Типы шкал и их применение

(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды шкал в социологии. Номинальная, порядковая и интервальная шкалы.

2. Понятие «социальная установка», особенности его операционализации в конкретном социологическом исследовании.

3. Изучение направленности социальных установок как предпосылка формирования прогноза характера массового действия.

4. Ценностная природа социальных установок и принципы их классификации.

5. Терминальные и инструментальные ценности.

6. Исследование установок методами прикладной социологии - шкалированием.

7. Шкала самооценки, ее конструирование, возможности использования.

8. Шкала ранжирования, ее конструирование, возможности использования.

9. Метод парных сравнений, его сущность, использование при измерении "социальных дистанций".

10.Шкала Богардуса, ее конструирование и возможности использования.

11.Шкала Терстоуна, ее конструирование и возможности использования.

12.Методика исследования социальных установок М. Рокича. Шкалограммный анализ Л. Гуттмана.

13.Анализ системы личностных диспозиций В. Ядова.

 

 

Семинарское занятие №2

Качественные характеристики измерения: точность, надежность, устойчивость, валидность

(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Способы проверки процедуры первичного измерения на надежность.

2. Надежность методик в социальных науках.

3. Основные показатели надежности.

4. Понятие и виды валидности в социальных науках.

5. Методы измерения точности (усточивости) социологической информации.

 

Семинарское занятие №3

Понятие выборочного метода. Основные этапы проектирования выборки

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие выборочного метода, генеральная и выборочная совокупности.

2. Репрезентативность выборки, определение объема выборочной совокупности.

3. Основные типы выборки.

 

Семинарское занятие №4

Анализ документов. Контент-анализ

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Когда и почему возникает необходимость в применении метода анализа документов?

2. Как используется метод анализа документов в современных исследованиях?

3. В чем заключаются достоинства и недостатки метода анализа документов?

4. Каким бывают документы по способу фиксации?

5. Какими бывают документы по форме изложения? Что является источником статистической документации?

6. Чем отличаются личные и безличные документы от официальных и неофициальных?

7. Какие документы в зависимости от источника информации лучше всего использовать при анализе и почему?

8. Какими могут быть документы с точки зрения подлинности и истинности?

9. Какие традиционные виды анализа вы знаете? В чем их специфика?

10. Что из себя представляет формализованный анализ документов?

11. В каком случае целесообразно проведение контент-анализа?

12. Каким образом необходимо осуществлять выбор необходимых видов документов?

13. Каким критериями должен руководствоваться исследователь при сборе информации из документальных источников?

14. Какие проблемы возникают при выборе необходимых документов?

15. Какие этапы проведения контент-анализа можно выделить?

16. Что необходимо соблюдать при выборе категорий и единиц контент-анализа? Какие критерии предъявляются к категориям контент-анализа?

17.  Как разрабатывается инструментарий контент-аналитического исследования?

18. Какие правила должен соблюдать кодировщик?

 

Семинарское занятие №5

Метод наблюдения

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличается научно-организованное наблюдение от обыденного?

2. Чем отличается процесс наблюдения в социальных науках от наблюдения в естественных науках? Какие общие черты присущи социологическому и естественно-научному наблюдению?

3. Какие требования необходимо соблюдать для повышения общего уровня надежности первичной социальной информации?

4. Какие возможные направления наблюдения может планировать исследователь при проведении нестандартизированного наблюдения?

5. Что характерно для стандартизированного наблюдения?

6. Чем отличается контролируемое наблюдение от неконтролируемого?

7. В каком случае целесообразно проводить скрытое наблюдение, какие этические правила в данном случае должен соблюдать исследователь?

8. Какие четыре вида наблюдения в зависимости от роли и степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации выделяют?

9. Какие требования необходимо соблюдать при проведении включенного наблюдения?

10. Какие виды наблюдения по условиям организации, по регулярности проведения и частоте проведения вы знаете?

11. На какие этапы можно разбить процесс наблюдения? Какая работа осуществляется на каждом этапе?

12. Какие достоинства и недостатки (субъективные и объективные) присущи методу наблюдения?

13. Какими знаниями и умениями должен обладать наблюдатель?

14. Как выглядит примерная структура инструкции наблюдателю?

15. Какие типичные ошибки имеют место при проведении наблюдения?

16. Какие правила необходимо выполнять для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных?

 

Семинарское занятие №6

Обработка и анализ социологической информации

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. В чем различие качественных и количественных данных?

2. Каковы приемы сжатия информации?

3. Каковы способы наглядного представления информации?

4. Как можно повысить надежность качественных данных?

5. Каковы основные приемы статистического описания данных?

6. Что такое корреляция и как ее измеряют?

7. Каковы принципы статистического вывода?

 

Задание:

1. Подготовить бланки с первичными социологическими данными для обработки (проверить полноту заполнения, правильность кодировки и т.д.)

2. Создать матрицу базы данных (структурную основу) в программе SPSS.

3. Ввести первичные результаты опроса в программу (перенести данные с бумажных носителей в компьютер).

4. Провести первичный анализ данных, составить с использование возможностей программы линейные и парные распределения.

5. Представить результаты исследование в виде графиков и иллюстраций.

6. Сформулировать выводы по полученным данным

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: