Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).
Основные направления борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.
С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия [16].
|
|
Традиционная для России модель - защищать население путем реализации товаров и услуг первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности. В итоге: производители этих товаров и услуг не получают доходов, достаточных для развития и модернизации, и даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия подвергаются косвенной финансовой дискриминации.
Различные эксперты сошлись во мнении, что для решения проблемы бедности требуется в первую очередь [28]:
· ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);
· административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;
· ликвидация сращивания бизнеса и власти;
· минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;
· изменение налогового законодательства.
Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества [29]:
|
|
· совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
· содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
· создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
· улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
· обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
· совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Стратегическая задача снижения уровня бедности может объединить нацию, независимо от тех или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального статуса.
Одним из факторов удачной борьбы с бедностью является стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:
· увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
· увеличение социальных пособий и пенсий;
· увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
· увеличение занятости населения.
Также необходимо отметить, что экономический кризис существенно усложнил борьбу с бедностью, так как при экономическом спаде, реализация вышеназванных мер не является эффективной. Например, каким можно образом увеличить занятость населения, если на предприятиях, в связи с финансовым кризисом, происходят массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому что увеличиваются цены на продукты питания.
Нужна ясная стратегия борьбы с бедностью, которая, как считает директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, будет эффективна при решении следующих первоочередных задач. Первая - сделать доступными и адресными ресурсы социальной защиты для крайне бедных (а их количество составляет не менее 10 процентов населения). Вторая - увеличить доходы граждан, имеющих определенный профессиональный, социальный и адаптационный потенциал. Это позволит людям не только удовлетворить минимальные потребности (в питании, одежде и обуви), но и получить необходимый уровень здравоохранения, образования и культуры. Именно рост заработной платы вкупе с эффективными адресными социальными программами являются определяющими факторами сокращения бедности.
По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат. Банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.
|
|
Я бы разделила две составляющих в решении проблем бедности. Первое - это экономическая активность, объем экономической активности, то, что измеряется национальным доходом, и второе - это структура распределения национального дохода.
Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Я могу сказать, что задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть мы могли бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения.
Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если мы разобьем национальный доход по факторам, то увидим, что главный вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает. Налоговая система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд. Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает.
|
|
Гораздо более перспективна другая структура налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов на рентные доходы, доходы, которые образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Могу сказать, что при такой налоговой системе темпы экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим количеством исторических и экономических исследований.
Я хочу подчеркнуть, что с точки зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что мы слишком много тратим денег на социальные нужды. На самом деле это неверно. Начиная с 60-х годов прошлого века вложения в человека, образование, здравоохранение, в культуру в развитых странах превышает вложение в машинное оборудование. Это следствие научно-технического прогресса.
Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, я считаю, что и в нашей стране стоит больше инвестировать в человеческий капитал.
В общем, нам не нужно противопоставлять социальные расходы и экономический рост - это все взаимосвязанные вещи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Множество людей во всем мире, в основном в развивающихся странах, все еще живет в крайней нищете и бедности. Частью их жизни являются голод, плохое питание, болезни, неграмотность, среди них нередка и преждевременная смерть. Поэтому нельзя забывать о такой проблеме как бедность.
Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. Бедность – это острейшая социальная проблема. Согласно данным социологических опросов, ценностные и жизненные установки богатых и бедных в России расходятся исключительно далеко. Изменить ситуацию к лучшему могут только совместные усилия государства и общества. Наряду с развитием социальных программ помощи неимущим, государство должно быть заинтересовано в прогрессе жизненных и поведенческих установок россиян.
По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Возможно множество других вариантов решения данного вопроса, но основой будет являться именно государственное стимулирование желания работать у населения.
Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
Исходя из всего вышеизложенного, становиться ясно, что только грамотная политика государства может вывести страну на достойный уровень и соответственно решить проблему бедности.
В данной работе отражена картина бедности в России с точки зрения экономики, но при этом показана социальная и нравственная сторона этой проблемы.
Как говорилось выше, в пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но было проведено обозначение основных проблем, что помогает понять всю сложность ситуации, сложившейся с бедностью в России.
Закончить работу хотелось бы словами Михаила Генина: «Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны» [30].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Минфин РФ. Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год.
2. Журнал «Финанс»№ 5–6 (288–289) 16.02–01.03.2009. Рейтинг российских миллиардеров 2009.
3. Росстат. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в III квартале 2009 года.
4. Журнал «Социологические исследования (Социс)» №6 Июнь 2003. Давыдова, Н. М. Депривационный подход в оценках бедности /С.88 – 96.
5. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток- Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002.- 256 с.
6. Бабаева Л.Я. Бедность и социальная политика государства в Республике Таджикистан: Дис... канд. экон. наук: 09.00.11 — Защищена 5.06. 09. - Душанбе, 2009. - 180 с.
7. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. // Труды С.-П. Филиала Института социологии РАН, СПб., 1996. - 42 с
8. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. -М: ИСЭПН РАН, 2003. – 392с
9. Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 27 марта 2004 года. 1500 респондентов.
10. Журнал «Пчела»№ 37. Дейнека О.В. Константы бедности. январь-март 2002.
11. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – М.: СПб: Питер Ком, 1999, -784с.
12. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 104с.
13. Баликов В.З. «Общая экономическая теория». Учебное пособие. Новосибирск. Изд-во ЮКЭА, 1998. - 525с.
14. Бедрина О.А. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. Екатеринбург. Издательство УИЭУ. 2009. -210 с.
15. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
16. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.
17. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 336 с.
18. Чернова Т.В. Экономическая статистика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 140 с.
19. Газета «Комсомольская правда». В рейтинге стран, пригодных для проживания, Россия возглавила восьмой десяток. 5.10.09.
20. Приоритетные национальные проекты.
21. Минздравсоцразвития России. Рынок труда.
22. Приоритетные национальные проекты.
23. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.- 32с.
24. Энциклопедический социологический словарь / Под общей ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. -104с.
25. "Бедность и льготы: мифы и реальность" Выдержки из публикации независимого института социальной политики "Институт экономики города" - Москва 2002.
26. Журнал «Полемика» №13. Ласкин А.Р. Изучение региональных различий уровня жизни населения Российской Федерации. 2002г.
27. Газета "Российская газета" №5130 (51) Куколот Е.А. В области качества жизни. 12.03. 10.
28. Решетников М.К. Доклада по теме "Бедность и богатство в современной России: состояние и прогнозы" Москва. 1.07.03.
29. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Утверждена 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева №537
30. Интернет портал "Aforism.ru". Афоризмы, мысли, фразы.
31. Федеральная служба государственной статистики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни в России по данным Росстата [31].
Таблица 1. Заболеваемость населения по основным классам болезней.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Всего, тыс. человек |
| ||||||||
Все болезни | 106328 | 104322 | 106742 | 107385 | 106287 | 105886 | 108842 | 109571 | 109590 |
из них: | |||||||||
некоторые инфекционные и паразитарные болезни | 6448 | 6350 | 5939 | 5414 | 5505 | 5312 | 5327 | 5332 | 5187 |
новообразования | 1226 | 1239 | 1295 | 1287 | 1375 | 1357 | 1418 | 1437 | 1437 |
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | 551 | 563 | 731 | 626 | 648 | 647 | 765 | 776 | 758 |
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ | 1234 | 1297 | 1546 | 1373 | 1407 | 1361 | 1672 | 1638 | 1629 |
болезни нервной системы | 2227 | 2179 | 2246 | 2174 | 2228 | 2178 | 2318 | 2361 | 2419 |
болезни глаза и его придаточного аппарата | 4638 | 4701 | 4836 | 4722 | 4871 | 4778 | 5107 | 4976 | 4858 |
болезни уха и сосцевидного отростка | 3191 | 3234 | 3305 | 3231 | 3415 | 3425 | 3502 | 3563 | 3526 |
болезни системы кровообращения | 2483 | 2605 | 2805 | 2954 | 3146 | 3278 | 3787 | 3719 | 3781 |
болезни органов дыхания | 46170 | 43012 | 43005 | 44560 | 41946 | 41915 | 42338 | 42958 | 432 |
Продолжение таблицы 1. Заболеваемость населения по основным классам болезней.
болезни органов пищеварения | 4698 | 4841 | 5149 | 5063 | 5079 | 5034 | 5024 | 4904 | 4910 |
болезни кожи и подкожной клетчатки | 6407 | 6561 | 6763 | 6763 | 6993 | 7073 | 7239 | 7161 | 7056 |
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 4452 | 4583 | 5059 | 4818 | 4875 | 4746 | 5040 | 5022 | 5013 |
болезни мочеполовой системы | 5470 | 5627 | 5880 | 6035 | 6523 | 6560 | 6967 | 6940 | 6916 |
осложнения беременности, родов и послеродового периода | 2085 | 2181 | 2386 | 2512 | 2468 | 2471 | 2519 | 2651 | 2736 |
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения | 214 | 211 | 241 | 236 | 236 | 243 | 257 | 273 | 295 |
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин | 12544 | 12716 | 12866 | 12903 | 12846 | 12808 | 12759 | 13072 | 13021 |
Таблица 2. Уровень занятости населения Российской Федерации в процентах.
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Российская Федерация | 58,5 | 58,4 | 59,8 | 59,5 | 60,3 | 61,1 | 61,4 | 63,0 | 63,4 |
Центральный федеральный округ | 60,7 | 61,2 | 62,4 | 62,4 | 63,3 | 63,8 | 64,2 | 66,1 | 65,9 |
Северо-Западный федеральный округ | 60,0 | 61,2 | 62,5 | 62,4 | 63,4 | 64,8 | 66.1 | 67,5 | 67,5 |
Южный федеральный округ | 52,7 | 52,3 | 54,0 | 52,3 | 54,0 | 55,1 | 54,2 | 56,7 | 58,2 |
Приволжский федеральный округ | 59,5 | 59,4 | 60,4 | 59,8 | 60,1 | 60,9 | 61,8 | 62,7 | 62,8 |
Уральский федеральный округ | 59,9 | 58,9 | 59,7 | 62,1 | 61,7 | 62,8 | 63,1 | 64,3 | 65,5 |
Сибирский федеральный округ | 56,7 | 55,5 | 57,7 | 56,4 | 58,0 | 59,1 | 59,0 | 60,7 | 61,1 |
Дальневосточный федеральный округ | 59,6 | 59,6 | 60,5 | 61,5 | 60,9 | 61,2 | 61,7 | 62,9 | 63,5 |
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Российская Федерация | 10,6 | 9,0 | 7,9 | 8,2 | 7,8 | 7,2 | 7,2 | 6,1 | 6,3 |
Центральный федеральный округ | 7,8 | 6,0 | 5,1 | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 4,1 | 3,1 | 3,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 9,6 | 7,6 | 6,3 | 7,0 | 6,0 | 5,5 | 5.0 | 4,2 | 5,2 |
Южный федеральный округ | 15,4 | 13,9 | 12,2 | 13,3 | 12,8 | 11,6 | 13,7 | 11,7 | 10,2 |
Приволжский федеральный округ | 9,8 | 8,4 | 7,7 | 7,6 | 7,8 | 7,3 | 6,5 | 6,1 | 6,3 |
Уральский федеральный округ | 10,1 | 9,2 | 8,2 | 7,5 | 7,5 | 6,7 | 6,8 | 4,9 | 5,5 |
Сибирский федеральный округ | 12,8 | 11,3 | 10,1 | 11,7 | 10,0 | 9,4 | 9,0 | 7,9 | 8,3 |
Дальневосточный федеральный округ | 12,6 | 10,2 | 8,7 | 8,5 | 8,8 | 7,9 | 7,5 | 6,7 | 7,9 |
Таблица 3. Уровень безработицы населения Российской Федерации в процентах.
Рисунок 2. Число студентов ВУЗов РФ [31].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ [9]
1) Материальное благополучие человека в большей степени зависит от его собственных усилий или от внешних обстоятельств?
2) Большинство окружающих вас людей живут богаче, беднее вас или примерно так же, как вы?
3) Вы считаете себя богатым или бедным человеком? Или вы человек со средним достатком?
4) Какой процент жителей России являются бедными людьми?
5) В чем заключаются причины бедности людей?