Тепловой расчет позволяет с достаточной степенью точности аналитическим путем определить основные параметры вновь проектируемого двигателя, а также проверить степень совершенства действительного цикла работающего двигателя.
Тепловой расчет является начальным этапом при проектировании двигателя, а также данные, полученные в ходе расчета, используются в последующих вычислениях и построениях.
Тепловой расчет начинается с выбора ряда недостающих в задании величин, необходимых для проведения расчета, причем выбираются величины, которые для производимого расчета не определяются по формулам.
Конечные результаты теплового расчета определяются с различной степенью точности. Это зависит от того, насколько правильно были оценены исходные величины теплового расчета: коэффициент наполнения, показатели политроп сжатия и расширения температуры подогрева смеси, температура остаточных газов и т.п.
Тепловой расчет является ориентиром, указывающим какие показатели будет иметь проектируемый двигатель при правильном инструктивном и технологическом выполнении.
|
|
Как правило, тепловой расчет двигателей производится для номинального режима при наивыгоднейших условиях подвода и сгорания топлива.
Основные принятые обозначения по тепловому расчету
cN - средняя скорость поршня, м/с;
D - диаметр цилиндра двигателя, м;
gC, gH, gO - элементарный состав топлива в долях кг, соответственно углерода водорода, кислорода.
gi - удельный индикаторный расход топлива, г/кВт-ч;
ge - удельный эффективный расход топлива, г/кВт-ч;
G T- часовой расход топлива, кг/ч;
Hu - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;
D Hu - потери тепла, вследствие химической неполноты сгорания, кДж /кг;
i - число цилиндров двигателя;
L o - теоретически необходимое количество воздуха для сгорания топлива
кмолей возд./кг топл.;
L - длина шатуна, м;
m т - молекулярная масса топлива, кг/моль;
M 1 - число молей свежей смеси, моль/кг топлива;
М 2 - число молей продуктов сгорания, кмоль/кг топлива;
m в - молекулярная масса воздуха, кг/моль;
mcV - средняя мольная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме
кДж/кмоль×К;
Ne - эффективная мощность, кВт;
n - частота вращения коленчатого вала, мин;
N л - литровая мощность, кВт/л;
n 1 - показатель политропы сжатия;
n 2 - показатель политропы расширения;
p о - давление окружающей среды, МПа;
pr -давление остаточных газов, МПа;
pа - давление конца впуска, МПа;
pс - давление конца сжатия, МПа;
pz - давление конца сгорания, МПа;
pb - давление конца расширения, МПа;
pi ’ — среднее индикаторное давление теоретического цикла, МПа;
pi - среднее индикаторное давление действительного цикла, МПа;
|
|
pе - среднее эффективное давление, МПа;
R - газовая постоянная воздуха, Дж/кмоль×К;
R - радиус кривошипа, м;
S - ход поршня, м;
Тr - температура остаточных газов, К;
Та - температура конца впуска, К;
Тс - температура конца сжатия, К;
Tz - температура конца сгорания, К;
Тb — температура конца расширения, К;
Т о — температура окружающей среды, К;
D T - величина подогрева свежего заряда, К;
V л - рабочий объем двигателя, л;
Vh - рабочий объем одного цилиндра, л;
a - коэффициент избытка воздуха;
g - коэффициент остаточных газов;
ρ0 - плотность окружающего воздуха, кг/м3;
e - степень сжатия;
h V - коэффициент наполнения;
hм - механический КПД;
h i - индикаторный КПД;
h е - эффективный КПД;
l- степень повышения давления;
mо - коэффициент молекулярного изменения горючей смеси;
m - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси;
x- коэффициент использования тепла при сгорании;
r - степень предварительного расширения;
t- тактность двигателя;
j - коэффициент полноты индикаторной диаграммы;
y- потерянная доля хода поршня
Рабочее тело и его свойства
Топливо