Научно-исследовательская программа социологического исследования. Разработка программы и ее содержание

 

 Разработка программы исследования. Ее назначение и основные функции, основные части программы: методологическая, методическая и организационная.

Проблемная ситуация исследования. Процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы. Примерная структура описания проблемы. Классификация проблем в социологических исследованиях. Ошибки, допускаемые при выдвижении проблем.

Определение цели и задач исследования. Основные и дополнительные задачи. Последовательность выдвижения задач в зависимости от основной цели исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики объекта. Интерпретация основных понятий. Формулировка гипотез исследования. Виды гипотез. Основные требования, предъявляемые к гипотезе.

Определение объема выборки. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Репрезентативная выборка. Оптимальный объем выборки. Виды выборок. Краткая характеристика основных типов выборки. Основные правила для построения надежной выборки.

Виды шкал, используемых в исследованиях в области социальной работы.

Описание используемых методов сбора первичной информации. Логическая структура используемого инструментария. Методика обработки информации.

Общий план и рабочий план исследования. Пилотажное исследование.

 

Виды опросов. Их сущность и назначение в разработке эмпирического и теоретического знания.

 

Опрос и его разновидности: анкетирование и интервью. Организационные формы проведения опроса - по месту работы, по месту жительства. В зависимости от источника информации - массовые и специализированные опросы.

Виды анкетирования. По объему - сплошное и выборочное анкетирование. По способу заполнения анкет - прямая анкета и косвенная анкета. По способу общения - личное и заочное анкетирование. По способу распространения анкет - прессовое, почтовое и раздаточное. По процедуре проведения - групповое и индивидуальное анкетирование. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования.

Методика составления анкеты социального исследования. Структура анкеты. Классификация анкеты. Правила проверки составления анкеты.

 

Понятие гипотез в социологическом исследовании. Основные требования предъявляемые к ним.

 

Гипотеза как форма научного познания. Логическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипотезы. Требования, предъявляемые к научным гипотезам: релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием. Объяснительная и предсказательная сила гипотезы. Критерий простоты гипотез. Эвристические принципы отбора гипотез.

Метод эксперимента.

 Специфика эксперимента в естественных и общественных науках. «Двойная слепая» схема эксперимента. Логическая структура эксперимента. Зависимые и независимые переменные. Экспериментальные и контрольные группы. Рандомизация. Проблема отношения к экспериментальной ситуации субъектов эксперимента «demand characteristics». Реальная и заявляемая цель эксперимента, этика эксперимента и дебрифинг. Научно-исследовательские и практические эксперименты. Проективные эксперименты (активные и пассивные). «Квази-эксперименты» («параллельная схема», «до и после» схема). Классификация экспериментов по содержанию. Примеры использования экспериментов в различных сферах социальной практики: управлении, прогнозировании, маркетинге, рекламе.

 

Качественные методы социологического исследования.

Соотношение количественных и качественных методов в социологических исследованиях. Специфика качественных и количественных методов. Теоретические предпосылки качественной социологии. Типы (стили, тактики, дизайны) качественных методов. Кейс-стади. Grounded theory.

Этнография как качественный метод. Культура как разделяемая система значений. Уровни анализа: поведение, знание, артефекты. Символический интеракционизм. Включенное наблюдение: from the native point of view. Понятие этноцентризма.

Информант, респондент, информатор. Как выбрать информанта. Информанты «хорошие» и «плохие». Условия успешного интервью.

Качестьвенный анализ теста. Рассказ, или нарратив, как особый тип текста. Дискурсивный анализ. Ван Дейк. Нарративный анализ. В.Я. Пропп и структурализм. «Этнографический» анализ текста. Анализ текстов с точки зрения этнометодологии. Риторика.

Биографический метод. Конструирование биографии. Биография как саморепрезентация. Анализ биографических и автобиографических текстов.

Устная история. Память коллективная и индивидуальная. Социальное конструирование устной истории. Социальная функция устной истории. Пример: семейный фольклор.

Анализ личных документов. Виды личных документов. «Наивная литература» (воспоминания, автобиографии, альбомы). Вещь как этнографическое свидетельство.

Анализ визуального материала. Примеры визуального материала (икона, фотография, татуировка). Приемы работы с такими источниками. Семиотический подход. Этнометодология.



Планы семинарских (практических) занятий

Семинарское занятие №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: