Управлять — это означает заведомое и осознанное воздействие кого-то (управляющего) на что-либо или кого-либо (управляемых) для изменения направления их действия (работы, преобразования, распределения и т.п.) или движения, чтобы превратить их хаотическое действие или движение в целенаправленное, т.е. для достижения ими, заданной управляющим цели. Таким образом, до процесса воздействия кто-то или что-то находились в состоянии равновесия либо двигались или действовали в своем заинтересованном направлении, не совпадающем с заданной целью. Затем, в результате процесса управления, что-то или кто-то начинают двигаться или действовать в направлении задуманного управляющим конечного результата, т.е. без управления все действия объекта управления будут направлены куда угодно, поэтому маловероятно, что в сторону заведомой и желанной цели управляющего.
Управление производственными процессами — это заведомое и осознанное воздействие кого-то на ход и параметры производственных процессов с целью их упорядочивания, урегулирования и согласования для соответствия их параметрам стандартов либо плановым показателям.
Управление — это целенаправленный процесс, посредством которого субъект управления обеспечивает условия для достижения объектом управления требуемого результата. Управление это сознательная деятельность человека, существующая только в разумном обществе, поэтому ни природа, ни техника не могут сознательно управлять для достижения определенной цели. Таким образом, объект управления должен находиться в определенных условиях или под определенным воздействием, чтобы он начал изменять направление своих действий или воздействия.
Субъект управления — один из элементов управленческой системы, т.е. одно из подразделений предприятия или личность, которые направляют управленческий процесс, выявляют отклонения от требуемого результата и принимают управленческие решения по устранению отклонений.
Объект управления — та часть управленческой системы, на которую направлен конкретный управленческий процесс со стороны других элементов.
Управленческая система — системная совокупность объектов и субъектов управления, которые с помощью управленческих связей в определенном порядке объединены в единое целое для выполнения совместных действий и их согласования при достижении общей цели. Субъект играет в системе роль управляющей подсистемы, а объект — управляемой. Взаимодействие этих подсистем осуществляется только по управленческим связям в основном в форме обмена управленческой информацией с помощью прямых или косвенных сигналов материального или нематериального характера. Структура системы управления схематично показана на рис. 2.2.
Управленческая связь — установленные формально правила, порядок и направление обмена управленческой информацией между элементами управленческой системы, которые регламентируют взаимоотношения между ними и определяют их статус. Таким образом, управленческая связь дает право и возможность образованию между элементами управленческой системы управленческих отношений рис. 2.3.
Управленческая информация — совокупность сведений о положении и процессах, протекающих на шахте и ее окружении, которые служат основой для принятия управленческих решений.
Управленческое решение — творческое и волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или достижению цели. Управленческое решение от субъекта к объекту поступает в форме управленческих команд (распоряжений), при этом между ними возникают управленческие отношения и, в последствие объект выполняет соответствующее действие (или бездействие).
Управленческая команда — задание, выдаваемое субъектом объекту, которое он должен выполнить, т.е. совершить определенные операции, процедуры, действия и движения для достижения поставленной цели.
Операция — это способ осуществления действия, характер которого зависит от условий выполнения действия, имеющихся у объекта умений и навыков, наличия средств осуществления действия.
Процедура — это порядок и последовательность осуществления операций.
Действие — это часть операции и процедуры, выполняемые объектом после получения им управленческой команды. Таким образом, действие — это часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную работником цель. Действия могут быть умственные и физические. Умственные действия в большей степени характерны субъектам управления, а объекты управления в большей степени выполняют физические действия.
Для возможности осуществления операций и процедур, а также выполнения действий и движений, субъект и объект управления должны обладать определенными компетенциями и для этого должны обладать определенным набором профессиональных знаний и быть способными выполнять определенные умения и навыки.
Компетенции — это набор знаний и пониманий (т.е. это теоретические знания в какой-либо научной или производственной сфере, способность знать и понимать), знания как действовать (т.е. это практическое и оперативное использование знаний к конкретной ситуации) и знания как существовать (т.е. это ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и сосуществования с другими в социальном контексте). Схематично содержание и структура компетенций показаны на рис. 2.4. Таким образом, это предметная область, в которой субъект и объекты хорошо разбираются и в которой они проявляют готовность к выполнению умственных или физических действий.
Право выполнять работу — возникает, когда наличие определенных компетенций, наделяют работника уверенностью в том, что он умеет качественно выполнять определенную работу и таким образом может гарантировать обязательства по ее выполнению.
Профессиональные знания — это совокупность теоретических, практических и научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности.
Умение — способность человека выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний и пониманий. Системы умений различных видов формируют соответствующие компетенции. Умения разделяются по видам.
Навыки — это умения, которые вследствие многочисленных повторений становятся автоматическими и выполняются с использованием подсознательного контроля. Их можно рассматривать как свойство личности, которое проявляется в ее способности в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем подсознания.
Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка. Сенсорные навыки при перерывах менее устойчивы, чем двигательные.
![]() |
Следует отметить, что из людей, первоначально достигших равных компетенций, впоследствии одни остаются на уровне умельцев и профессионалов, а другие достигают уровня — "мастер", т.е. их компетенции возрастают до уровня мастерства. Это схематично показано на рис. 2.5.
|
Мастерство — это высший уровень развития профессиональных умений и конечная желаемая цель профессионального обучения. Оно достигается практикой и потому обычно уже только на производстве. Мастерство — это легкость точного, быстрого и творческого выполнения сложной работы. Есть рабочие, выполняющие свое дело с большой точностью и достаточно быстро, но напрягающие при этом все свои силы, работающие с максимальной затратой энергии. Они могут быть: неумехи, дилетанты, знатоки, умельцы и профессионалы (профи), но не мастера, потому что в их работе нет легкости, экономной траты энергии, нет ее избытка, дающего возможность плодотворно работать длительное время и творчески преодолевать непредвиденные осложнения. Мастерство — это надежность в работе, гарантирующая высокое качество и устойчивый ритм труда.
Мастер отличается от неумехи, дилетанта, знатока, умельца, профессионала взаимосвязью между умением качественно "Действовать" и получать соответствующий качественный "Результат".
Неумеха не умеет ничего, поэтому чаще всего получает "Отрицательный результат" (бывает, что "дуракам везет", но отнюдь не всегда, только в русских сказках).
Дилетант пробует что-то, как умеет, и поэтому результат у него получается примитивный.
Знаток много рассказывает, а еще больше учит других, однако сам мало что из этого умеет делать, поэтому результат достигает редко и посредственный.
Умелец — уже научился получать приемлемый результат, соответствующий затратам.
Профи — заранее точно знает, какой результат можно получить в какой ситуации, и с какими затратами.
Мастер — отличается от всех вышеперечисленных тем, что как профи может все планировать и правильно может действовать, однако, ему для этого не нужно огромные умственные усилия, он это может делать "мастерски", бессознательно, автоматически, виртуозно, искусно и т.д.
Главное отличие мастера от остальных — он весь свой умственный потенциал и все свои мыслительные способности направляет на достижение ранее не существовавшего результата, именно благодаря тому, что на профессиональные "Действия" он не тратит умственные усилия, они у него все направлены на творческий процесс, т.е. он просто придумывает как в сложившейся ситуации поступить по-новому, еще более лучше и рациональнее, и таким образом он "Создает новое совершенство", поступает новаторски.
Сноровка (хватка) — это качество человека, приобретенная им привычка на основе продолжительного опыта, которая позволяет ему уметь выполнять какое-то конкретное дело правильно, ловко, искусно и быстро, т.е. в этом случае человек владеет каким-то конкретным делом в совершенстве, поэтому выполняет все характерные для этого дела операции, процедуры, движения, действия координировано, точно, виртуозно и рационально, на высочайшем уровне мастерства.
Управленческие отношения — правила и порядок взаимодействия между элементами управленческой системы, которые устанавливаются при наличии между ними управленческой связи, т.е. это установление зависимости их друг от друга: субъекта управления от объекта, управляющей подсистемы от управляемой и на оборот, в процессе осуществления ими управленческого труда. Суть такой зависимости состоит в том, что одни элементы системы (субъекты) заинтересованы вырабатывать управленческие команды и с помощью их влиять на поведение других элементов системы (объектов), которые, в свою очередь, в силу определенных причин заинтересованы выполнять действия, предписываемые управленческими командами субъектов и сообщать им о достигнутых результатах после выполнения объектами действий.
Управленческий процесс (труд) — совокупность и определенный набор компетенций, которые позволяют выполнять последовательность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, которая осуществляется в рамках организационной структуры шахты.
Реалии современного промышленного производства на шахте и тенденции в нашем обществе заставляют понятие «управление» заменять понятием «менеджмент», поэтому в дальнейшем следует разобраться в правомерности такой замены терминов и допустимо ли это делать.
