При преподавании данной дисциплины используются следующие методы организации учебного процесса:
Методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности |Словесные |Индуктивные и |Репродуктивные |Методы ||Наглядные |дедуктивные |и |самостоятельной ||Практические | |проблемно-поиск |работы и работы || | |овые |под || | | |руководством || | | |преподавателя ||Источники |Логика |Мышление |Управление | Методы стимулирования и мотивацииучебно-познавательной деятельности |Методы стимулирования и |Методы стимулирования и ||мотивации интереса к учению |мотивации долга и || |ответственности в учении | Методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности |Методы устного |Методы письменного |Методы ||контроля и |контроля и |практиче- ||самоконтроля |самоконтроля |ского контроля | Словесные методы:1. объяснение;2. рассказ;3. беседа;4. дискуссия;5. работа с книгой;6. инструктаж. К самостоятельным методам относятся:1. конспектирование;2. составление плана текста;3. реферирование;4. цитирование;5. аннотирование;6. рецензирование;7. составление справки (сведений о чем-либо, полученных после поисков;8. составление формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного;9. составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;10.составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).
Основные разновидности самостоятельной работы (работа над книгой, наблюдение, эксперимент, конструирование, моделирование, решение задач) составляют содержание аудиторных и внеаудиторных форм работы на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях, при подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов) и др. Учебные задания для самостоятельной работы удовлетворяют следующим требованиям:
|
|
1) имеют понятные для студентов цели заданий;
2) задания содержат алгоритм их выполнения и элементы новизны;
3) имеется возможность их своевременного контроля и коррекции.
|
|
Под формой организации понимается внешнее выражение учебного процесса на определенном отрезке времени его осуществления, характерное условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов.
К числу их относятся:
1. лекция;
2. практические занятия;
3. самостоятельные занятия;
4. индивидуальное собеседование;
5. тестирование;
6. игра;
7. учение;
8. коллоквиум;
9. профессиональный тренинг (тренировка);
10.консультации;
11.формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, рубежный контроль, самоконтроль.
Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную, воспитательную, развивающую и дополнительные – активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.
Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Черновой вариант.
Как я узнаю, о чем я думаю, пока я не увижу, что говорю? (E.M. Forster in Murray, 1982, С. 86)
Вы можете изобретать прекрасные идеи, но вы научитесь писать только тогда, когда будете оформлять их в виде текста. Иногда вам придется буквально заставлять себя писать, особенно тогда, когда не совсем ясно, что у вас складывается в итоге. Работа над текстом не только помогает прояснить идеи, но и открывать новое.
Возможно, запись чего-то актуального для вашего реферата (например: введения, идеи, которую надо «развернуть», ключевых фактов) вам будет удобно начать полными, законченными предложениями.
Свою работу вам необходимо непрерывно проверять и редактировать. Некоторые делают это в процессе работы, другие – оставляют на тот момент, когда черновик уже завершен. Вам потребуется по меньшей мере один черновой проект до завершения реферата, а может быть, вы напишете несколько вариантов.