Сотрудничество между Российской Федерацией и Советом Европы в рамках региональных и многосторонних проектов по историческому образованию

 

 

Владимир БАЦИН

Консультант по вопросам образования

Москва

 



Введение

 

Международные проекты, связанные с проблематикой школьного исторического образования, составляют важную часть сотрудничества Министерства образования и науки (до 2004 года – Министерства образования) Российской Федерации и Совета Европы. В рассматриваемый период было осуществлено три таких проекта – Черноморская инициатива, Тбилисcкая инициатива и программа сотрудничества с Японией. Первый из них успешно завершен в 2004 году, второй близится к завершению, третий, прошел ряд конструктивных стадий и по достигнутым результатам также может считаться завершенным. Таким образом, имеются объективные основания для анализа их результатов в едином блоке – тем более что все эти проекты формировались и реализовывались не только практически синхронно, но и на общей философской и методологической платформе документов Совета Европы.

 

Сразу следует оговориться, что выделение международных проектов в самостоятельный блок отнюдь не означает их отчуждения от общих проблем реформирования исторического образования в российской школе и от других направлений сотрудничества с Советом Европы. Но их целостное рассмотрение позволяет убедиться, сколь своеобразен и значителен вклад, внесенный ими в практику общеевропейского и российского педагогического процесса. Ведь именно в результате реализации таких проектов появились учебные тексты и рекомендации, обладающие особой авторитетностью: в них концентрируется интеллектуальный потенциал множества признанных специалистов из разных стран, сформировавшихся в весьма различных научных и культурных традициях, опирающихся на неповторимый профессиональный и жизненный опыт. Процесс реализации таких проектов сам по себе есть лучший мастер-класс, исключительное по эффективности повышение квалификации всех его участников, особенно если выпадает возможность пройти весь путь от первой идеи до финала – изданной учебной книги. Поэтому этот раздел не ограничивается описанием проектов как таковых; в нем осуществлена попытка спроецировать достигнутые цели и результаты на реалии российской школьной истории, взглянуть на российские проблемы как бы извне,с международной стороны. Такой подход, как представляется, позволяет еще более актуализировать эти проекты для российского читателя, помогает ему сделать их «своими», органически связанными с практикой преподавания привычных курсов отечественной и всеобщей истории.

 

И действительно, – взятые сами по себе, они, казалось бы, имеют вполне локальный характер. Ведь если подходить формально, то можно предположить, что адресатом пособия, созданного в проекте «Черноморская инициатива», выступают (в Российской Федерации) только школы территорий, исторически тяготеющих к черноморскому побережью, что «Тбилисская инициатива» ориентирована исключительно на регион Юга России, а материалы, созданные совместно с японскими коллегами, предназначены для школ побережья Японского моря. Но это был бы глубоко неверный, близорукий подход. Каждый из проектов и созданных в результате пособий представляет далеко не только чисто учебную ценность как источник информации для углубленного погружения в «региональную специфику». Их ценность, по глубокому убеждению автора этого раздела, – не локальна, а универсальна и представляет выдающийся интерес для любого творческого учителя, методиста, автора учебника, в каком бы уголке нашей огромной страны он ни работал. Дело в том, что независимо от непосредственной историко-географической «привязки» этих пособий, они строятся на подходах и принципах, пока еще далеко не ставших нормой для наших массовых школьных учебников, – таких, как толерантность, мультиперспективность, свобода от двойных стандартов, проявлений ксенофобии и национализма, доминирования истории государства над историей общества и «обычных людей», второстепенности культурной и бытовой составляющих исторического процесса по отношению к его «магистральному» направлению и пр.

 

Разумеется, было бы нелепо утверждать, что созданные в проектах пособия идеальны, – в этом отношении они полностью открыты для критики, как любое другое учебное издание. Но важно, что и в момент замысла, и на каждом последующем этапе разработки и их структура, и содержание, и дизайн постоянно и открыто соотносились с изначально коллективно продуманными и четко поставленными целями. И еще крайне важно, что эти цели продумывались и ставились не одним человеком, а совершенно разными, прежде совсем незнакомыми людьми, объединенными только общим пониманием задачи. Именно это обстоятельство делало ситуацию с пособиями принципиально отличной от ситуации с любым авторским учебником. Образно говоря, пособия как бы выращивались международным сообществом экспертов, периодически подвергаясь многосторонней экспертизе и на ментальном, и на «материальном» уровнях, в то время как обычно происхождение школьного учебника гораздо менее публично. Возникшие пособия, следовательно, представляют собою объективированный продукт коллективного творчества, имеющий полное право быть представленными как пример положительного опыта.

 

Настоящий раздел, таким образом, можно рассматривать как опыт интерпретации этих образцов с точки зрения их значения для теории и практики отечественного школьного исторического образования во всех его составных частях – всеобщей истории, истории России и истории субъектов Российской Федерации. Уместность и своевременность такой попытки подтверждается серьезной критикой, которой подвергается сегодня наше школьное историческое образование со стороны государства, общества и прежде всего самих преподавателей этого предмета.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: