Составление почвенных карт

Студент должен

иметь представление:

- о целях и задачах исследования почв;

знать:

- методику исследования почв;

- виды и назначение почвенных разрезов, расположение, технику их заложения и описания;

- особенности почвенного обследования лесных питомников;

- виды почвенных карт;

- методику составления почвенных карт и картограмм;

уметь:

- читать и составлять почвенные карты и агрохимические картограммы;

- назначать мероприятия по повышению плодородия почв.

Задачи исследования почв. Подготовка к почвенным исследованиям. Методика полевого исследования почв. Рекогносцировочное и детальное почвенное обследование. Виды и назначение почвенных разрезов. Расположение, техника их заложения и описание почвенного разреза. Особенности почвенного обследования лесных питомников.

Камеральная и лабораторная обработка материалов полевых почвенных исследований. Составление почвенных карт и картограмм.

Назначение комплекса мероприятий по повышению плодородия почв.

Литература

Основная: (2), с. 146-149; (3), с. 167-173, 188-196.

Дополнительная: (5), с. 204-212.

 

Методические указания

Почвенные исследования на лесохозяйственных объектах помогают решать различные задачи. Они используются при планировании лесного хозяйства, разработке мер по повыше­нию продуктивности лесов и т. д., поэтому при изучении дан­ной темы необходимо обратить внимание на ее значимость для специалистов лесного и лесопаркового хозяйства.

При изучении этой темы следует обратить внимание на про­ведение агрохимического обследования почв лесных питомни­ков постоянных лесосеменных участков (ПЛСУ) и лесосеменных плантаций (ЛСП), так как оно по­зволит выявить содержание питательных элементов в почве, определить состав и реакцию почвенного раствора, установить потребность в удобрениях, известковании, гипсовании, а в ко­нечном итоге — по результатам полевого исследования почв составляются почвенные карты, картограммы и т. д., даются практические рекомендации по использованию и повышению плодородия почв.

Для закрепления теоретических знаний студенты должны выполнить практическую работу по заложению и описанию почвенного разреза в натуре (в лесу, под пологом основных лесообразующих пород лесничества, на вырубке, в питомнике), изучить морфологические признаки, описать разрезы по фор­ме, приложенной к методическим указаниям.

 

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью проводится полевое исследование почв?

2. Из каких этапов состоит весь цикл почвенных исследова­ний?

3. Какие виды почвенных разрезов вы знаете и каковы цели их заложения?

4. Как правильно выбрать место под разрез?

5. Какие работы выполняются в камеральный период?

6. Как и с какой целью проводится агрохимическое обследо­вание лесных объектов?

РАЗДЕЛ 4. ВЛИЯНИЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОЧВУ

Тема 4.1 Влияние рубок на почву

Студент должен

знать:

- влияние рубок главного пользования и рубок ухода на почвообразовательный процесс и лесорастительные свойства почв.

Влияние рубок главного пользования на почвообразовательный процесс и лесорастительные свойства почв.

Изменение почвы под влиянием рубок ухода в лесной и лесостепной зонах.

    Литература

    Основная: (2), с. 96-97.

    Дополнительная: (8), с. 63-71.

 

Методические указания

    Существенные изменения лесных почв в результате хозяйственной деятельности человека как по глубине этих изменений, так и по площади связаны с различными рубками.

    При изучении данной темы необходимо обратить внимание на микроклимат, который создаётся на сплошных вырубках (температурный и световой режимы, влажность воздуха, скорость ветра, отложение снега и др.), изменение развития травянистой растительности, заболачивание вырубок. Ознакомиться с влиянием на почву мероприятий по очистке лесосек в сухих условиях местопроизрастания и условиях избыточного увлажнения.

    Так как влияние рубок ухода на почву проявляется различно в зависимости от природных условий, возраста, состава насаждений, почвенно-грунтовых условий, интенсивности и частоты рубок, предлагается изучить особенности влияния рубок ухода в лесной и лесостепной зонах.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как изменяется микроклимат на сплошных вырубках?

2. Как происходит заболачивание вырубок?

3. Как влияют на почву мероприятия по очистке лесосек от порубочных остатков в сухих условиях местопроизрастания?

4. Как изменяется почвенная среда под влиянием рубок ухода в лесостепной зоне?

5. Каково влияние рубок ухода на питание и водообеспеченность древесной растительности?

Тема 4.2 Влияние лесных пожаров на почву

И почвообразовательный процесс

Студент должен

знать:

- последствия влияния лесных пожаров на изменение состава растительности и свойства лесных почв.

Влияние почвенных условий на возникновение и распространение лесных пожаров.

Влияние лесных пожаров на круговорот элементов питания растений.

    Литература

    Дополнительная: (8) с. 71-72

 

Методические указания

    Большое внимание на состав растительности и свойства почв оказывают лесные пожары, которые часто охватывают огромные площади в лесной зоне.

    При изучении данной темы необходимо иметь ясное представление о влиянии почвенных условий на возникновение и распространение лесных пожаров, их связи с типами леса, условиями местообитания и составом леса.

    Следует обратить внимание на круговорот элементов питания и резкое сокращение вовлечения элементов в биологический круговорот при верховых пожарах, а также на изменение физических свойств почв (плотности, влагоёмкости, водопроницаемости, воздухоёмкости и т.д.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как влияют почвенные условия на возникновение и распространение лесных пожаров?

2. Как влияют лесные пожары на круговорот элементов питания растений?

3. Какие условия местообитания более подвержены пожарам?

4. Какие леса обладают малой загораемостью?

5. Как изменяются физические свойства почв под влиянием лесных пожаров?

Методические указания к выполнению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: