Социологические исследования: сущность и функции. Виды социологических исследований. Методология и методика социологических исследований

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ"

Кафедра социальной работы и социологии

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Методические указания для аспирантов,

Обучающихся по специальности

Социальная структура,

Социальные институты и процессы

 

 

Хабаровск 2009



ББК 60.65

С - 309

 

Автор-составитель:

 

 

Сидорова Наталья Петровна – доцент кафедры социальной работы и социологии ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», кандидат социологических наук, доцент

 

                    

 

Организация, методика и техника социологического исследования: методические указания для аспирантов специальности 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты и процессы». – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – 18 с.

 

 

Рецензент:

Кривоносова Людмила Александровна – доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и социологии ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы»

 

 

Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей по специальности 22.00.04 «Социальная структуры, социальные институты и процессы» и составлена в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.

Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям и самостоятельной работы аспирантов.

 

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом ДВАГС

 

 

© Дальневосточная академия

государственной службы, 2009 г.

 © Кафедра социальной работы и 

социологии, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1 Цели и задачи учебной дисциплины…………………..…4   2 Структура учебной дисциплины..………………………….5   3 Учебно-тематический план …………………………..……..6   4 Программа дисциплины………….……………………………8   5 Семинарские и практические занятия ……...…………11   6 Самостоятельная работа студентов ………………...…13   7 перечень рекомендуемой литературы …………………15   8 Словарь основных терминов…………………………...…..17      

Цели и задачи учебной дисциплины

 

Цель курса – дать аспиранту и соискателю в области социальных наук целостное представление об основных принципах и методах организации социологического исследования.

Требования к исходному состоянию знаний и навыков аспирантов. Аспиранты и соискатели должны быть знакомы с основами методологии и организации социологических исследований, основами математической статистики и анализа данных при помощи математико-статистических методов, приемами анализа вторичных данных количественного социологического исследования.

Место дисциплины в системе учебного плана образовательно-профессиональной ступени

Изучая данную дисциплину, аспиранты и соискатели осваивают принципы и практические критерии выбора для использования в профессиональной работе уже изученных ими методов и техник сбора, обработки, анализа и предъявления пользователям социологической информации, в т.ч. с учетом ресурсных ограничений проведения социологических исследований. Приобретенные знания и навыки завершают формирование блока квалификации «Методика, техники и организации социологических исследований» и служат базой овладения последующими специальными дисциплинами с точки зрения их практического применения в работе социолога.

В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны знать:

преимущества и недостатки основных методов сбора и дальнейшего использования социологической информации;

алгоритмы и критерии оценки применимости основных методов в конкретных исследовательских ситуациях;

об основных ресурсных условиях использования различных методов и техник сбора и дальнейшего использования социологической информации;

о подходах к совместному использованию социологической, экономической и иной информации;

о нормах профессиональной этики и авторского права, регулирующих использование методов, техник, алгоритмов и дизайна отчетных материалов, применяемых в работах социологического характера.

уметь: составлять сравнительные таблицы для оценки методов и техник сбора и использования социологической информации применительно к конкретным задачам;

оценивать результаты применения конкретных методик и техник, величину и направленность имеющихся погрешностей;

строить на базе одинаковых данных различные графические изображения и характеризовать специфику аспекта данных, отображаемых каждым видом графических форм.



Структура учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Организация, методика и техника социологического исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Методология научного исследования», «Общая социология» и др. Ее изучение осуществляется в форме чтения лекционного курса и проведения семинарских (практических) занятий.

Контроль проводится при помощи письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. По наиболее сложным и трудным для восприятия темам организуется подготовка научных докладов и сообщений, что способствует усвоению и более прочному закреплению необходимых знаний.

 

Специальность

Количество часов

Форма контроля (КСР)

всего

в т.ч. по формам обучения

Лек-ции Семинары СРС
22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» 45 12 12 18 3


Учебно-тематический план

 

№ п/п Раздел, тема Лекции Семинары и практические занятия Самостоятельная работа Всего, часов
1. Социологические исследования: сущность и функции. Виды социологических исследований. Методология и методика социологических исследований. 2     2
2. Научно-исследовательская программа социологического исследования. Разработка программы и ее содержание. 2     2
3. Виды опросов. Их сущность и назначение в разработке эмпирического и теоретического знания. 2     2
4. Типы шкал и их применение.   2 2 4
5. Качественные характеристики измерения: точность, надежность, устойчивость, валидность.   2   2
6. Понятие гипотез в социологическом исследовании. Основные требования предъявляемые к ним. 2     2
7. Понятие выборочного метода. Основные этапы проектирования выборки.   2 2 4
8. Метод эксперимента. 2     2
9. Анализ документов. Контент-анализ.   2 2 4
10. Качественные методы социологического исследования. 2     2
11. Понятие логики научного исследования. Приемы и процедуры качественного и количественного описания социальных явлений.     4 4
12. Метод наблюдения.   2 2 4
13. Обработка и анализ социологической информации.   2 2 4
14. Анализ социологической информации: первичный и вторичный анализ в социологии.     4 4
  Контроль самостоятельной работы       3
  Итого 12 12 18 45


Программа дисциплины

Социологические исследования: сущность и функции. Виды социологических исследований. Методология и методика социологических исследований.

Описание и объяснение как стратегия исследования, их цели и задачи. Роль языка в научном познании. Описание в терминах переменных и значений.

Стадии исследования проблемы. Классификация видов исследований в социальной работе: монографическое и сравнительное; разведывательное, описательное и аналитическое; точечное и повторное и т.д.

Пилотажное исследование. Полевые и лабораторные исследования. Эксперимент и его разновидности как особый тип исследования. Оценка эффективности программ. Выборочное исследование. Изучение отдельного случая.

Структура исследовательского социологического процесса. Этапы социологического исследования. Основные виды социологического исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: