Результаты и перспективы сотрудничества

 

Таким образом, сотрудничество Министерства образования и науки Российской Федерации с Советом Европы в системе подготовки и переподготовки учителей истории носит фундаментальный и перспективный характер. В результате совместной деятельности в стране складывается и успешно развивается новая структура повышения квалификации педагогов, отличительным признаком которой стала оперативная проверка научных идей в области преподавания истории на практике.

 

Это достаточно гибкая и оперативная структура переподготовки российских учителей. Она быстро и качественно реагирует на динамику изменений в школьном историческом образовании через организацию региональных семинаров, конференций, подготовку новых, отвечающих современным требованиям, учебных пособий и учебников истории.

 

Актуальность проведения семинаров доказана огромным интересом к ним со стороны учителей истории российских регионов. В общей сложности в них приняли участие более трех тысяч педагоговУрала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Центрально-Европейской России и других регионов страны.

 

Семинары, объединяя широкий круг участников реформирования исторического образования от учителей до министров, позволили отразить реально идущие в образовании изменения, послужили эффективной формой, средством экспресс-анализа сложившейся в регионах ситуации.

 

Они также способствовали формированию образовательного сообщества регионов и Российской Федерации в целом. Данное сообщество работает в пространстве растущего соприкосновения и согласования стратегий в области преподавания истории. Достигнутое по целому ряду позиций согласие, само по себе, может расцениваться как позитивный результат и положительная характеристика происходящих в России изменений.

 

По образному выражению эксперта Владимира Бацына, семинары играют роль реальных «точек роста», «своеобразных площадок», на которых не только обсуждаются наиболее актуальные вопросы, но которые и сами становятся мощными импульсами для дополнительного развития педагогической и методической практики в различных регионах России. 

Созидательная атмосфера семинаров способствовала созданию творческого климата и неформального общения преподавателей различных краев и областей Российской Федерации. Педагогам была крайне необходима «сверка общего видения», общих представлений в области реформирования исторического образования, как в России, так и в Европе. Потребность в получении новой информации, ее осмыслении, осознании меняющихся реалий жизни является важнейшей составляющей компетентности современного учителя истории.

 

Организаторам семинаров удалось создать инновационную образовательнуюсреду, в которой потенциал каждого участника был в полной мере реализован. В этой среде сформировался особый тип преподавателя системы повышения квалификации, который получил возможность реализовать современные европейские достижения в сфере теории и методики обучения истории. Данный педагог осуществляет аналитическую и исследовательскую работу по освоению новейшего педагогического опыта, реализует его в практической деятельности.

 

Российские учителя получили уникальную возможность встретиться с авторами учебников истории из разных европейских стран. Они познакомились с западноевропейской системой школьного исторического образования, с современными методиками преподавания. Так, на семинарах изучались материалы исследований ведущих зарубежных специалистов: Фалька Пингла, Энн Лоу-Беер, Кармела Галлахера, Роберта Страдлинга [8].

 

Заметный интерес у педагогов вызвали публикации по преподаванию истории: например, пособия для учителей «Преподавание истории и демократические ценности» (1996 год), «История без границ: практическое руководство по международным проектам по истории в школах Европы» (1996 год). Материалы Львовского семинара (1997 год) инициировали дискуссию среди российских педагогов по проблемам подготовки преподавателей истории в период демократических преобразований[9]. Сама дискуссия и обсуждение проблемных вопросов этой темы проходили живо, заинтересованно, на высоком эмоциональном уровне.

 

В соответствии с задачами реформы исторического образования учителя истории призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и европейского опыта. По мнению участников, на семинарах идет реальное сближение национальной общегосударственной политики России с принципами и демократическими ценностями, провозглашенными в рамках движения современной Европы к новому «европейскому измерению».

 

Совместная работа во время таких встреч позволила педагогам разных стран на уровне профессионального и межличностного общения лучше понять друг друга, снять ненужную конфронтацию там, где она была, увидеть как высокие стратегии развития и демократические принципы нашли подтверждение в многообразном опыте учителей и ученых.

Процесс реформирования современного и формирования нового учительского корпуса – весьма длительный и экономически затратный. В перспективе, по мнению выступавших, необходимо разработать конкретную программу оптимизацииданной работы в границах имеющихся финансовых ресурсов, базовых учреждений и преподавательских кадров.

 

Таким образом, совместные семинары послужили фактором, инициирующим реальные изменения в практике российского образования, что нашло выражение:

 

· в расширении информационного поля (широкое освещение в местной печати и периодических изданиях федерального уровня итогов работы семинаров; издание сборников докладов (Екатеринбург, Хабаровск, Пятигорск, Томск), экспресс - бюллетеней (Екатеринбург, Нижний Новгород);

 

· в организации региональных ассоциаций учителей истории (Хабаровск, Архангельск и другие) и их включении в деятельность европейской ассоциации (Евроклио);

 

· в определении направлений развития подготовки и переподготовки учителей истории на уровне программ работы университетских кафедр, институтов повышения квалификации;

 

· в конкретных предложениях и рекомендациях по совершенствованию системы повышения квалификации учителей, обращенных к различным уровням и субъектам системы образования. Эти предложения и рекомендации были переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации, стали предметом пристального внимания региональных органов управления;

 

· в выработке инновационных программ семинаров, выделении тематических приоритетов, что явилось результатом непосредственного взаимодействия Совета Европы с Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Среди перспективных направлений дальнейшей работы в области преподавания истории в средних школах Российской Федерации участники семинаров назвали проблемы вузовской подготовки учителей истории, применения современных образовательных технологий, методов изучения источников исторических знаний.

 

Педагоги считают, что необходимы реальные системные преобразования в переподготовке учителей истории на базе институтов повышения квалификации. Этим темам должны быть посвящены будущие семинары.

 

Один из основных выводов, на который неоднократно указывали участники семинаров, это то, что процесс интеграции России в единое образовательное пространство Европы должен происходить не только на уровне государств и министерств. Чтобы стать успешным, он должен быть поддержан всеми образовательными учреждениями, всем научно-образовательным сообществом России: учителями, преподавателями и учеными.

 

В конечном итоге совместная деятельность Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации способствовала конкретным изменениям в системе исторического образования России. Эти изменения идут в направлении деидеологизации, гуманизации и развития демократического характера отношений. Характерными чертами этого процесса являются:

 

· партнерство учителя и учащегося, становление новой педагогической культуры отношений;

 

· творческое сотрудничество между учителями, умение педагога работать в команде;

 

· социальное партнерство как внутри системы образования, так и выходящее за рамки системы образования (ассоциации, общественные движения);

 

· становление опыта преподавания истории в условиях многообразия позиций и мнений.

 

Совместные усилия Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации, с точки зрения участников семинаров, обеспечивают качественное реформирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей истории.

 

Сотрудничество с Советом Европы, имеющее уже десятилетнюю историю, стало еще одним шагом в процессе интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Широкий круг проблем, обсужденных на семинарах, позволил откорректировать планы предстоящей работы, оценить перспективы реализации Россией основных принципов, которые будут способствовать разработке национальных образовательных программ переподготовки учителей истории, сопоставимых с образовательными программами других стран Европы, повышению качества и доступности российского образования.

 

 

 

Глава 4

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: