Студент должен
иметь представление:
- о географическом распространении засоленных почв, интразональности их размещения;
знать:
- основные типы засоленных почв и солодей, особенности их образования, химический состав и свойства;
- мероприятия по улучшению засоленных почв и солодей.
Распространение засоленных почв, интразональность их размещения.
Солончаки, их образование, химический состав и свойства. Рассоление солончаков, их улучшение и освоение.
Солонцы, их генезис, строение, свойства и классификация. Улучшение солонцов и их использование.
Генезис солодей. Строение, свойства, классификация солодей. Мероприятия по улучшению солодей и их использование.
Литература
Основная: (2), с. 132-138; (3), с. 152-158.
Дополнительная: (5), с. 186-193.
Методические указания
При изучении данной темы нужно иметь ясное представление о причинах засоления почв и их распространении, почему эти почвы называют интразональными, в чем причина гибели растений на данных почвах.
Следует обратить внимание на различия солончаков, солонцов и солодей, их агрохимическую характеристику и мероприятия по улучшению данных почв.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные причины образования засоленных почв.
2. Каков химический состав солончаков?
3. Как можно улучшить солончаки?
4. Как образуется солонец и каково его строение?
5. Как проводят улучшение солонцов?
6. Назовите характерные особенности солодей.
7. Пути рационального использования солодей.
Тема 3.7 Почвы влажных субтропиков и горных областей
Студент должен
иметь представление:
- о географическом распространении краснозёмов, желтозёмов и почв горных областей;
знать:
- особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности;
- характеристику почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.
Почвы влажных субтропиков, их распространение, образование, строение, агрохимическая характеристика. Лесорастительные свойства, использование и улучшение краснозёмов и желтозёмов.
Распространение почв горных областей. Вертикальная почвенная зональность. Формирование бурых лесных и горно-луговых почв, их строение и свойства. Лесохозяйственное использование почв горных областей.
Литература
Основная: (2), с. 138-142; (3), с. 158-163.
Дополнительная: (5), с. 194-195.
Методические указания
Почвы влажных субтропиков и горных областей имеют небольшое распространение. Однако лесоводы должны знать особенности их образования, строения, характеристику данных почв и правильно их использовать. Лесорастительные свойства почв влажных субтропиков, горных областей (красноземов и желтоземов, горных бурых лесных) вполне удовлетворительные. Но нужно иметь в виду, что при неправильном использовании этих почв они подвергаются водной эрозии.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности почвообразования в зоне влажных субтропиков?
2. В чем отличие красноземов и желтоземов?
3. Как используются почвы влажных субтропиков?
4. Каковы особенности образования почв в горах?
5. В чем различие между горными бурыми лесными почвами и горно-луговыми?
Тема 3.8 Почвы речных пойм
Студент должен
иметь представление:
- о распространении пойменных почв, строении поймы;
знать:
- особенности почвообразования в поймах рек;
- основные типы пойменных почв, их характеристику, использование и мероприятия по улучшению.
Распространение пойменных почв. Понятие о речной долине и пойме. Строение поймы. Особенности почвообразования в поймах рек. Пойменный и аллювиальный процессы почвообразования. Характеристика почв речных пойм, их классификация. Использование почв речных пойм и мероприятия по повышению их плодородия.
Литература
Основная: (2), с. 142-145; (3), с. 163-167.
Дополнительная: (5), 199-204.
Методические указания
При изучении данной темы следует представлять, что такое речная долина, пойма, из каких областей состоит пойма и чем они отличаются друг от друга. Нужно обратить внимание на то, что почвы речных пойм образуются под влиянием двух процессов: аллювиального и пойменного. Первый выражается в периодическом затоплении поймы вешними водами и оказывает сильное влияние на видовой состав растительности и микробиологическую деятельность. Второй влияет на химический состав почвообразующей породы и почв. В различных частях поймы эти два процесса проявляются по-разному, т. к. затопляемость их не одинакова, поэтому следует уяснить роль данных процессов в образовании аллювиальных дерновых, аллювиальных дерново-глеевых и аллювиальных болотных почв, также их характеристику. Специалистам лесного и лесопаркового хозяйства важно знать, как используются почвы речных пойм в лесном хозяйстве.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое речная пойма? Какие области поймы Вы знаете?
2. Каковы характерные особенности каждой области речной поймы?
3. Каковы особенности образования почв в поймах рек?
4. Как используются почвы речных пойм в лесном и сельском хозяйствах?
Тема 3.9 Методика исследования почв и