы брака. Надо четко представлять себе эти условия. Однако порядок заключения брака был различен. Cum manu являлся формальным браком и мог быть заключен одним из трех способов, знание которых необходимо. Sine manu в отличие от cum manu был браком неформальным и заключался путем вхождения жены в дом мужа без каких-либо формальностей. Однако такой способ заключения брака не должен служить основанием для признания его сожительством, не имеющим юридических последствий. Студенты должны четко представлять себе это. Следует обратить внимание на тот факт, может ли брак sine manu перейти в брак cum manu.

Необходимо тщательно разобраться с вопросом о личных и имущественных отношениях супругов; знать, каким образом на эти отношения влияла форма брака.

Важно обратить внимание на приданое, уяснив, с какой целью оно устанавливалось, кем и кому передавалось, каковы были права мужа на это имущество, какова была судьба приданого в случае прекращения брака. Кроме того, необходимо помнить, что помимо приданого существовал брачный дар и осознавать его отличия от приданого.

Отличительной чертой римского брака классического периода является свобода развода. Студенты должны знать, кто из супругов мог требовать развода, зависело ли осуществление развода от формы брака. Надо также знать, существовали ли в римском праве какие-либо препятствия для повторного вступления в брак.

Студентам следует обратить внимание на законодательство императора Августа, стремившегося укрепить брачные связи. В то же время следует помнить, что Август признавал конкубинат – сожительство с намерением установить брачные отношения. Нужно иметь представление о юридических последствиях такого союза.

Большое значение для характеристики семейного права имеют отношения детей и родителей. Поэтому студенты должны иметь представление о том, какими были правоотношения между детьми и отцом, с одной стороны, и детьми и матерью, с другой. При этом следует обратить внимание на тот факт, каким образом форма брака влияла на правоотношения детей и родителей. Римскому праву были известны усыновление и узаконение детей, поэтому необходимо знать, когда такие случаи имели место, как они осуществлялись и какие последствия влекли за собой.

Студенты должны знать, в каких случаях устанавливалась опека, каково было правовое положение опекуна, с одной стороны, и подопечного, с другой. Необходимо также иметь представление о том, какие меры могли быть приняты к недобросовестным опекунам, в каких случаях опекун мог отказаться от своих обязанностей, допускалось ли коллегиальное опекунство, когда прекращалась опека. Особо следует остановиться на вопросе об опеке над женщинами.

Римскому праву было известно также попечительство. Необходимо знать, чем оно отличается от опеки, когда имеет место, в чем заключается.

 

Контрольные вопросы

1. Чем отличалось агнатическое родство от когнатического?

2. Какие виды брака существовали у римлян и какие юридические следствия они имели?

3. Какие формы заключения брака знали римляне?

4. Каковы были условия вступления в брак и прекращения брака в Риме?

5. Какие правовые последствия имела помолвка?

6. Какими способами уничтожается агнатическая связь?

7. В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. В чем состоит принципиальное различие этих способов?

8. Какая судьба ожидала женщину, вступившую в сожительство с рабом (своим или чужим)?

9. Возвращается ли приданое женщины, состоящей в браке sine manu при расторжении брака или после смерти жены, или же остается у мужа? Если возвращается, то кому? Имеет ли муж права на какие-либо удержания из приданого? Если да, то чем это определяется?

 

Терминологический минимум


tutela legitima /testamentaria /dativa /impuberum /mulierum

cura furiosi /prodigi

familia

matrimonium

concubina

contubernium

pater familias

patria potestas

adoptio

adrogatio

emancipatio

ius vitae ac necis

in manum mariti

usus

confarreatio

coemptio

sponsio

incestum

divortium

stuprum

dos

donatio


 



Задачи

1. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от сына, живущего вместе с отцом, другой – в семье эмансипированного сына, а третий – был рожден дочерью, состоявшей в "правильном" браке. Какой из внуков находился под властью своего деда?

2. Законодательство императора Августа запрещало внебрачные связи и обольщение свободных женщин. Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, когда их конкубинами становились рабыни или вольноотпущенницы?

3. Завещатель выразил свою волю и в том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался «преданный мне раб Панфил, которого я тем самым отпускаю на волю». Законно ли это?

4. Пленение домовладыки делало его сына полновластным, но возвращение отца из плена все возвращало к прежнему состоянию. Если же отец умирал в плену и это становилось известным, то с какого момента сын считался полновластным – с момента пленения отца или с момента его смерти в плену?

5. По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что будь он полновластным и способным к определению своей судьбы, он никогда не согласился бы с усыновлением. Служило ли такое утверждение основанием для принуждения домовладыки к его эманципации?

6.  С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вступив в сомнительную сделку, полностью разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

7. Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось, однако, так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

8. Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась. Имеет ли в этом случае дарение силу? Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Что думаете по этому поводу вы?

9. В чем состоит различие между сожительством, конкубинатом и правильным браком? Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла: Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и конкубину?

10. Римский историк рассказывает о случае, когда отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право "жизни и смерти" над своими детьми. Законен ли такой поступок? Влечет ли он за собой ответственность? Что было бы, если бы на месте отца оказался муж? Если бы pater familias был дед?

 

Тема 5. Вещное право

 

Важнейшей частью курса является анализ вещного права, поскольку именно оно определяет взаимоотношения лиц по поводу вещей, регулирование которых является главной задачей частного права.

Изучение данного раздела следует начать с уяснения понятия вещи. При этом необходимо разобраться с вопросом о том, почему римские юристы наряду с предметами материального мира признавали вещами и некоторые права, такие как наследство, узуфрукт и т.п.

Рассматривая вопрос о видах вещей, следует понять, что лежит в основе деления, каково практическое значение классификации.

Затем необходимо последовательно рассмотреть отдельные виды прав на вещи, исходя из того, что всякое вещное право представляет собой некую связь лица с вещью и характер этой связи зависит от вида вещного права.

Традиционно первым изучается владение, поскольку исторически оно предшествовало собственности. Однако при этом следует помнить, что владение как самостоятельное вещное право является институтом преторского права, именно в данной правовой системе оно получило свое оформление и развитие.

Определенную трудность у студентов вызывает усвоение понятия владения. Важно знать, почему оно складывается из двух элементов, какую смысловую нагрузку несут объективный и субъективный моменты, характеризующие владение. Следует четко различать добросовестное и недобросовестное владение, а также знать, что представляет собой посредственное владение, чем держание отличается от владения.

Достаточно сложным является вопрос о возникновении владения. Важно понять, чем завладение как способ установления владения отличается от оккупации как способа возникновения права собственности. Надо твердо знать, что отсутствие правового титула при возникновении владения позволяет говорить о нем как о факте, а не о праве. Необходимо также знать, как прекращается владение, может ли оно при определенных условиях перейти в собственность.

Большое внимание должно быть уделено вопросу защиты владения. Важно понять, почему претор стал на защиту владельца и положил, таким образом, начало становлению данного вещного права. Следует знать, какое владение подлежит защите, каковы характерные особенности этой защиты. Надо также знать, в каких случаях для защиты владения применялся Публицианов иск.

Большое место при изучении римского права отводится праву собственности, поскольку оно является важнейшим вещным правом, предоставляющим наиболее полную власть над вещью.

Начать изучение данного вопроса следует с истории появления частной собственности. Студенты должны познакомиться с понятием «ager publicus» (общее поле), разобраться с вопросом о том, какие законы и реформы способствовали становлению и развитию частной собственности на землю.

Характеристику права собственности следует давать исходя из представления о нем римлян как о наиболее полном, почти абсолютном господстве лица над вещью. Однако следует помнить, что одновременно с появлением права собственности устанавливаются и его ограничения. Наиболее распространенные приведены еще в Законах XII таблиц и студентам следует познакомиться с ними, а также выяснить, какие новые ограничения появляются с течением времени.

Довольно сложным является вопрос о содержании права собственности. В этой связи студенты должны познакомиться с точками зрения по этому вопросу двух крупнейших римских юристов: Павла и Ульпиана.

При изучении вопроса о способах приобретения права собственности следует знать, какое приобретение является первоначальным, а какое производным. Необходимо уметь выделить чисто квиритские способы приобретения собственности и те, которые присущи другим правовым системам (преторскому праву, праву народов). Надо также знать о способах прекращения права собственности.

Рассмотрение вопроса о видах собственности следует начать с квиритской собственности. Здесь важно отметить, чем объясняются специфические способы ее возникновения, каковы характерные черты квиритской собственности, каким образом она защищается. Называя в качестве основного средства защиты квиритской собственности виндикационный иск, необходимо указать, какова его цель, на чем он основан, что должен доказать истец по этому иску в процессе. Необходимо также иметь представление о негаторном иске, знать, в каких случаях он предоставлялся собственнику, какие доказательства должен представить истец.

Студенты должны хорошо знать, с чем связано появление бонитарного обладания (т.н. «преторской собственности»), какую роль при этом сыграли принципы доброй совести, справедливости. Необходимо четко представлять, в чем заключаются отличительные признаки бонитарного обладания, не позволяющие назвать его правом собственности в полном смысле этого слова. Необходимо сопоставить собственность по праву квиритов и бонитарное обладание, отметив общие черты и особенности. Интересным является вопрос о столкновении интересов квиритского собственника и бонитарного обладателя, на чьей стороне в этом случае выступает римское право.

Непростым является вопрос о защите бонитарного обладателя. Особенно плохо студенты усваивают способ защиты с помощью включения в формулу иска эксцепции. Поэтому надо тщательно разобраться с этим вопросом, усвоить, какие возражения могли быть использованы для защиты бонитарного обладателя. Необходимо также знать, каково значение Публицианова иска, чем он отличается от виндикационного и что общего между ними, какая фикция включалась в формулу при предъявлении этого иска, какую роль эта фикция играла. Надо иметь представление о том, что означает «голое право» квиритского собственника.

Кроме указанных видов собственности, в римском праве выделялись еще два вида: собственность провинциальная и собственность перегринская. Студенты должны знать, какую собственность называли в Риме провинциальной, кому она принадлежала, в чем ее специфичность, каким правом регулировались отношения по поводу этой собственности. Применительно к собственности перегринов необходимо знать, кто мог быть субъектом этого права и что могло быть объектом данного права. Интересным является вопрос о том, каким правом регулировались отношения перегринов и квиритов в случаях совершения между ними сделок.

С ограничениями права собственности тесно связан вопрос о сервитутах как правах пользования чужими вещами. Появление сервитутов объясняется развитием частной собственности на землю, с одной стороны, и с представлением о ней как коллективной собственности, с другой. Важно понять, чем сервитуты отличаются от других видов ограничений права собственности, почему сервитутное право рассматривается как самостоятельное вещное право, в чем сущность этого права. Необходимо уяснить, какие сервитуты относятся к вещным, какие к личным, которые из них появились раньше, в чем принципиальное отличие между этими двумя видами. Надо уметь дать характеристику отдельных сервитутов, уделив при этом наибольшее внимание узуфрукту как самому обширному праву пользования чужой вещью. Следует определить права и обязанности узуфруктуария, уяснить, что может быть предметом этого сервитута, кто является собственником плодов и кто собственником самой вещи. Студенты должны знать основные правила классической теории сервитутов, каким образом устанавливаются сервитуты, как они защищаются. Далее необходимо изучить вопрос о том, с чем связано появление новых видов прав пользований чужими вещами: суперфиция и эмфитевзиса. Надо уметь провести различие между ними, определить права суперфициария и эмфитевта, знать способы установления этих прав и способы их защиты.

 

Контрольные вопросы

1. Как истолковать следующую сентенцию: «Когда мы назначены наследниками, к нам после принятия наследства переходят все права. Владение, однако, не касается нас, если не будет захвачено естественным путем» (Д. 41.2.23)?

2. В чем состоит принципиальное различие между правом собственности и владением? Можно ли оспорить утверждение, что между ними «ничего общего»?

3. Почему говорят, что право частной собственности есть «наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами», но избегают говорить «абсолютное»?

4. Чем отличается петиторный иск от негаторного?

5. В каком случае испугавшаяся волков и отбившаяся от стада лошадь, станет чьим-либо владением?

6. Как различаются владельческие права собственника и узуфруктуария?

7. Каковы правомочия обладателей прав на чужие вещи?

8. Какие обстоятельства влекли прекращение сервитута?

9. Чем отличался сельский предиальный сервитут от узуфрукта на земельный участок соседа?

 

Терминологический минимум


res sacrae /religiosae /publicae /privatae /in commercio /extra commercium /mancipi /nec mancipi /species/genera /corporales /incorporales /derelictae

fructus pendentes /separati /percepti /consumpti

possessio civilis /naturalis /bonae fidei

detentio

interdicta adipiscendae /retinendae /reciperandae possessionis

traditio symbolica /brevi manu

dominium ex iure Quiritium

occupatio

usucapio

res habilis, titulus/ fides, possessio, tempus

alluvio

specificatio

accessio

longi temporis praescriptio

mancipatio

in iure cessio

actio Publiciana

servitus

usufructus

usus

habitatio

superficies

emphiteusis

vectigal


Задачи

1. Депозитарий выразил намерение приобрести в собственность вещь, переданную ему на хранение. Поклажедатель согласился и принял деньги. Нуждается ли такое соглашение в формальной передаче вещи, чтобы сделаться законным?

2. Собственник сданного в аренду дома потребовал немедленного выселения арендатора под тем предлогом, что дом ему нужен для срочного переоборудования под торговую лавку. Арендатор возражал на том основании, что контрактом срок аренды не установлен, потребовал себе от претора интердикт о защите права владения. Будет ли его требование удовлетворено?

3. После смерти отца сын унаследовал в числе прочего имущества и владельческую землю. Каким является это приобретение – первоначальным или производным? До наступления срока приобретательской давности означенному владению недостает несколько месяцев. Может ли оно быть отобрано третьим лицом? Будет ли сыну-наследнику зачтен владельческий срок отца или его надо начинать сначала?

4. Двое римских граждан купили в складчину раба. В каких долях будет состоять собственность: реальных или идеальных? Каким образом идеальную долю можно превратить в реальную и наоборот?

5. Некто заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более выгодный заказ – изваять портрет императора. Не имея под рукой подходящего материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев скульптуру из своего материала, потребовал ее себе, заявляя, что заплатит за нее столько же, сколько обещал за портрет жены. Скульптор, которому это было невыгодно, возражал, ссылаясь на то, что собственником изделия нужно считать мастера, "вдохнувшего в безжизненный камень душу". Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит "грубая материя". Как решили бы спор римские юристы?

6. Выяснением каких правовых оснований займется суд в случае, когда известен владелец и именно к нему обращен виндикационный иск. Обязан ли суд устанавливать основание владения или основания вчинения иска?

7. Будет ли действительной сделка, связанная с передачей вещи, в том случае, когда передающий считал, что он дает вещь взаймы, а принимающий думал, что он получает вещь в подарок?

8. Некий гражданин, уезжая в провинцию, куда он был назначен на высокую должность, передал своему приятелю ценный подарок для вручения их общему другу, будущему юбиляру. Случилось так, что этот друг, не дожив до юбилея, скоропостижно скончался, и подарок так и не был вручен. Сделается ли приятель, у которого на руках остался предназначенный другому подарок, собственником этой вещи по приобретательской давности?

9. Юристу Яволену принадлежит сентенция: "От имущества мы ждем более всего пользы, поэтому то, что причиняет вред, – не имущество". Справедливо ли это суждение?

10. Некий гражданин приобрел статую Юпитера, но не оговорил при этом, что покупает ее вместе с пьедесталом. Может ли он, увидев в мастеской скульптора купленную статую на гранитном пьедестале, требовать выдачи пьедестала вместе со статуей?

11. Семпрония после смерти мужа находилась под опекой деверя. Будучи проездом в окрестностях Рима, она продала принадлежащую ей упряжку волов местному жителю Винтидию Бассу, не знавшему о том, что Семпрония находится под опекой. Тот немедленно отдал эту упряжку в аренду Муцию Пию. Спустя три года опекун Семпронии потребовал от Басса вернуть упряжку, но тот умер, не успев оспорить это требование или исполнить его. Басс не оставил после себя завещания и не имел наследников по закону. Тогда опекун потребовал возврата упряжки от Муция. Тот отказался это сделать, сославшись на то, что он стал ее собственником по давности владения. Какова должна быть дальнейшая судьба этой упряжки?

12. Дикий олень, раненый клейменой стрелой, сумел все же убежать, но почти тотчас же был застрелен другим охотником. Кто будет владельцем добычи?

13. Чужая меченая овца приблудилсь к чужому стаду и паслась на чужом лугу все лето. В конце концов она была отыскана хозяином. Вправе ли он набросить на нее веревку и увести к себе, невзирая на протест владельца? Имеет ли значение тот факт, что владение было ненасильственным и открытым? Может ли быть принято во внимание встречное требование о возмещении убытков, связанных с охраной овцы, ее прокормом и т.п.?

14. Как определить правовое положение депозитария, т.е. лица, которому кто-либо передает свои вещи на хранение, если учесть, что хранение чужих вещей есть его профессиональное занятие: владелец или держатель? Чем владелец отличался от держателя?

15. Действуя по поручению домовладыки, сын оккупировал пустующую землю и присоединил ее к своему пекулию. Через год домовладыка умер, и сын унаследовал имущество фамилии. С какого момента будет исчисляться давностный срок в отношении владельческой земли – с момента завладения или со смертью отца?

16. Собственник оккупированной земли объявился ранее истечения срока приобретательской давности, но согласился с предложением владельца о продаже ему земли. Вправе ли покупатель требовать уменьшения покупной цены вследствие сделанных им улучшений (осушение, ограждение и т.п.)?

17. Продолжите сентенцию Папиниана "Мы приобретаем владение...", выбрав продолжение из следующих вариантов: а) телесным воздействием на вещь, б) по уговору, в) волей владеть, г) по необходимости и против воли, д) ради какой-либо посторонней выгоды.

18. В эпоху республики Гай Марий продал Луцию Целию лошадь, которая на следующий день посчле продажи и передачи ее покупателю сбежала назад к прежнему хозяину. Каков будет результат обращения Луция Целия за защитой преторского интердикта?

19. Тит самовольно, по сговору с управляющим, вселился в дом, являющийся собственностью Гая. Через некоторое время туда прибыл Марек, арендовавший часть здания у Гая, и попытался реализовать свое право пользования. Тит обратился к претору за интердиктом против нарушения его владения со стороны Марка. Каков будет исход дела?

20. Гай взял у Тита до востребования повозку. Спустя семь месяцев Тит самовольно увез эту повозку к себе на двор. Гай обратился за защитой к претору. Каков будет результат?

Тема 6. Наследственное право

 

Подготовку следует начать с понятия «наследование». Надо уяснить, какое наследование является универсальным, какое сингулярным. Следует помнить, что в Риме существовали две системы наследования: по цивильному и по преторскому праву. Надо знать, в чем принципиальное различие между ними. Необходимо ясно представлять себе, какие формы наследования были известны римскому праву, какое наследование оформилось раньше: по закону или по завещанию. Надо знать, могли ли оба порядка наследования действовать одновременно.

Студенты должны четко представлять, что такое наследование по закону, какой круг наследников признает римское право, какому виду родства (агнатическому или когнатическому) при этом уделяется больше внимания, как с течением времени меняется положение вещей.

Изучение наследования по завещанию необходимо начать с определения завещания, данного в Дигестах. Надо знать, что включало в себя содержание завещания, каким требованиям должно отвечать завещание, чтобы иметь законную силу. Необходимо представлять, что такое активная и пассивная завещательная правоспособность. Студенты должны знать, какие формы завещания существовали, отличается ли завещание, совершаемое перед народным собранием, от завещания, совершаемого перед готовым к походу войском; в чем заключается недостаток этих форм. Надо знать, какое преимущество имело завещание, совершаемое посредством манципации, и в чем его недостаток. Необходимо уяснить, когда появляется письменная форма завещания и что она собой представляет.

Студенты должны иметь представление о том, когда и какие публичные формы завещания появляются в римском праве, какие специальные формы завещания существовали, чем объясняется отступление от общих правил. Надо знать, что такое подназначение наследника, в какой форме и с какой целью это осуществлялось. Надо назвать обстоятельства, которые приводили к утрате завещанием силы.

Значительное внимание следует уделить завещательным отказам. Необходимо разобраться с понятием легатов, знать, какие виды легатов существовали, какой характер носило преемство легатария, имел ли он обязательное право требовать от наследника исполнения воли завещателя, в чем заключается недостаток такой формы осуществления завещательного отказа.

Второй формой завещательных отказов были фидеикомиссы. Надо уметь отличать их от легатов, знать, когда мог быть установлен фидеикомисс, на кого он мог быть возложен, каким образом фидеикомисс из сингулярного преемства превращается в универсальное. Значительное распространение легатов и фидеикомиссов привело к их ограничению. Студенты должны знать, что такое фальцидиева четверть. В заключение следует остановиться на вопросе о том, в каких случаях и кто мог заявить иски о наследстве.

 

Контрольные вопросы

1. По смерти наследодателя, не оставившего завещания, не оказалось законных наследников, и на наследство стали претендовать дальний родственник умершего и его эманципированный сын. Кому отдаст предпочтение претор?

2. Некто назначил раба своим наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на волю?

3. Что такое обязательная доля?

4. В чем отличие легата от фидеикомисса?

5. Что такое «сингулярное преемство»?

6. Чем отличались цивильная и преторская системы наследования?

 

Терминологический минимум


successio per universitatem /singularis

hereditas

bonorum possessio

legatum

fideicommissum

sui heredes


hereditas iacens

testamentum calatis comitiis /in procinctu /per aes et libram

substitutio

codicilli

donatio


 






Задачи

1. Некий римский гражданин был назначен наследником своим дальним родственником, умершим бездетным. Наведя справки о наследодателе, он узнал, что тот владел самым роскошным поместьем в Кампании неподалеку от Неаполя и имел немало денег, накопленных благодаря морской торговле с Испанией. Когда завещатель умер, наследник поспешил явиться в поместье и стал его хозяином. Затем он явился в курию Неаполя, чтобы официально оформить вступление в наследство. Совершив формальности, наследник стал изучать бумаги умершего родственника и узнал, что незадолго перед этим тот потерял несколько торговых кораблей и был вынужден заложить поместье. Срок уплаты долга истекал через месяц. Гражданин отправился к магистратам Неаполя и заявил, что отказывается от наследства. Что ему ответили? Тогда он сказал, что не будет платить по долгам, так как не знал об их существовании, Как быть кредиторам? Пока тянулось дело, гражданин узнал, что его умершему родственнику пришло письмо из Азии, в котором старый друг того отказывал крупную сумму. Мог ли гражданин претендовать на эти деньги?

2. Эманципированный сын, желая участвовать в открывшемся после смерти отца наследстве, должен внести в общую наследственную массу: а) только то, что он ранее получил от отца, б) стоимость приданого, которое он дал вышедшей замуж дочери, в) свой воинский пекулий?

3. После смерти наследодателя, не оставившего завещания, не оказалось законных наследников, и на наследство стали претендовать троюродный брат покойного и его эманципированный сын. Кому отдаст предпочтение претор?

4. Некто назначил раба своим наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на волю?

5. В каких случаях число свидетелей, удостоверявших завещание, предписывалось увеличить (или вызвать нотариуса), а в каких дозволялось уменьшать: а) при завещании слепого, глухого, немого, б) во время эпидемии, в) когда наследодатель назначает наследниками всех своих законных наследников, но не в равных долях?

6. Утверждают, что наследование есть преемство прав наследодателя. Какие права имеются в виду: а) все, б) особенные, в) некоторые, г) особо оговоренные в законе или завещании.

7. Некий пожилой римлянин назначил наследником своего эмансипированного сына, давно жившего отдельно, с условием, если тот женится и обзаведется детьми. Когда отец умер, сын вступил в наследование его имуществом, т.к. других детей у отца не было. Однако он не выполнил условия завещания и не обзавелся семьей. По этой причине его дядя, брат отца, потребовал себе имущество умершего, мотивируя это требование тем, что сын: 1) эмансипирован, 2) не выполнил условие завещания, а он, будучи братом, является агнатом покойного и, имея детей, таким образом обеспечит продолжение их рода. Кто выиграет в возникшей тяжбе?

8. После смерти римского землевладельца было вскрыто завещание, в котором он оставил городской дом со всем имуществом своим детям. Но завещание было составлено некоторое время назад и за этот срок домовладыка успел приобрести сельскую виллу, которая оказалась не включена в завещание. На эту виллу заявили претензию семьи братьев и сестер покойного, мотивируя это тем, что они являются агнатами и, следовательно, наследниками по закону. Кому достанется вилла?

9. Римский домохозяин после смерти решил оставить имущество всем членам своей большой фамилии. В ее состав входили его дети, жена, две незамужние сестры и несколько рабов. В завещании он назначил наследниками сыновей, указав, что оставляет им и их матери имущества. На оставшуюся четверь он не оставил завещания, полагая, что она достанется сестрам как его законным наследницам. Правильно ли он выразил свою волю?

10. Умерший домохозяин оставил завещание, в котором помянул всех своих детей и ближайших агнатов. Но к моменту вступления в наследство его старший брат также умер. На его долю наследства заявили претензию его дети, племянники завещателя. Возникла тяжба между детьми обоих братьев. Каковы аргументы сторон в этой тяжбе? Кто победит в споре за наследство?

11. После смерти домовладыки ему по закону наследовали четверо детей. Один из сыновей был эмансипирован, и поразмыслив, отказался от своей доли наследства? Почему оно могло быть ему невыгодно? На эту долю стал претендовать племянник покойного, сын его брата. Первоначальные наследники, два брата и сестра, уже поделили имущество и их двоюродный брат обратился к претору за помощью. Получат ли поддержку его претензии?

12. Один из полководцев Юстиниана погиб, оставив родственникам большое наследство. Оно должно было быть поделено между ними по закону. Его женой была пленная славянка, которую не очень жаловали родственники мужа из-за неродовитости и отсутствия приданого. В число претендентов на наследство входили три сына и две дочери умершего, его родители, два его родных брата. Какую долю получит вдова погибшего?

13. Завещатель обязал наследовавшего его имущество сына ежегодно выплачивать 2000 сестерциев на содержание семьи небогатого младшего брата наследодателя, т.е. его дяди. Через два года наследник умер, оставив имущество своей жене и детям. Сохранится ли денежная поддержка бедного родственника?

14. Завещатель обязал наследников отдать одно из своих поместий своему незаконному сыну от рабыни, которого он сделал свободным римским гражданином, помог жениться и который имел двух детей. Однако, отправляясь для осмотра поместья после смерти отца, этот молодой человек упал с лошади, разбился и умер. Получат ли поместье его сыновья?

15. В завещании Авла Агерия было указано, что он лишает наследства своего сына Гая за публичное оскорбление отца и завещает все свое имущество своему другу Квинту Волузию. Спустя два года Авл Агерий отменил свое завещание. После смерти Авла Квинт Волузий подал иск против Гая, заявляя о том, что завещание не могло быть отменено в одностороннем порядке без его собственного согласия и, следовательно, должно быть исполнено. Прав ли истец?

16. Римские граждане Авл Агерий и Марк Манилий договорились о том, что Агерий предоставит Манилию определенную денежную сумму на поддержание в должном состоянии принадлежащего Манилию поместья, а тот взамен составит завещание, по которому Агерий является его наследником в равной доле с единственным сыном Манилия, что и было сделано. Через двенадцать лет, находясь при смерти, Манилий отменил свое завещание и скоропостижно скончался. Агерий предъявил сыну Марка Манилия иск об истребовании наследства. Он ссылался на то, что, не возвратив указанную денежную сумму, Марк Манилий не имел права отменить завещание. Каково будет решение по этому делу?

17. В период правления императора Траяна актер Мнестр был назначен наследником всего имущества по завещанию Гая Целия. Единственный родственник завещателя, его полнородный брат Луций Целий, подал иск с целью признания завещания недействительным. Правомерен ли данный иск?

18. Корнелий Приск умер, оставив наследство своим сыновьям – Гаю и Марку, а также Луцию и Титу – внукам от умершего ранее третьего сына, Публия. Как будет осуществлен ими раздел имущества при наследовании по закону согласно Новеллам Юстиниана, если Гай отказался от принятия наследства, при том, что актив наследства оценивается в 12000 солидов?

19. Как будет осуществляться раздел наследства при наследовании по закону согласно Новеллам Юстиниана, если после смерти наследодателя остались только его дед по отцу, дед и бабка по матери и жена?

20. После смерти наследодателя остались его престарелая жена-бесприданница и два взрослых, сына Марк и Квинт, каждый из которых также имел по два ребенка. Удрученный смертью отца Квинт скончался в день его похорон от сердечного приступа, не успев вступить в права наследования. Как будет осуществляться раздел наследства согласно Новеллам Юстиниана?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: