Семинары для учителей истории Чеченской Республики

Одним из важных направлений работы Совета Европы на Северном Кавказе стали семинары, посвященные повышению квалификации учителей истории Чеченской Республики. В них приняли участие более 200 чеченских учителей истории, методистов, ученых. Эти семинары были организованы в рамках Объединенной программы сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы для укрепления демократической стабильности на Северном Кавказе, а также в рамках Специальной программы сотрудничества Совета Европы и Российской Федерации для Чеченской Республики.

 

Возникла необходимость в выработке особой стратегии подготовки таких семинаров, которая бы помогла учителям истории Чечни преодолеть конкретные затруднения в их практической деятельности. Многие годы в Чечне фактически отсутствовала переподготовка педагогических кадров. За годы войны сотни учителей и деятелей культуры покинули республику. В плачевном состоянии находятся библиотеки, музеи, театры, архивы и другие культурные ценности народа, без которых обычный учитель просто не может работать. Сегодня чеченским педагогам приходится работать в тяжелейших условиях.

 

Поэтому, в рамках подготовки семинаров для учителей Чеченской Республики, организаторы стремились учитывать основополагающие положения повышения квалификации:

 

· многоуровневость, разнопрофильность, вариативность повышения квалификации; интегративность и индивидуальность (персонификация учебного материала);

 

· системный, личностно-ориентированный, деятельностный подход к обучению чеченских педагогов;

 

· проблемность, развитие творческого профессионально-педагогического мышления слушателей и умений их самореализации в практической деятельности;

 

· диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентрического подхода в обучении.

 

Организаторы семинаров также учли, что преподаватели, как правило, имели богатый жизненный и профессиональный опыт, обладали высокой мотивацией к повышению своей квалификации. Было предложено включить в программу семинаров различные формы занятий:

 

· установочные лекции российских и зарубежных специалистов по проблемам всеобщей и российской истории;

 

· интерактивные занятия, на которых предполагалось обсудить современную методику преподавания новых курсов истории;

 

· мастер-классы опытных учителей истории;

 

· индивидуальные консультации.

 

На семинарах особое внимание уделялось вопросам воспитания толерантности у школьников. Формирование этнической толерантности предполагает формирование позитивного образа своей этнической культуры и позитивного образа других этнических культур. Это обусловливает необходимость разработки в Чеченской Республике новых подходов к организации учебного процесса, воспитательной работы, к выбору конкретных форм и методов развития духовного потенциала учащихся, формирования толерантного отношения к людям разных национальностей и религиозных убеждений.

 

Сегодня мы являемся свидетелями взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных культур, экономик, государств. Возрастающая с каждым годом мобильность населения Европы превращает многие страны в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к самым разным проявлениям человеческой самобытности.

 

Выступавшие отмечали, что современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение жизни и деятельности различных этносов в рамках единого социума представляет серьезную проблему для каждого полиэтнического государства. Из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения).

 

Поэтому, по мнению участников семинара, единственно разумной политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является мультикультурализм и толерантность, то есть позитивное отношение к присутствию в социуме различных этнических сообществ и добровольная адаптация социальных институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. Формирование гуманных толерантных отношений в социуме – одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности.

 

Сегодня, по мнению чеченских учителей истории, необходимо:

 

· вводить в содержание исторического образования специальный этнокультурный материал, дающий школьникам информацию о различных культурах, позволяющий организовать всестороннее обсуждение полученной информации;

 

· знакомить школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий;

 

· формировать представления учащихся о правах и свободах человека, культурном плюрализме как нормах современного поликультурного демократического общества.

 

Участники семинара рекомендовали:

 

· использовать в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых, например, во время туристско-краеведческих экспедиций. Использование таких экспедиций позволяет педагогу организовать встречу школьника с различными, непохожими на него и его привычное окружение людьми в естественных условиях, «лицом к лицу», что в пределах школы сделать очень сложно. Именно такие встречи способствуют преодолению многих стереотипов ребенка в отношении представителей других культур;

 

· моделировать встречи школьников с иными культурами в специальных игровых ситуациях;

 

· помочь школьникам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения.

 

Педагоги Чеченской республики делились своими материалами, наработками, программами. Так, учитель Саид-Ахмет Сулейманов затронул важную тему «Гуманизация учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и поисково-краеведческой работы». Педагог считает, что одним из важных источников гуманизации учебно-воспитательного процесса остается краеведческий материал. Живое погружение в культуру чеченского народа организуется через работу школьных музеев, поисковых краеведческих экспедиций по сбору исторического, культурно-бытового и фольклорного материала. Школа, по мнению педагога, должна стать важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений в Чечне, формирования новых жизненных установок личности.

 

Сегодня, как никогда, отметил учитель, необходимо создание правдивых и объективных учебных пособий, рассказывающих о культурных достижениях чеченского народа. Данное учебное пособие позволило бы частично снять этническую напряженность в регионе, усилить межкультурный обмен и ликвидировать этнические стереотипы восприятия чеченцев и кавказцев в целом.

 

Потенциал исторического образования, по мнению чеченских педагогов, должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий. В конечном итоге обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития Чеченской Республики.

Проведенные семинары послужили основой для развертывания инновационной методической и самообразовательной работы чеченских учителей, имели значительный общественный резонанс в Чеченской Республике, и в целом на Северном Кавказе.

Опыт регионов

Значительное влияние этот процесс оказывает на изменение подходов к содержанию исторического образования и технологии его преподавания. Так, в Уральском регионе это находит выражение в таких процессах, как активное развитие исследований в области методологии истории. Вопрос о соотношении и взаимосвязи теории и методологии истории и дидактики, отмечался участниками семинара в Екатеринбурге в 1998 году как один из самых наболевших.

 

Подчеркивалась их разобщенность, ненаправленность исторических курсов на подготовку студентов к работе в школе, на минимальное и явно недостаточное количество часов на методику обучения истории в учебных планах исторических факультетов. Сегодня на многих исторических факультетах вузов региона введены курсы по методологии истории и исторических исследований.

 

Подготовку учительских кадров по специальности «История» университеты Урала ведут на основе принципов и идей, важнейшими среди которых являются:

 

 

· фундаментальность вузовской подготовки специалиста;

 

· полнота отражения в учебном плане и программах современного исторического знания и образовательной практики.

 

Реализация принципа достаточности образования во всей его полноте призвана обеспечить социальную защищенность специалиста в условиях формирования рыночной экономики предоставлением ему конкурентоспособного высшего образования и защиту прав потребителя (заказчика) гарантированным качеством подготовки[7].

 

Участники семинаров констатировали, что, например, в системе образования Северного Кавказа сложился определенный прецедент целостного системного подхода к формированию корпуса учителей региона. Во многом это наработки прежних десятилетий, интеграция различных сфер и ведомств в русле единых подходов и согласования интересов. Так в регионе наработан интересный опыт по формированию целостной системы инициирования, подготовки и сопровождения профессионального развития учителей истории.

 

В Республике Карелия возникли реальные предпосылки для создания стройной системы непрерывного образования, включающей в себя организацию регулярного повышения квалификации и переподготовки учителей истории. Методические рекомендации Совета Европы позволили Образовательно-инновационному центру (директор Татьяна Агаркова) повысить эффективность переподготовки учителей истории с учетом современных методик и педтехнологий. В практике работы используется опыт передовых образовательных учреждений региона, для проведения занятий привлекаются лучшие преподаватели истории республики. Одновременно были обеспечены равные возможности повышения квалификации для учителей истории из городов и сельской местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: