Методические рекомендации преподавателю

При преподавании данной дисциплины используются следующие методы организации учебного процесса:

 

Методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности |Словесные    |Индуктивные и |Репродуктивные |Методы           ||Наглядные    |дедуктивные |и                        |самостоятельной ||Практические |                      |проблемно-поиск |работы и работы ||                       |                      |овые                  |под                  ||                       |                      |                          |руководством ||                       |                      |                          |преподавателя ||Источники    |Логика          |Мышление       |Управление   | Методы стимулирования и мотивацииучебно-познавательной деятельности |Методы стимулирования и      |Методы стимулирования и         ||мотивации интереса к учению |мотивации долга и                       ||                                                   |ответственности в учении           | Методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности |Методы устного  |Методы письменного |Методы                     ||контроля и           |контроля и                |практиче-                   ||самоконтроля      |самоконтроля           |ского контроля          | Словесные методы:1. объяснение;2. рассказ;3. беседа;4. дискуссия;5. работа с книгой;6. инструктаж. К самостоятельным методам относятся:1. конспектирование;2. составление плана текста;3. реферирование;4. цитирование;5. аннотирование;6. рецензирование;7. составление справки (сведений о чем-либо, полученных после поисков;8. составление формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного;9. составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;10.составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Основные разновидности самостоятельной работы (работа над книгой, наблюдение, эксперимент, конструирование, моделирование, решение задач) составляют содержание аудиторных и внеаудиторных форм работы на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях, при подготовке к экзаменам, написании рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов) и др. Учебные задания для самостоятельной работы удовлетворяют следующим требованиям:

1) имеют понятные для студентов цели заданий;

2) задания содержат алгоритм их выполнения и элементы новизны;

3) имеется возможность их своевременного контроля и коррекции.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, с использованием мультимедийной техники и др. Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:1. упражнения;2. практические работы. Форма организации.

Под формой организации понимается внешнее выражение учебного процесса на определенном отрезке времени его осуществления, характерное условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов.

К числу их относятся:

1. лекция;

2. практические занятия;

3. самостоятельные занятия;

4. индивидуальное собеседование;

5. тестирование;

6. игра;

7. учение;

8. коллоквиум;

9. профессиональный тренинг (тренировка);

10.консультации;

11.формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, рубежный контроль, самоконтроль.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную, воспитательную, развивающую и дополнительные – активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все формы в своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Черновой вариант.

Как я узнаю, о чем я думаю, пока я не увижу, что говорю? (E.M. Forster in Murray, 1982, С. 86)

Вы можете изобретать прекрасные идеи, но вы научитесь писать только тогда, когда будете оформлять их в виде текста. Иногда вам придется буквально заставлять себя писать, особенно тогда, когда не совсем ясно, что у вас складывается в итоге. Работа над текстом не только помогает прояснить идеи, но и открывать новое.

Возможно, запись чего-то актуального для вашего реферата (например: введения, идеи, которую надо «развернуть», ключевых фактов) вам будет удобно начать полными, законченными предложениями.

Свою работу вам необходимо непрерывно проверять и редактировать. Некоторые делают это в процессе работы, другие – оставляют на тот момент, когда черновик уже завершен. Вам потребуется по меньшей мере один черновой проект до завершения реферата, а может быть, вы напишете несколько вариантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: