Методические рекомендации

Приступая к изучению материала данного занятия, студенты должны уяснить сущность обязательства, данного в Институциях Юстиниана. Надо разобраться с тем, что римляне понимали под правовыми узами, связывающими должника и кредитора, каким образом должно быть исполнено обязательство. Следует также познакомиться с определением содержания обязательства, данного известным римским юристом Павлом. С понятием «содержание обязательства» не следует путать предмет обязательства, т.е. тот объект, на который оно распространяется. Следует отметить и сравнить основные черты обязательственного права древнего и классического периодов.

Необходимо знать, какие виды обязательств различали в римском праве. Надо уметь показать сущность цивильных и преторских обязательств, натуральных обязательств. Необходимо сравнить обязательства простые и сложные, делимые и неделимые. Надо иметь представление об альтернативных обязательствах.

Студенты должны знать, что такое множественность лиц в обязательстве, каким образом это влияет на порядок исполнения обязательства. Важным является вопрос о замене лиц в обязательстве. Надо знать, в каком случае это могло иметь место. Следует представлять, что такое новация, какие причины вызывали ее, к каким последствиям она приводила. Необходимо иметь представление о цессии как уступке требования. Надо знать, кто такой когнитор, какие права и обязанности на него возлагались, в каком объеме.

Значительное внимание студенты должны уделить вопросу об обеспечении обязательств. Надо знать, какие средства обеспечения обязательств были известны римскому праву. Одним из этих средств являлся задаток. Надо четко представлять, что это такое, какую роль он играл, когда он приобрел характер штрафа. Студенты должны знать, что такое неустойка, в какой форме она устанавливалась, какие выгоды от нее получал кредитор. Римскому праву было известно и поручительство. Поэтому надо знать, как оно устанавливалось и какую играло роль. Наконец, тщательному изучению должен подвергнуться вопрос о залоге. Надо уметь объяснить значение залога, показать, какие формы залога были известны римскому праву. Студенты должны хорошо усвоить сущность фидуции, знать, какие права на закладываемую вещь получал кредитор, какие гарантии предоставлялись должнику для получения залога обратно, в чем заключался недостаток данной формы залога. Несколько позднее появляется пигнус как более совершенная по сравнению с фидуцией форма залога. Студенты должны знать, в чем заключается преимущество пигнуса перед фидуцией и его обеспечительная сила; также следует отметить присущие пигнусу недостатки. Далее следует уяснить, каким образом пришли к более совершенной форме залога – ипотеке. Необходимо отметить ее отличие от первых двух форм. При этом надо показать, как постепенно ипотека на движимые вещи перешла к ипотеке на недвижимость. Следует обратить внимание на иск Сервиана, показав его значение для утверждения ипотеки.

Студенты должны четко представлять основания возникновения обязательств. При этом обязательствам из договоров должно быть уделено особое внимание по двум причинам: договор являлся важнейшим источником обязательств в Риме; именно договорные отношения были наиболее полно восприняты последующими правовыми системами.

Уяснив сущность договора, необходимо тщательно разобраться с условиями действительности договора. Особое внимание следует обратить на такой элемент договора, как соглашение и в связи с этим отметить значение воли для сделки. Надо уяснить, какое значение в римском праве придавали соответствию воли и волеизъявлению, какие последствия влекло за собой расхождение между ними. В связи с этим следует подробно разобраться с такими случаями искажения воли, которые были вызваны заблуждением, обманом и насилием. Студенты должны разобраться и с другими условиями действительности договора, такими как законность, определенность содержания договора и т.д.

Достаточно важным является вопрос о личном участии в заключении договора. Следует знать, допускалось ли представительство, можно ли в качестве представителей рассматривать подвластных или рабов. Большое внимание должно быть уделено вопросу о каузе (цели, ради которой заключается договор). Необходимо уяснить значение каузы, возможно ли существование договора без нее.

Значительное внимание римское право уделяло месту и времени исполнения договора. Студенты должны уметь объяснить, чем это было вызвано, каким образом следовало действовать, если в договоре не оговаривались эти положения, какие санкции применялись к стороне, просрочившей исполнение обязательства.

Надо также обратить внимание на вопрос о том, почему договоры в древности назывались сделками строгого права, какую роль при их заключении играл формализм, что означает буквальное применение договора, в чем выразились отступления от этого правила в классический период. Приступая к изучению данного раздела курса, следует твердо усвоить, что римское право проводило четкую грань между контрактами и пактами. Студенты должны знать принципиальное различие между этими видами договоров. Необходимо также точно знать, какие контракты составили замкнутую систему, сформировавшуюся в классический период.

Уяснив, что лежит в основе деления контрактов на виды, необходимо приступить к характеристике видов, а также отдельных наиболее важных контрактов. Рассматривая вербальные контракты, студенты допускают ошибку, отмечая лишь устный характер этих договоров, зачастую не учитывая присущий им формализм. Необходимо четко представлять, в чем это проявляется и какую роль играет для действительности договоров. Надо знать, какие именно контракты относились к вербальным. Особое внимание должно быть уделено стипуляции. Следует знать ее определение, данное в Дигестах. Необходимо отметить односторонний и абстрактный характер этого договора. Надо также обратить внимание на смягчение формализма, присущего стипуляции в классическом праве. Изучая литеральные контракты, следует разобраться с вопросом о том, каким образом через запись в домовые книги возникало обязательство; каким образом записи обновлялись и порождали новые взаимные обязательства.

Следует отметить, когда в Риме появляются долговые расписки: синграфы и хирографы. Надо знать, каково их происхождение, назначение и порядок составления. Для определения сущности реальных контрактов необходимо уяснить значение двух моментов, связанных с заключением этих договоров. Речь идет о соглашении и передаче вещи. Особенно важно обратить внимание на второй момент, отметив при этом, какие действия, кроме непосредственной передачи вещи, влекут за собой заключение договора. Затем следует рассмотреть каждый из известных договоров найма, отметив присущие им особенности. Нужно четко представлять предмет каждого договора найма. Учитывая двусторонний характер договора, следует знать права и обязанности обеих сторон. Нужно хорошо знать, на ком лежит риск случайной гибели вещи. Если речь идет о найме вещей, нужно уяснить, в каких случаях наймодатель отвечает за недостатки сданной внаймы вещи. Важным является вопрос о платеже наемной платы, может ли иметь место ее уменьшение. Надо знать, допускается ли поднаем вещи, какие обязанности при этом остаются на нанимателе. Надо обратить внимание на то, могло ли иметь место отчуждение сданного внаем имущества, прекращался ли при этом договор найма. Применительно к договору найма услуг следует помнить об обязанности личного исполнения договора со стороны нанявшегося, каков порядок оплаты услуг. Применительно к договору подряда необходимо разобраться с вопросом о вине подрядчика. Этот договор следует отличать от купли-продажи и договора найма услуг. Необходимо обратить внимание на один из практически важных случаев применения подряда – случай морской перевозки. При этом необходимо познакомиться с родосским законом о выбрасывании. Изучение договора товарищества следует начать с уяснения цели и содержания контракта, описанного в Институциях Гая. Важно выделить основные элементы договора, вытекающие из определения Гая. Коротко следует остановиться на вопросе о происхождении договора товарищества. Следует отметить виды товарищества, определить, что лежит в основе деления на виды. Применительно к этому контракту важным является вопрос о вкладах со стороны каждого из товарищей. Нужно знать, в чем могут выражаться вклады товарищей, является ли равенство вкладов обязательным условием, являются ли вклады общей собственностью. Очень важен вопрос о распределении прибыли и убытков. Надо знать, влияет ли на это вклад товарищей в предприятие, допускается ли неравномерное участие в прибылях и убытках. Необходимо четко представлять внутренние отношения между товарищами, в чем заключаются их взаимные права и обязанности. Надо также знать, каким образом решается вопрос о риске случайных потерь и убытков. Необходимо иметь представление о том, как строятся отношения между товариществом и третьими лицами. И наконец, каким образом прекращается товарищество. При изучении договора поручения необходимо обратить внимание на его содержание. Следует отметить безвозмездный характер поручения, усвоить, какое преобразование происходит с договором в случае внесения вознаграждения. Студенты должны усвоить, какие виды поручения были известны римскому праву. Следует уметь четко определить права и обязанности сторон, знать, каким образом прекращается этот договор.

Ознакомившись с системой признанных римским правом контрактов, студенты должны знать, что некоторые договоры, оставшиеся за рамками этой системы, тем не менее со временем получили определенный правовой статус. Речь прежде всего идет о квази-контрактах. Говоря о них, лишний раз следует отметить присущий римскому праву формализм, который не позволил некоторым соглашениям занять место среди контрактов. Необходимо знать, что общего квази-контракты имеют с контрактами, чем отличаются от них, какие виды обязательств «как бы из договоров» известны римскому праву.

Студенты должны познакомиться с еще одной группой договоров, которые не вошли в систему римских контрактов, но при их исполнении порождали обязательственные отношения. Речь идет о безымянных контрактах. Надо уметь объяснить, почему они получили такое название. Очень важно определить момент, с которого эти договоры вступают в законную силу. Все безымянные контракты в праве Юстиниана были сведены к четырем типам. Надо уметь назвать их. Более подробно следует изучить такие безымянные контракты, как договор мены и оценочный договор.

Студенты должны иметь представление о таком виде договора, как пакты. Прежде всего, следует разобраться с общим понятием пактов. Надо знать, какие пакты и почему носили название «голых». Нужно уяснить, когда и почему появляются «одетые пакты», чем они отличаются от «голых». Надо уметь назвать виды «одетых пактов», известных римскому праву.

Приступая к изучению данной темы, студенты должны четко уяснить себе, что понималось под деликтом, какие деликты признавались публичными, какие частными, в чем принципиальное различие между ними. Первые деликты, признанные цивильным правом, указаны в Законах XII таблиц. Необходимо познакомиться с ними, а затем разобраться с вопросом о том, чем вызваны изменения обязательств из деликтов. Надо знать, какие именно преобразования произошли с деликтами цивильного права и какие появились новые, преторские деликты. Особо следует остановиться на законе Аквилия: в каких случаях он применяется непосредственно, в каких дело рассматривается по аналогии с этим законом. Так же как и контракты, деликты образовали замкнутую систему, что привело к появлению определенной группы квазиделиктов. Необходимо знать известные римскому праву квазиделикты, уметь провести различие между ними и деликтами, отметить общие моменты.

 

Контрольные вопросы:

1. Основания возникновения обязательств.

2. Что такое кустодиа, чем отличалась от дилигенции?

3. Основное отличие пигнус от ипотеки?

4. Что такое солидарные обязательства?

5. В чем отличие контрактов и пактов в римском праве? Как назывались стороны договора займа, ссуды и хранения?

6. Как решался вопрос о риске случайной гибели предмета договора в каждом из важнейших реальных контрактов?

7. Почему договоры займа, ссуды и хранения называются реальными? На кого возлагался риск случайной гибели купленной вещи?

8. По каким признакам можно отличить договор аренды от договора найма вещи?

9. Консенсуальные контракты возникают из простого соглашения сторон. Каков способ их расторжения?

10. Чем отличается договор найма услуг от договора найма работы?

11. Что такое “львиное товарищество”?

12. Чем отличается римская societas от юридического лица? Какие черты отличают римские деликтные обязательства от договорных?

13. Каковы условия и принципы возмещения имущественного вреда по закону Аквилия?

14. Что такое ноксальная ответственность?

15. Что такое вина и какие ее формы выделяли римские юристы?

16. Подлежал ли удовлетворению в римском праве моральный ущерб?

 

Терминологический минимум


obligatio

sponsio

nexum

dolus

culpa levis /lata

vis maior

mora

fidepromissio

fideiussio

fiducia

pignus

hypotheca

solutio

compensatioconfusio

novatio

commodatum

mutuum

depositum

emptio-venditio

locatio-conductio

societas

mandatum

pactum

negitiorum gestio

delictum

furtum

rapina

iniuria


 

Задачи:

1. Некто был вынужден к заключению невыгодной для себя сделки под влиянием угроз и сильного страха перед контрагентом. Когда это обнаружилось, виновного наказали штрафом в четырехкратном размере причиненного им ущерба. Сохранила ли силу заключенная сделка? Что понимать под "сильным страхом" – страх потерять уважение родителей, соседей, страх смерти или физического воздействия?

2. По какой причине согласие, данное вследствие заблуждения, недействительно: а) сделка оказалась явно убыточной, б) противоречит доброй совести и справедливости, в) отсутствует воля стороны на совершение сделки.

3. Можно ли отнести к нечестным контрагентам того, кто: а) стремится уплатить менее должного, б) не платить потому, что не знает, кому и сколько он должен уплатить, в) оттягивает уплату долга, руководствуясь своей выгодой.

4. Кредитор принял в залог овцу, которая оказалась больной и заразила все его стадо. Может ли кредитор заявить иск должнику о возмещении вреда? Будет ли принята эксцепция должника, что овцу выбирал сам кредитор?

5. Во всех случаях, когда срок уплаты долга не обозначен, исполнение следует совершить: а) по усмотрению кредитора, б) по усмотрению должника, в) немедленно.

6. Вины нет, если: а) не было злого умысла, б) лицо действовало как заботливый и внимательный хозяин, в) исполнению помешал случай, например: пожар, ураган и т.п.

7. Во время набега шайки беглых рабов на римский городок была разграблена и сожжена местная гостиница. Ее хозяин по счастливой случайности остался в живых, но против него был возбужден ряд исков постояльцами, в результате этих событий лишившимися своего имущества и требующими от него возмещения ущерба. Правомерны ли эти иски? Тиций приобрел вещь у владельца-несобственника, догадываясь об этом по некоторым приметам. Но он надеялся на то, что приобретательская давность сделает его собственником ранее, чем будет обнаружена недобросовестность продавца. Основательны ли его надежды?

8. Плодами как результатом плодоносящей вещи пользуется собственник либо тот, кому он уступил вещь внаем или в аренду. Какие из ниже перечисленных вещей не могут считаться "плодами": молоко, мясо, фрукты, валежник в лесу, выкорчеванное на арендованном участке дерево, добываемая в рудниках руда?

9. Кого из нижеперечисленных лиц можно считать платежеспособным: а) кто по своему материальному положению способен выполнить взятое на себя обязательство, б) кто обещает исполнение, если ему будет представлена рассрочка, в) кто обещает расплатиться, как только получит ожидаемое наследство, г) кто клянется уплатить всю сумму, но не сразу?

10. Что следует считать ошибкой, порочащей договор: а) сказано не то, что хотел сказать, б) не сказал то, что, быть может, самое главное для договора, в) думал, что подарок, а оказалось, что купля-продажа, г) думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом?

11. Гай заключил с Титом договор купли-продажи, по которому последний должен был поставить из Египта пять кораблей с определенным объемом пшеницы. По дороге корабли затонули во время шторма. Покупатель заявил, что он не будет платить деньги, пока не получит товар. Продавец подал в суд. Каково будет судебное решение?

12. В период правления императора Юстиниана по просьбе крупного хлеботорговца банкир расплатился с подрядчиком за постройку дома для этого купца. Взамен он получил расписку с обязательством торговца вернуть эту сумму. В качестве добавочного пункта соглашения было указано обязательство выплатить максимально возможный по таким кредитам процент. При производстве платежа возникли разногласия по поводу процентовы. Должник настаивал на 6% годовых, а кредитор – на 8%. Кто из них прав?

13. Гай взял заказ на постройку корабля для Сей, включив в смету стоимость необходимого материала, который он закупал полностью самостоятельно. За ночь до сдачи работы на верфи случился пожар и корабль сгорел. Заказчик отказался оплатить работу, сославшись на неполучение им результата. Правомерен ли этот отказ?

14. Из предоставленного заказчиком материала ювелир сделал ожерелье. Ночью в его доме случился сильный пожар. После тушения выяснилось, что в огне изделие ювелира вернулось к исходному состоянию слитка металла. Заказчик отказался оплатить работу и потребовал вернуть ему металл. Правомерно ли это требование?

15. Виноват ли римский гражданин, который из озорства напугал пасущуюся на лугу чужую корову, если корова, испугавшись, бросилась бежать и сломала себе ногу? Относится ли этот поступок к деликтам? Какая ответственность может наступить за его совершение?

16. Виноват ли римский гражданин, который, увидев прикованного к дереву тяжелобольного раба, из жалости и сострадания освободил его от оков, а раб убежал? Имел ли место в данном случае деликт и какого вида? Какая ответственность ждет доброго прохожего?

17. Будет ли отвечать врач, если он по просьбе смертельно больного человека, которого ожидала мучительная смерть, дал ему лекарство, от которого наступает смерть безболезненная? Можно ли считать такой поступок деликтом?

18. Живший при императоре Константине римский гражданин Гай заключил договор с Сеем о продаже последнему лошади. После получения Гаем покупной цены, но еще до момента традиции лошади она была нечаянно изуродована Титом. Мог ли Сей подать против Тита иск, исходя из закона Аквилия?

19. Громкий крик Марка испугал лошадь, она понесла и рухнула с моста в пропасть. Должен ли Марк нести ответственность по закону Аквилия?

20. Гай и Сей украли у Сульпиция вещь стоимостью 5000 сестерциев и продали ее Луцию за 2000 сестерциев. Сумму какого размера сможет получить Сульпиций после подлачи всех положенных ему как потерпевшему исков?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: