Основные понятия управления

Управлять — это означает заведомое и осознанное воздействие кого-то (управляющего) на что-либо или кого-либо (управляемых) для изменения направления их действия (работы, преобразования, распределения и т.п.) или движения, чтобы превратить их хаотическое действие или движение в целенаправленное, т.е. для достижения ими, заданной управляющим цели. Таким образом, до процесса воздействия кто-то или что-то находились в состоянии равновесия либо двигались или действовали в своем заинтересованном направлении, не совпадающем с заданной целью. Затем, в результате процесса управления, что-то или кто-то начинают двигаться или действовать в направлении задуманного управляющим конечного результата, т.е. без управления все действия объекта управления будут направлены куда угодно, поэтому маловероятно, что в сторону заведомой и желанной цели управляющего.

Управление производственными процессами — это заведомое и осознанное воздействие кого-то на ход и параметры производственных процессов с целью их упорядочивания, урегулирования и согласования для соответствия их параметрам стандартов либо плановым показателям.

Управление — это целенаправленный процесс, посредством которого субъект управления обеспечивает условия для достижения объектом управления требуемого результата. Управление это сознательная деятельность человека, существующая только в разумном обществе, поэтому ни природа, ни техника не могут сознательно управлять для достижения определенной цели. Таким образом, объект управления должен находиться в определенных условиях или под определенным воздействием, чтобы он начал изменять направление своих действий или воздействия.

Субъект управления — один из элементов управленческой системы, т.е. одно из подразделений предприятия или личность, которые направляют управленческий процесс, выявляют отклонения от требуемого результата и принимают управленческие решения по устранению отклонений.

Объект управления — та часть управленческой системы, на которую направлен конкретный управленческий процесс со стороны других элементов.

Управленческая система — системная совокупность объектов и субъектов управления, которые с помощью управленческих связей в определенном порядке объединены в единое целое для выполнения совместных действий и их согласования при достижении общей цели. Субъект играет в системе роль управляющей подсистемы, а объект — управляемой. Взаимодействие этих подсистем осуществляется только по управленческим связям в основном в форме обмена управленческой информацией с помощью прямых или косвенных сигналов материального или нематериального характера. Структура системы управления схематично показана на рис. 2.2.

 

 


Управленческая связь — установленные формально правила, порядок и направление обмена управленческой информацией между элементами управленческой системы, которые регламентируют взаимоотношения между ними и определяют их статус. Таким образом, управленческая связь дает право и возможность образованию между элементами управленческой системы управленческих отношений рис. 2.3.

Управленческая информация — совокупность сведений о положении и процессах, протекающих на шахте и ее окружении, которые служат основой для принятия управленческих решений.

Управленческое решение — творческое и волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или достижению цели. Управленческое решение от субъекта к объекту поступает в форме управленческих команд (распоряжений), при этом между ними возникают управленческие отношения и, в последствие объект выполняет соответствующее действие (или бездействие).


Управленческая команда — задание, выдаваемое субъектом объекту, которое он должен выполнить, т.е. совершить определенные операции, процедуры, действия и движения для достижения поставленной цели.

Операция — это способ осуществления действия, характер которого зависит от условий выполнения действия, имеющихся у объекта умений и навыков, наличия средств осуществления действия.

Процедура — это порядок и последовательность осуществления операций.

Действие — это часть операции и процедуры, выполняемые объектом после получения им управленческой команды. Таким образом, действие — это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную работником цель. Действия могут быть умственные и физические. Умственные действия в большей степени характерны субъектам управления, а объекты управления в большей степени выполняют физические действия.

Для возможности осуществления операций и процедур, а также выполнения действий и движений, субъект и объект управления должны обладать определенными компетенциями и для этого должны обладать определенным набором профессиональных знаний и быть способными выполнять определенные умения и навыки.

Компетенции — это набор знаний и пониманий (т.е. это теоретические знания в какой-либо научной или производственной сфере, способность знать и понимать), знания как действовать (т.е. это практическое и оперативное использование знаний к конкретной ситуации) и знания как существовать (т.е. это ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и сосуществования с другими в социальном контексте). Схематично содержание и структура компетенций показаны на рис. 2.4. Таким образом, это предметная область, в которой субъект и объекты хорошо разбираются и в которой они проявляют готовность к выполнению умственных или физических действий.

Право выполнять работу — возникает, когда наличие определенных компетенций, наделяют работника уверенностью в том, что он умеет качественно выполнять определенную работу и таким образом может гарантировать обязательства по ее выполнению.

Профессиональные знания — это совокупность теоретических, практических и научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности.

Умение — способность человека выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний и пониманий. Системы умений различных видов формируют соответствующие компетенции. Умения разделяются по видам.

Навыки — это умения, которые вследствие многочисленных повторений становятся автоматическими и выполняются с использованием подсознательного контроля. Их можно рассматривать как свойство личности, которое проявляется в ее способности в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем подсознания.

Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка. Сенсорные навыки при перерывах менее устойчивы, чем двигательные.

 

Следует отметить, что из людей, первоначально достигших равных компетенций, впоследствии одни остаются на уровне умельцев и профессионалов, а другие достигают уровня — "мастер", т.е. их компетенции возрастают до уровня мастерства.  Это схематично показано на рис. 2.5.

 



Рисунок 2.5 — Этапы формирования компетенций: от знаний к мастерству

Мастерство — это высший уровень развития профессиональных умений и конечная желаемая цель профессионального обучения. Оно достигается практикой и потому обычно уже только на производстве. Мастерство — это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы. Есть рабочие, выполняющие свое дело с большой точностью и достаточно быстро, но напрягающие при этом все свои силы, работающие с максимальной затратой энергии. Они могут быть: неумехи, дилетанты, знатоки, умельцы и профессионалы (профи), но не мастера, потому что в их работе нет легкости, экономной траты энергии, нет ее избытка, дающего возможность плодотворно работать длительное время и творчески преодолевать непредвиденные осложнения. Мастерство — это надежность в работе, гарантирующая высокое качество и устойчивый ритм труда.

Мастер отличается от неумехи, дилетанта, знатока, умельца, профессионала взаимосвязью между умением качественно "Действовать" и получать соответствующий качественный "Результат".

Неумеха не умеет ничего, поэтому чаще всего получает "Отрицательный результат" (бывает, что "дуракам везет", но отнюдь не всегда, только в русских сказках).

Дилетант пробует что-то, как умеет, и поэтому результат у него получается примитивный.

Знаток много рассказывает, а еще больше учит других, однако сам мало что из этого умеет делать, поэтому результат достигает редко и посредственный.

Умелец — уже научился получать приемлемый результат, соответствующий затратам.

Профи — заранее точно знает, какой результат можно получить в какой ситуации, и с какими затратами.

Мастер — отличается от всех вышеперечисленных тем, что как профи может все планировать и правильно может действовать, однако, ему для этого не нужно огромные умственные усилия, он это может делать "мастерски", бессознательно, автоматически, виртуозно, искусно и т.д.

Главное отличие мастера от остальных — он весь свой умственный потенциал и все свои мыслительные способности направляет на достижение ранее не существовавшего результата, именно благодаря тому, что на профессиональные "Действия" он не тратит умственные усилия, они у него все направлены на творческий процесс, т.е. он просто придумывает как в сложившейся ситуации поступить по-новому, еще более лучше и рациональнее, и таким образом он "Создает новое совершенство", поступает новаторски.

Сноровка (хватка) — это качество человека, приобретенная им привычка на основе продолжительного опыта, которая позволяет ему уметь выполнять какое-то конкретное дело правильно, ловко, искусно и быстро, т.е. в этом случае человек владеет каким-то конкретным делом в совершенстве, поэтому выполняет все характерные для этого дела операции, процедуры, движения, действия координировано, точно, виртуозно и рационально, на высочайшем уровне мастерства.

Управленческие отношения — правила и порядок взаимодействия между элементами управленческой системы, которые устанавливаются при наличии между ними управленческой связи, т.е. это установление зависимости их друг от друга: субъекта управления от объекта, управляющей подсистемы от управляемой и на оборот, в процессе осуществления ими управленческого труда. Суть такой зависимости состоит в том, что одни элементы системы (субъекты) заинтересованы вырабатывать управленческие команды и с помощью их влиять на поведение других элементов системы (объектов), которые, в свою очередь, в силу определенных причин заинтересованы выполнять действия, предписываемые управленческими командами субъектов и сообщать им о достигнутых результатах после выполнения объектами действий.

Управленческий процесс (труд) — совокупность и определенный набор компетенций, которые позволяют выполнять последовательность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, которая осуществляется в рамках организационной структуры шахты.

Реалии современного промышленного производства на шахте и тенденции в нашем обществе заставляют понятие «управление» заменять понятием «менеджмент», поэтому в дальнейшем следует разобраться в правомерности такой замены терминов и допустимо ли это делать.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: