Гражданское общество и правовое государство

Александр КОЗУЛИН

Права личности для «взрослого» человечества

Идея прав человека выросла из философии гуманизма эпохи Возрождения.

Первые буржуазные революции провозгласили декларации, подчеркивающие абсолютную и безусловную ценность каждого человека, его достоинство, закрепляющие свободу и равенство людей. Принятие таких документов означало политико-юридическое конституирование идеи прав человека, которыми он должен обладать уже в силу того, что является человеком.

«Люди рождаются свободными и равными в правах». «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». «Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому; таким образом, осуществление каждым человеком прав не имеет других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Эти границы могут быть определены только законом». «Все, что не запрещено законом, дозволено, и никто не может быть принужден делать то, чего закон не предписывает». «Закон должен устанавливать только строго и очевидно необходимые наказания; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления и законно примененного». Это формулировки из текста Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Национальным собранием Франции в 1789 году1. В преамбуле этого документа сказано, что единственной причиной общественных бедствий и порчи правительства было забвение или презрение прав человека, что декларация таких прав будет постоянно напоминать о них членам общества и аппарату власти, давать людям критерии оценки его действий и служить тому, чтобы требования граждан обращались к поддержанию конституции и к всеобщему счастью.

1 См. Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америка. М., 1990, с. 96-98. Козулин А.И,- кандидат юридических наук, и. о. доцента Свердловского областного института усовершенствования учителей.

31 Ступени прав человека Принятие этих документов открыло историю прав человека. В дальнейшем они закрепляются в конституциях тех государств, которые избирают для себя путь либеральной демократии, и благодаря такому закреплению оказываются уже не только идеологическими политико-правовыми требованиями, но и приобретают качество юридической обязательности. Это было «первое поколение» прав человека — поколение гражданских и политических прав. Выделение данных разновидностей прав человека связано с присущим либеральной демократии разграничением между гражданским обществом и политической властью, государством. Концепция либеральной демократии предполагает существование такого общества, которому свойственна «своя собственная», самостоятельная и свободная от опеки, от жесткого контроля со стороны государства жизнь. И существование такого государства (аппарата власти), которое реально подчинено этому гражданскому обществу и потому находится у него на службе, а не является господином над ним. Человек в этих условиях обладает правами и как член гражданского общества, и как участник политической жизни. Это права на неприкосновенность личности и жилища, на свободу совести, мысли и убеждений, включающее и свободный обмен ими, на ассоциацию с другими людьми, на свободу собраний, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в управлении своей страной непосредственно или через представителей.

«Второе поколение» прав человека появляется в XX столетии. Это социально-экономические права. Они, в отличие от гражданских и политических прав, главным образом выражают уже не свободу и автономию человека по отношению к обществу и аппарату политической власти, а заботу общества о человеке, государства о гражданах. Требование обеспечивать такую заботу имело под собой разные идеологические основания. В одних случаях оно было результатом реализации социалистических идей, выражало присущий им акцент на коллективистские начала в общественной жизни. В других — опиралось на иные концепции, например государства всеобщего благоденствия или социального государства. Но одной из главных форм юридического выражения этого требования во всех случаях стали социально-экономические права: на труд, на материальное обеспечение в старости и в случае утраты трудоспособности, на образование и др.

В связи с появлением идеи прав человека происходят очень существенные изменения в правосознании людей, а когда эти права становятся реальностью — столь же существенные соответствующие изменения в самой общественной жизни. Высшими ценностями правовой культуры оказываются теперь не Закон и Порядок, а Достоинство человека, Свобода и Равенство людей, выражающие их Права. Причем они не даруются человеку щедрой политической властью, а лишь признаются и обеспечиваются ею, что рассматривается в качестве одной из важнейших задач такой власти. Установленные властью законы, правовой порядок лишаются качества абсолютных и безусловных ценностей. Люди получают возможность требовать от них, чтобы они не только не нарушали прав человека, но и обеспечивали их реальность. Тем самым государство, аппарат политической власти, лишается возможности осуществлять правотворчество произвольно. Оно оказывается связанным не просто теми законами, которые само же издает, но и требованиями обеспечивать права человека как при правотворчестве, так и при осуществлении других видов властной деятельности. Идея и реальность прав человека оказались, таким образом, неразрывно связанными с идеей и реальностью правового государства: с одной стороны, свободный, автономный как член гражданского общест-32 ва и участник политической жизни человек, с другой — несвободное, ограничиваемое законами и через это подчиненное гражданскому обществу государство, обеспечивающее реальность прав человека.

Нам хорошо знакомо объяснение нрав человека с позиций исторического материализма, когда они как надстроечное явление выводятся из базиса буржуазного общества — капиталистического рынка, товарно-денежных отношений, немыслимых без экономической свободы. Этот подход к объяснению прав человека в советском обществоведении долгое время абсолютизировался. Он акцептировал внимание на их классовом, буржуазном, частнокапиталистическом характере и потому вызывал чрезвычайно осторожное к ним отношение в пашем обществе, ориентированном на классовые ценности. Тем не менее он достаточно точно показывает неразрывную связь прав человека и рыночной экономики, основанной на принципах либерализма.

Действительно, права человека и построенная по принципу свободы товаропроизводителя экономика соотносятся между собой как форма и содержание, которые друг без друга просто не существуют. Вот только речь-то в данном случае должна идти именно о правах, оформляющих свободу человека в сфере экономики, а не о правах человека вообще.

Однако аналогичную связь между свободой человека и его правами как формами, мерами, рамками такой свободы можно увидеть и в других сферах социальной жизни. Например, если в области политики существуют непосредственная и представительная демократия, плюрализм интересов и выражающих их политических институтов, то обязательно должны быть и права человека, выражающие соответствующие формы проявления его политической свободы. Причем во всех случаях свобода человека, его права как формы такой свободы означают, что главным действующим лицом в соответствующей области социальной жизни является автономная личность, равноправный в отношениях с другими субъектами человек, который самостоятельно делает выбор, должен при этом ограничивать себя сознанием свободы и прав других, сам несет за свои решения ответственность.

О «повзрослевшем» человечестве В развитии человеческой культуры наступает этап, а точнее, целая эпоха, которую можно обозначить как «повзросление» человечества, как пребывание его во взрослом состоянии. Это взрослое состояние человечества, когда люди способны думать своим умом и поступать, не нуждаясь для этого во внешних авторитетах и не будучи водимыми на помочах 2. Видимо, идея прав человека вполне заслуживает того, чтобы интерпретировать ее как такое слагаемое мировоззрения, которое является предпосылкой и условием существования этого нового качества культуры.

Реальность же прав человека можно рассматривать как один из важнейших факторов, в действительной социальной жизни обеспечивающих бытие людей в таком взрослом состоянии. Возрождение, философия гуманизма, просвещение, под которым и надо понимать не совокупность распространяющихся между людьми позитивных знаний, а своего рода фундамент, основание культуры нового времени — взрослое состояние человечества 3,— все это дало новые стандарты того, каковы условия подлинно человеческого существования и каким теперь должен быть сам человек. А к числу таких условий, помимо прочего, относится все. что выражает суть феномена прав человека: достоинство человека, признаваемые за каждым сво-2 См. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990, с. 148-149.

3 Там же.

2 онс. №6 33 бода и безопасность, умение людей нести бремя свободы, уважение ими достоинства и свободы других, ответственность за свои действия.

В этой связи представляет интерес трактовка прав человека Н. Бердяевым — мыслителем, в творчестве которого главным было то, что он называл философией свободы. Права человека выводятся им не из материальных, экономических, а напротив, из духовных — религиозных и нравственных—оснований. Они как бы вырастают из духовной природы человека.

Человеку свойственны не только биологическое и социальное, но и обязательно духовное начала. Как духовное существо человек обладает свободой, которая по своему истоку и признаку такова, что не может «даваться» государством и обществом. Они должны лишь признать за человеком эту свободу, если не имеют тоталитарных претензий. «Эта основная истина о свободе, — указывал Бердяев, — и находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях» 4. Он указывал на то, что в действительности это не естественные, как всегда принято считать, а духовные права, поскольку природа, "естество" никаких прав не устанавливают 5. Между тем из этих рассуждений как раз и следует вывод о естественном характере нрав человека. Только нужны две оговорки. Первая — что речь идет не о той естественности прав, какая связана с природой, материальным миром, а о естественности их с точки зрения духовной природы человека. Вторая — что это выражающееся в свободе проявление духовности, оформленное и объективированное в виде прав человека, не присуще человеку и человечеству изначально, а стало естественным для людей в процессе развития культуры.

Верховная ценность личности С тех пор права человека оказались неразрывно связанными с представлениями о человеке и человеческом: если есть человек, то должны быть и его права, потому что подлинно человеческое существование луч-гае всего реализуется в условиях свободы, безопасности, равноправия, гарантий уважения достоинства каждого. Думается, именно поэтому уже в первых декларациях о правах человека они назывались естественными, неотчуждаемыми, священными. И именно поэтому идеологи нового политического мышления признают: «...Существуют различия, чужие традиции, разнородные культуры, но не надо отказываться от «прав человека». Призыв к автономии личности в каждом человеке — это и есть то, что объединяет людей всех широт, и с этой точки зрения у нас у всех есть категорический моральный долг вмешиваться в дела других. Ото ограниченный, но принципиальный универсализм» 6.

Надо подчеркнуть, что через права человека утверждается верховная ценность человека, что их признание толкает к организации социальной жизни по принципу антропоцентризма, когда все коллективные реальности, все, что является сверхличным (классовым, национальным, общественным) — государство, правопорядок, экономика, идеология и т. п.,— подчиняется человеку, по крайней мере лишается возможности посягать на его достоинство, ограничивать его свободу, нарушать безопасность. К сожалению, в первых официальных публикациях о правах человека, появившихся в нашем обществоведении после долгого запрета на эту тему, 4Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. Судьба России. М., 1990, С. 254..

5 Там же, с. 255.

6 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989, с. 476.

34 только что приведенное положение порой не учитывается. В них просматривается подход, который можно назвать инструментальным. Права человека при этом трактуются как средства, так сказать, активизации «человеческого фактора» — в экономике, политике, других сферах социальной жизни. В такой интерпретации права человека — инструмент в руках государства, они для него перестают быть целью и оказываются средством, помогающим подчинить человека коллективным, общественным реальностям. Не ведет ли это к тому, что и человек низводится до роли средства? Не искажаются ли здесь сущность и назначение его прав? Впрочем, и то и другое уже было в нашей истории.

О признании огромной значимости для людей феномена прав человека свидетельствует то, что они зафиксированы международным сообществом в многочисленных документах. Главными здесь являются документы, получившие в специальной литературе наименование Международной хартии прав человека. Это принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, а также принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Три группы прав человека Гражданские права, политические, экономические, социальные, культурные — таковы на сегодняшний день официально признанные разновидности прав человека. Критерием такой их классификации служит то, к какой области общественных отношений они относятся, в какой сфере социальной жизни юридически оформляют свободу человека. Но и способы этого юридического оформления тоже бывают различны, и с этой точки зрения можно выделить следующие три разновидности прав человека.

Первая группа — права, для обозначения которых лучше всего подходит термин «ограждающие». Это, например, право на жизнь и неприкосновенность личности, на тайну корреспонденции, на защиту от произвольных посягательств на честь и репутацию. Образно говоря, такого рода права создают вокруг человека юридическую ограду или служат материалом, из которого для него строится правовая крепость. Они обеспечивают его автономию, защищая его личную сферу от какого бы то ни было насилия, в том числе и со стороны общества, политической власти, ее аппарата. Таким образом, посредством этих прав юридически оформляется и обеспечивается свобода человека как свобода от... Самим обладателем таких Прав они не используются, не осуществляются. Вся их суть и предназначение состоят в том, что они не нарушаются другими.

Ко второй группе относятся права, определяющие рамки активности человека в той или иной сфере его жизнедеятельности. Сюда относятся такие права, как право на свободу творчества (художественного, научного, технического), право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию. Эти и другие подобные права прежде всего оформляют свободу человека как свободу для... В отличие от ограждающих прав, реальность которых состоит только в их ненарушении и защите, права данной группы реализуются тогда, когда они осуществляются, используются людьми. Но их осуществление субъектом может нарушать права и законные интересы других. Поэтому встают вопросы о пределах свободы, границах юридических оформлений активности человека, о связанном с их нарушением злоупотреблении правом, о контроле со стороны государства за правомерностью использования прав человека с помощью надлежащих юридических процедур.

Законодательно установленный по-2* 35 рядок их использования должен гарантировать как против злоупотреблений правом, так и против произвольных его ограничений со стороны аппарата власти. Наконец, третья группа прав человека выделяется по характеру связи с его свободой, в зависимости от способа ее юридического оформления. Об особом характере таких прав уже говорилось: они выражают заботу государства и общества о человеке, его социальную защищенность. Но можно ли считать, что право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень, другие подобные права, именуемые у нас социально-экономическими, являются юридически оформленной свободой человека? Представляется, что можно. Их реальность — тоже выражение свободы человека, его свободы от... Только на этот раз не от произвола аппарата власти, а от тех негативных явлений, от которых человек при известном уровне культурного и экономического развития общества может быть избавлен в результате выполнения государством определенных социальных функций. Имеется в виду, например, свобода от безработицы, от унижающего человеческое достоинство нищенского существования, от экологического неблагополучия. Данная группа прав человека юридически обязывает государство и общество предоставить человеку социальную защиту. Качество выполнения этой обязанности в немалой степени зависит от уровня демократии в обществе, от того, насколько реальным является его контроль за выполнением государством своих социальных функций. А все это, в свою очередь, напрямую связано с уровнем гарантированности в стране двух названных выше разновидностей прав человека. Необходимым условием эффективной реализации нрав-социальных защит является реальность прав, обозначенных здесь как ограждающие и выражающие юридически оформленную социальную активность людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: