Б2.5 «ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Профиль программы | «Психология профессионального образования» |
Автор(ы): | канд. психол. наук, доцент, доцент | Д.Е. Щипанова |
Одобрена на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от «___» ____ 2018 г. №___.
И.о. заведующего кафедрой | Д.П. Заводчиков |
Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ППО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2018 г. №___.
Председатель методической комиссии | Н.О. Садовникова |
Екатеринбург 2018 |
СОГЛАСОВАНО: |
| |||
И.о. заведующего кафедрой психологии образования и профессионального развития | доцент, канд. пед. наук | Д.П. Заводчиков | ||
Цели и задачи прохождения практики
Целью прохождения практики «Преддипломная практика» является теоретический анализ, организация эмпирического исследования и сбор данных по теме выпускной квалификационной работы;
|
|
Задачи:
· систематизация, закрепление и расширение полученных за весь период обучения теоретических и практических знаний в области психологии;
· овладение основами методологии и частными методиками научного исследования при решении разрабатываемой в выпускной квалификационной работе проблемы;
· работа с научными источниками отечественных и зарубежных авторов по теме выпускной квалификационной работы;
· составление развернутого плана-проспекта дипломной работы;
· сбор необходимой и достаточной научной, научно-методической, эмпирической информации для выпускной квалификационной работы;
· участие в междисциплинарных психолого-педагогических мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
Место практики в структуре образовательной программы
«Преддипломная практика» относится к Блоку 2 «Практики» вариативной части учебного плана ОПОП ВО и связана с формированием навыков молодого специалиста, способного самостоятельно решать конкретные задачи.
Вид(ы) практики: Производственная
Способ(ы) проведения практики: Стационарная; Выездная;
Форма(ы) проведения практики: Дискретно (по видам практик);
Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по дисциплинам базовой и вариативной частей программ подготовки бакалавров.
Теоретической основой для практики являются в основном общепрофессиональные дисциплины и дисциплины направленности.
3. Перечень планируемых результатов обучения
при прохождении практики
|
|
Практика направлена на формирование следующих компетенций:
· ОК-1 (способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции);
· ОК-2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции);
· ОК-5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия);
· ОК-6 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия);
· ОК-7 (способность к самоорганизации и самообразованию);
· ОПК-1 (способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях);
· ОПК-2 (готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях);
· ОПК-3 (готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов);
· ОПК-4 (готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов);
· ОПК-5 (готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую);
· ОПК-9 (способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития);
· ОПК-11 (готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов);
· ОПК-12 (способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства);
· ОПК-13 (способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности);
· ПК-24 (способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики);
· ПК-25 (способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий);
· ПК-28 (способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка);
· ПК-31 (способность использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности);
· ПК-32 (способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся);
· ПСК-3 (способность разрабатывать психологические рекомендации по проектированию профессиональной образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе);
· ПСК-4 (способность применять психолого-педагогические технологии решений типовых задач социально-профессионального развития и обучения учащихся, а при необходимости корректировать деструктивные тенденции развития);
· ПСК-5 (способность проектировать индивидуальные траектории профессионального развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей и потребностью СПО).
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать:
З1. методы исследовательской/профилактической/коррекционной/ развивающей деятельности педагога-психолога;
|
|
З2. основные направления деятельности педагога-психолога, морально-этические принципы работы педагога-психолога в системе образования;
З3. теории детского развития в отечественной и зарубежной психологии; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности;
З4. основные понятия и методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики;
З5. математические методы анализа и обработки информации; виды измерительных шкал и типы данных, получаемых в психолого-педагогических исследованиях;
З6. основные диагностические подходы и методы психологической диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
З7. основные подходы к организации и планированию психолого-педагогических исследований;
З8. основные этапы проведения научного исследования в области психолого-педагогических знаний;
З9. технологии организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды;
З10. основные информационно-коммуникационные технологии для решения задач профессиональной деятельности;
З11. методологические основы составления профилактических/коррекционных/развивающих программ и тренингов;
Уметь:
У1. анализировать типичные приемы работы педагога-психолога, определять свою профессиональную позицию педагога-психолога;
У2. использовать методы изучения возрастных особенностей и проблем развития в практической деятельности;
У3. использовать современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
У4. применять статистические программы для обработки результатов психолого-педагогических исследований;
У5. планировать и организовывать индивидуальное и групповое диагностическое обследование участников образовательного процесса;
У6. применять стандартизованные методики и организовывать сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;
|
|
У7. обрабатывать диагностические данные с помощью методов математической статистики, интерпретировать результаты диагностики психолого-педагогического исследования;
У8. разрабатывать план проведения научного психолого-педагогического исследования;
У9. формулировать научный аппарат психолого-педагогического исследования (актуальность, проблему, цель, задачи, объект, предмет, гипотезы, методологическое основание, научную и практическую значимость);
У10. организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
У11. разрабатывать профилактические/коррекционные/развивающие программы и тренинги;
Владеть:
В1. методами исследования развития личности на каждом возрастном этапе;
В2. методами оценки психометрических характеристик диагностических методик;
В3. методами математического моделирования и анализа;
В4. методами сбора и обработки данных психолого-педагогического исследования;
В5. современными компьютерными и информационно- коммуникационными технологиями для решения задач профессиональной деятельности;
В6. технологиями выбора диагностического инструмента для решения конкретной практической или исследовательской задачи;
В7. способами адекватного применения диагностического инструмента для психолого-педагогического исследования;
В8. приемами осуществления всех этапов диагностического процесса, в том числе способами мотивирования и инструктажа диагностируемых;
В9. методами анализа теоретических источников и работы с литературой и другими информационными ресурсами;
В10. методами организации и проведения совместной деятельности и межличностного взаимодействия;
В11. технологиями проектирования тренинговых программ в образовательной организации;