Тема 3.3 Почвы лесостепной зоны

Студент должен

иметь представление:

- о географическом положении лесостепной зоны и её природных условиях;

- о происхождении серых лесных почв;

знать:

- особенности почвообразования в лесостепи;

- строение, классификацию и лесорастительные свойства серых лесных почв, мероприятия по их использованию и улучшению;

- виды эрозии почв, факторы, влияющие на её развитие;

- мероприятия по защите почв от водной и ветровой эрозии;

уметь:

- определять и описывать серые лесные почвы по монолитам;

-  читать схемы на смытость почв;

-  разрабатывать комплекс мер по улучшению плодородия серых лесных почв.

Географическое положение лесостепной зоны. Природные условия почвообразования в лесостепи. Генезис серых лесных почв, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. Лесорастительные свойства. Использование и улучшение серых лесных почв. Эрозионные процессы в лесостепной и степной зонах. Виды эрозии почв. Факторы, влияющие на развитие эрозии. Вред, причиняемый эрозией. Мероприятия по защите почв от эрозии.

    Литература

Основная: (2), с. 114-117, 120; (3), с. 130-135.

Дополнительная: (5), с. 161—166.

 

Методические указания

При изучении данной темы важно уяснить взаимосвязь между природными условиями почвообразования и формиро­ванием почв. Обратить внимание на характеристику серых лес­ных почв и особенно на их лесорастительные свойства и ме­роприятия по повышению плодородия почв, так как данные почвы расположены в зоне сильного развития эрозионных про­цессов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие процессы формируют профиль серых лесных почв и в чем особенность их проявления?

2. Дайте характеристику серых лесных почв.

3. В чем отличие серых, светло-серых и темно-серых лесных почв?

4. Назовите пути рационального использования серых лес­ных почв в лесном хозяйстве.

5. Какие мероприятия проводятся для повышения плодоро­дия почв лесостепной зоны?

Тема 3.4 Почвы лугово-степной зоны

Студент должен

иметь представление:

- о географическом положении чернозёмов, их происхождении;

знать:

- особенности образования чернозёмов лесостепной и степной зон;

- классификацию, характеристику и лесорастительные свойства чернозёмов, мероприятия по повышению их плодородия;

уметь:

- определять и описывать чернозёмы по монолитам.

Границы лугово-степной зоны. Природные условия почвообразования. Происхождение чернозёмов, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. Лесорастительные свойства чернозёмов, их народно-хозяйственное значение.

Мероприятия по сохранению и повышению плодородия чернозёмов.

    Литература

Основная: (2), с. 121-128; (3), с. 135-142.

Дополнительная: (5), с. 167-176.

 

Методические указания

Черноземы занимают довольно обширную территорию. Бла­годаря мощному гумусовому слою с водопрочной комковато-зернистой структурой, значительным запасом элементов пита­ния, благоприятным водно-воздушным и физико-химическим свойствам они обладают высоким плодородием, поэтому важно представлять, где располагаются черноземы и каково их проис­хождение и значение. Необходимо знать сущность почвообра­зовательного процесса, строение и агрохимические свойства черноземов, уяснить отличие их подтипов.

По плодородию черноземы превосходят все другие почвы, но при неумелом использовании можно истощить и чернозе­мы, поэтому следует обратить внимание на использование чер­ноземов, на мероприятия по сохранению и повышению плодо­родия их: правильная организация территории, борьба с ветро­вой и водной эрозиями почв, накопление влаги в почве, применение удобрений и т. д. Особую роль в степи играют лес­ные насаждения, которые, в основном, выполняют защитную, противоэрозионную функцию. Необходимо обратить внима­ние на ассортимент древесных пород, используемых с этой целью.

Вопросы для самоконтроля

1. Где расположена лугово-степная зона? Перечислите ос­новные почвы лугово-степной зоны.

2. Каково строение черноземов и какими свойствами они обладают?

3. В чем отличие основных подтипов черноземов?

4. Как используются черноземы?'

5. Как можно повысить плодородие черноземов?

Тема 3.5 Почвы засушливых зон

Студент должен

иметь представление:

- о географическом распространении зон сухих степей, полупустынь, пустынных степей и пустынь;

знать:

- особенности образования и использования почв засушливых зон;

- строение и свойства почв засушливых зон, мероприятия по их улучшению.

Границы засушливых зон. Природные условия почвообразования.

Генезис каштановых, бурых, серо-бурых почв и серозёмов, их строение, агрохимическая характеристика и классификация. Лесорастительные свойства, использование почв засушливых зон и повышение их плодородия.

Литература

Основная: (2), с. 128-132; (3), с. 143-151.

Дополнительная: (5), с. 176-186.

 

Методические указания

Изучая почвы засушливых зон, нужно обратить внима­ние на то, что здесь, как и в лугово-степной зоне, почвы фор­мируются под влиянием дернового процесса почвообразова­ния, но он имеет свои особенности в связи с небольшим коли­чеством осадков и очень большим испарением. Следует уяс­нить различия между подтипами каштановых почв. Важно знать агрохимическую характеристику почв засушливых зон, использование и повышение их плодородия. Обратите внимание на особенности образования и использования серо­земов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности почвообразования в за­сушливых условиях?

2. Каковы особенности образования сероземов?

3. Как используются почвы засушливых регионов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: